Папки-передвижки

Проект «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах «Юные оркестранты» (4 фото)

Мария Петрова
Проект «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах «Юные оркестранты»
▼ Скачать + Заказать документы

«Обучение детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах «Юные оркестранты»

Проект «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах «Юные оркестранты»

одержание

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план

3. Требования к уровню образования программы

4. Диагностические показатели освоения курса программы

5. Учебно-методическое обеспечение программы

6. Консультации для родителей «Как сделать музыкальный инструмент своими руками»

Публикация «Проект „Обучение детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах „Юные оркестранты“» размещена в разделах

7. Список литературы

Пояснительная записка

В ХХ веке вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов (Б. Н Асафьев, Б. Л Яворский, Н. М. Гольденберг, Карл Орф, Пьер ван Хауве, Н. А Ветлугина, Лаптев И. Г., Ковалин В. Я., Кунцевич В. Н., Реминзовская Е. Р., Тютюнникова Т. Э. и др.). В особенности плодотворным в музыкальном развитии детей признано использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах (система детского музыкального воспитания Карла Орфа). Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских элементарных музыкальных инструментов до сих пор остается в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствие системного подхода в организации оркестров детских элементарных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области.

Актуальность

Совершенствование системы музыкального образования – не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.

Речь идёт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется личность будущего музыканта и слушателя.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей.

Если чувство ритма не совершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонировано: дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочное высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Практическая значимость

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуется эстетическое восприятие чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознание различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально - ритмических движений, дети четко воспроизводят ритм.

Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний мир. Это прекрасное средство развития мышления, творческой инициативы, создание отношений между детьми.

Цели и задачи программы:

Целью обучения игре на детских музыкальных инструментах - это создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в наиболее сенситивный период развития, что, в свою очередь оказывает благоприятное влияние на развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребенка.

Основной задачей при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах является создание положительного эмоционального климата на занятиях, что, в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал. В течение учебного года также решаются следующие задачи:

Обучающие :

1. Расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;

2. Знакомить детей с приемами игры на детских музыкальных инструментах;

3. Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в игре на различных детских музыкальных инструментах;

4. Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувства ансамбля;

5. Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах;

6. Поддержать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.

Воспитательные:

1. Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

2. Воспитание детей веры в свои силы, в свои творческие способности;

3. Воспитание творческой инициативы;

4. Воспитание сознательных отношений между детьми.

Развивающие:

1. Способствовать и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость;

2. Развивать память и умение сконцентрировать внимание;

3. Развивать мышление, аналитические способности;

4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук;

5. Способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций организма;

6. Развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учить понимать и любить музыку.

Особенности возрастной группы детей

Возраст дошкольников 5-7 лет старшей и подготовительной группы.

Занятия проводятся в сформированным группой детей (10-12 детей) один раз в неделю, продолжительность занятия 30 минут.

Программа состоит из двух разделов (для старшей и подготовительной групп, работа над которыми продолжается параллельно в течение двух лет и 36 занятий для каждой группы в год.

На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки, игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяются и дополняют друг друга.

Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.

Инструменты и приёмы игры на них

Среди используемых ударных инструментов есть такие, источником звука в которых является мембрана (из кожи или пластика) – это мембранофоны (барабаны всех видов, бубны) и такие, источником звука которых служит сам материал, из которого они сделаны, - это идиофоны или самозвучащие инструменты маракасы, треугольник, бубенцы, трещотки, кастаньеты, тарелки, металлофоны, ксилофоны и т. п.

Для практического рассмотрения важно, что одни из них обладают определенной высотой звучания, а другие не обладают ею. Первые можно назвать «мелодическими» (металлофоны, ксилофоны колокольчики, а вторые – шумовыми или «ритмическими» (все остальные из перечисленных).

Шумовые («ритмические») ударные инструменты

Это наиболее многочисленна подгруппа инструментов и большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми. Для занятий на них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.

В детском шумовом оркестре могут использоваться все традиционные ударно-шумовые инструменты.

Ноты для всех этих инструментов обычно записываются на одной линии («нитке») без ключа и знаков альтерации, они обозначают только ритмический рисунок и способ исполнения (удар и встряхивание).

