Пристоленко Олеся Владимировна
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому процессу у людей есть такие достижения, как шедевры искусства, великие изобретения и открытия.
Истоки этих достижений, конечно же, стоит искать в детстве, когда начинает формироваться интерес к познаниям. Ведь каждый ребенок по своей природе – творец и экспериментатор.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Формирование многогранной и целостной личности невозможно без развития творческих способностей. У детей они не всегда полностью реализуются самостоятельно. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить эти способности.
А зачем же их развивать?
Часто родители думают, что самым важным является интеллект, логика и память ребенка, забывая про творческий потенциал. Это большая ошибка. Творческое и логическое мышление не противопоставляются, а дополняют друг друга.
Занятия творчеством воздействуют на ребенка комплексно.
У малыша развивается наблюдательность, воображение, мышление, память, эмоциональный интеллект, поэтому творческое развитие не менее важно, чем интеллектуальное и физическое.
Ребенок дошкольного возраста активно вовлекается в творческую деятельность, ведь дети этого возраста очень любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А их мышление не стереотипно. Родители, поощряя ребенка, давая ему знания, привлекая его к разным творческим занятиям, способствуют обогащению опыта. Это и является предпосылкой для будущей творческой деятельности.
Как же развивать творческие способности ребенка?
Развитие творческих способностей требует стимулирования и системного подхода. Для того, чтобы воображение ребенка отличалось оригинальностью и смелостью идей, необходимо расширять методы, приемы и тот запас понятий, которые он смог бы использовать в фантазировании. Это и беседы об окружающем мире, и ответы на интересующие вопросы. Развивающие игры, мозаики и конструкторы.
Занятия рисованием, лепкой, чтение книг и прослушивание музыкальных произведений. Все это родители могут использовать ежедневно. Эти занятия не только развлекут. Но и принесут огромную пользу.
Какие же игры и упражнения можно использовать для развития творческих способностей?
Упражнение «Волшебная мозаика».
Цель: формировать умение ребенка создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
Взрослый раздает наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур: несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, как он хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение.
Упражнение «Танец».
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Взрослый предлагает ребенку придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. А взрослый должен угадать, какой образ задуман. Варианты – образ задан («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).
Игра «Обведи свою ладонь и оживи»
Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.
Ребенок самостоятельно обводит на листе бумаги руку. взрослый предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно.
Игра со скорлупой грецкого ореха.
Цель: формировать умение создавать различные поделки на основе элементарной формы путем многократного ее переконструирования.
Взрослый обращает внимание на то, что скорлупу можно повернуть по-разному (вверх дном, вниз дном, вертикально). При этом зарисовывает полученную форму на листе бумаги. На основании исходной формы предлагает нарисовать какой-либо предмет, изображение (например, черепаха, ежик, кораблик, дом и другое, что придумает ребенок).
После этого следует рассмотрение рисунка и обсуждение того, с помощью каких из имеющихся материалов (скорлупа грецкого ореха, пластилин, спички, соломка, бумага, клей) можно «оживить» рисунок.
Игра «Облака-загадки».
Цель: формировать умение находить в материале с нечеткими формами образы предметов.
Взрослый говорит о том, как интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т. д. Затем он поочередно показывает картинки с облаками и просит ребенка назвать как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурами людей.
Игра «Волшебные очки»
Цель: развивать действие соотнесения по форме.
Взрослый предлагает ребенку представить, что он надел волшебные очки, которые могут менять свою форму. Например, очки стали круглые и через них можно увидеть только круглые вещи. Ребенок осматриваются и называют все круглые предметы в комнате. Затем закрывает глаза и представляет, что в этих очках он вышел на улицу. Ему нужно назвать пять предметов круглой формы, которые он встретит.
Игра «Почемучки"
Цель: развить фантазию ребенка, умение формулировать и задавать вопросы.
Взрослый и ребенок по очереди задают друг другу вопросы и отвечают на них. Вопросы формулируют с помощью картинок.
Например: «Почему люди меняют одежду? Почему осенью улетают птицы? Почему летом не катаются на санках?» и т. д.
Таких игр и упражнений бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.
Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для развития творческих способностей.
Заботливые родители открывают для ребенка много возможностей, если регулярно с ним занимаются в комфортной психологической обстановке, предоставляют ему достаточно свободы и материалов для творчества, подают идеи и ненавязчево направляют.
Такие родители делают большой вклад в будущее своего ребенка!