Проще всего для детей инструменты, звучащие, благодаря встряхиванию.

Маракасы – один из древнейших музыкальных инструментов. Представляют собой два небольших деревянных или пластиковых шара с ручкой, наполненные камешками или дробью. Маракасы хоть и невелики, но для малышей бывают тяжеловаты, поэтому на занятиях возможно использование детских погремушек.

Бубенцы – небольшие металлические колокольцы шарообразной формы, прикрепленные к кожаной полосе или рукоятке.

Пандейра (румба) – представляет собой четыре пары маленьких металлических тарелочек, вмонтированных в деревянную рукоятку. Звучание встряхиванием бубна.

Трещотка, кастаньеты – видов трещоток много и любые из них применимы в детском шумовом оркестре для придания звучанию своеобразной окраски. Один из видов представляет собой набор деревянных пластин, укрепленных на шнурке. Держа в руках шнурки, инструмент покачивают, либо, взявшись за крайние пластины, имитируют хлопки в ладоши: пластины при этом ударяются друг о друга. Удобным инструментом для детей является и трещотка – кастаньета. Инструмент представляет собой деревянную рукоятку в форме трапеции, к которой с помощью шнурка крепятся две пластины с выдолбленными резонаторами (по типу кастаньет). Можно использовать и оркестровые кастаньеты с ручкой.

Пандейру и трещотку не стоит применять часто, так как их звучание надоедает и утомляет слух.

Все эти инструменты применяют по одному или в паре. Держат их обычно за ручки. Встряхивание и покачивание выполняются кистью, рука в запястье должна быть свободной. Нужно следить, чтобы дети не напрягали кисть и не производили движение всей рукой.

Следующим из этой группы осваивают инструменты, приём игры на которых – удар. Для игры на этих инструментах также характерно свободное кистевое движение руки.

Коробочка – полый деревянный брусок прямоугольной формы с прорезью-резонатором на боковой стороне. Играют на ней молоточками от металлофона, ударяя ими по верхней плоскости коробочки.

Ритмические палочки (клавесы) – две палочки, длиной с карандаш, но несколько большого размера, выточенные из высокосортной древесины. Ударяя их друг о друга, легко добиться чёткого ритмического сопровождения.

Ложки (обычно деревянные) – своеобразный русский народный инструмент. Держат их за ручки и ударяют одна о другую тыльной стороной черпаков динамика регулируется силой удара.

Треугольник изготовляется из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника. Звук вызывается лёгким ударом металлической палочки по одной из его сторон. Треугольник обычно укрепляют на леске или шнурке и держат левой рукой, либо подвешивают на уровне груди к специальной подставке, имеющей устойчивое основание.

Барабан – общеизвестный инструмент. Представляет собой корпус деревянный (реже металлический, обтянутый с одной или с двух сторон кожей или пластиком. Формы и размеры детских барабанов различны. Они легкие, красиво оформлены и дают не очень сильный звук, который не утомляет слух. Среди многочисленных разновидностей барабанов, которые могут быть применены в детском шумовом оркестре, надо выделить малый эстрадный барабан.

Для игры любой барабан можно поставить на специальную подставку. Маленькие детские барабаны обычно подвешивают на ремешок или шнурок и надевают на шею так, чтобы верхняя мембрана находилась несколько ниже пояса исполнителя. Плоскость барабана, установленного на подставке должна быть под небольшим углом наклонена в сторону исполнителя. А подвешенного на ремне – в противоположную сторону. Играют на барабане деревянными палочками или специальными металлическими щётками, а также непосредственно руками. Основной приём игры на барабане – отдельные короткие удары-акценты и последовательности ударов, подчёркивающие отдельные ритмические рисунки.

Бубен – имеет вид деревянного обруча. С одной стороны обтянутого кожей и открытого с другой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой стороне натянуты пружины с колокольчиками. На бубне играют обычно стоя. Основные приемы игры – встряхивание (бубен держат горизонтально обеими руками на уровне пояса, направляя движение от себя или покачивая, будто сеют через сито муку); удары правой рукой по мембране.

Тарелки представляют собой выпуклые в середине металлические диски, сделанные из особого сплава. Применяют как одинарные, таки парные тарелки. Одинарные тарелки устанавливаются на специальной подставке на уровне груди исполнителя. Играют на тарелке металлической или деревянной палочкой с твердой или мягкой головкой. Основной приём игры – спокойный, легкий удар. Гасят звук рукой.

Из парных тарелок для детей более всего подходят педальные (хай-хет) : они укреплены на подставке и благодаря специальному устройству ударяют друг о друга при нажатии на педаль. Можно использовать и парные ручные тарелки, имеющие кожаные петли для рук исполнителя. Способ извлечения звука скользящие удары друг о друга.

Прогнозируемые результаты и способы

В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме коллективной художественной деятельности и потребности в этой деятельности. Используемые формы и методы работы будут способствовать:

- формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;

- развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;

- воспитанию интереса к игре на музыкальных инструментах.

В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыки:

-Познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами хранения;

-Овладеть приемами игры на музыкальных инструментах (маракас, бубен, ксилофон, треугольник, барабан, деревянные ложки);

-Овладеть навыками ансамблевого исполнения понимать дирижерский жест руководителя выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.

Формы подведения итога

Открытые занятия для детей других групп и родителей в течении года, выступление на утренниках и развлечениях, на отчетном концерте, на городских конкурсах и фестивалях.

Критерии диагностики

Высокий уровень: четкое знание названия музыкальных инструментов, особенностей строения, условий хранения, разнообразие музыкальных инструментов, выполнение приемов игры на музыкальных инструментах в слаженном ансамблевом исполнении.

Средний уровень: знание некоторых музыкальных инструментов, условий хранения и разнообразия музыкальных инструментов при напоминании взрослого, выполнение приемов игры на простейших музыкальных инструментах, при небольшом участии взрослого.

Низкий уровень: нечеткие представления о разнообразии музыкальных инструментах, приемов игры на музыкальных инструментах, условиях хранения, строении инструментов, нечеткое ансамблевое исполнение.

Учебно–методическое обеспечение программы

Детские шумовые инструменты, такие как бубны, погремушки, маракасы,

колокольчики, дудочки, трещотки, музыкальные коробочки;

• Звуковые инструменты – металлофоны, ксилофоны;

• Фонотека с записью лучших образцов классической, народной и современной детской музыки;

• Дидактические игры, наглядные пособия.

Консультации для родителей

«Как сделать музыкальный инструмент своими руками»

Инструменты, изготовленные своими руками, как правило. Созданы из подручных средств. Они заставляют ребенка по-новому услышать мир звуков. Звуков вокруг нас много, и они такие разные! Играя на самодельных музыкальных инструментах, дети понимают: все, что окружают нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться услышать эту музыку. Таков первый шаг к элементарному музицированию.

Использование самодельных шумовых инструментов при музицировании позволяет ребенку сочетать игру с пением и с движениями, способствует развитию чувства ритма и двигательной активности. Варьируя способы игры. Ребёнок исследует звук и создает различные музыкальные образы. Это стихия подлинного творчества в «элементарной музыке».

Шумовые инструменты не сложно изготовить. И это открывает новые возможности для их изготовления в домашних условиях, вместе с родителями.

Погремушка

Для изготовления погремушки используются пластмассовые бутылочки из-под йогурта. Для одной погремушки потребуется четыре – шесть бутылочек. Надо протянуть иглой дно каждой бутылочки подвешивается на деревянную палочку. На внутренней части нити закрепляются пуговицы (деревянные или металлические, косточки от хурмы (с заранее сделанными отверстиями) и т. д.

Играют погремушкой, поочередно встряхивая то одной, то другой конец палочки.

Стукалка

Стукалка изготовлена из двух деревянных брусков, соединенных оконной петлей. С внешних сторон к рукам прикручены деревянные ручки от тумбочки, чтобы инструмент было удобно держать. Звук производится при ударе бруска друг о друга. Динамика звука зависит от силы удара.

Мини-маракасы

Для изготовления инструмента используют пластмассовое яйцо от «киндер-сюрприза», металлические крышки, карандаш, шурупы. Наполнителем служит крупная крупа. Четыре бутылочные металлические крышки предварительно прибиваются гвоздем. (Края прибитого отверстия должны быть направлены внутрь. Чтобы не порезать играющего). Затем крышки попарно приставляются друг к другу и надеваются на шурупы таким образом, чтобы они могли свободно двигаться. В пластмассовом яйце по бокам горячим шилом делаются отверстия, в них вкручивают шурупы с крышками. Снизу в яйце таким же образом делается отверстие по больше, в которое вставляется карандаш. Это ручка, за которую ребенок будет держать инструмент во вовремя игры. Две половинки яйца соединяют, предварительно наполнив крупой. Звук извлекается при встряхивании игрушек.

Шумелки

Для изготовления шумелок используются круглые коробочки из-под плавленого сыра, пластмассового яйца от «киндер-сюрприза», веревочки и наполнитель (крупная крупа). В заранее приготовленное отверстие снизу коробочки закрепляем деревянную палочку – ручку. В боковое отверстия, через всю коробочку продевается ленточка или веревочка. На концах веревочки закрепляем «киндеры», предварительно наполненные крупой. Звук производится от «киндеров», наполненных крупой, а также при ударе о главную коробочку.

Список литературы

1. Боровик, Т. М. Звуки, ритмы и слова (Текст) / Т. М. Боровик. – Минск, 1991. – 130с.

2. Зимина, А. М. Мы играем, сочиняем (Текст) / А. Н. Зимина. – М. : ЮВЕНТА, 2002. -78 с.

3. Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах (Текст) / Н. Г. Кононова. – М. : Просвещение, 1990г. – 198 с.

4. Трубникова, М. И. Играем в оркестр по слуху (Текст) / М. И. Трубникова. – м., 2000г. – 65 с.

5. Тютюнникова. Т Н Уроки музыки. система Карла Орфа (Текст) / Т. Н. Тютюнникова. – М. : аст, 2000г. -250 с.

Фото «Юные оркестранты»

6. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду (Текст) \ Н. А. Ветлугина. – М., 1981. – 380 с.

7. Ветлугина, Н. А. Музыкально-игровое творчество у детей 5-7 лет (Текст) / Н. А. Ветлугина // Художественное творчество в детском саду. –М., 1974. -120с.

8. Дзержинская, И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников (Текст) / И. П. Дзержинская. –М., 1985. -290с.

9. Кабалевский, Д. М. Как рассказывать детям о музыке? (Текст) / Д. Б Кабалевский. –М., 1982. -170с.

Проект «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах - фото
Фото №1 Обучение детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах Юные оркестранты
Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Юные пожарные» Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Юные пожарные» по образовательным областям: коммуникация, здоровье,.

Физкультурное развлечение «Мы — юные пожарные» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: • закреплять знания детей о правилах поведения при пожаре, способах и средствах пожаротушения; • совершенствовать физические качества:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Обучение игре на детских музыкальных инструментах» КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности Образовательная область: «Художественно- эстетическое развитие» Направление: «Музыка».

Конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты» Конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. «Юные финансисты» Тип НОД: обобщение знаний. Цель: формирование.

Обучение детей старшего дошкольного возраста созданию выразительного образа человека в рисовании Отечественные психологи и педагоги, такие как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. С. Кузин, Н. Н. Поддьяков, Б. М. Теплов и др. ,.

Проект «Обучение ориентировки во времени детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет)». Название проекта Обучение ориентировки во времени детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Автор проекта Щипицына Анастасия Федоровна.

Программа дополнительного образования «Обучение чтению» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном учреждении. Опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Развитие детской одарённости через обучение игре на детских музыкальных инструментах Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое.

Сценарий концерта с использованием игры на детских музыкальных инструментахСценарий концерта с использованием игры на детских музыкальных инструментах Дети средней,старшей,подготовительной группы проходят в зал на приготовленные места. Муз. рук: Мы собрались сегодня в зале, Чтобы концерт.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Юные знатоки природы» Цель: - Формировать у детей основы экологического сознания и эмоциональной отзывчивости к окружающему миру. - Формировать у детей убеждения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах «Юные оркестранты»
Опубликовано: 28 апреля 2017 в 13:45
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах «Юные оркестранты»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Петрова (УИ 1078821) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД