Юлия Адамова
Проект «От зёрнышка до хлебушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «От зернышка до хлебушка».
Предметная область: Познание.
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.
Введение: для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает гордость за землю, на которой живешь, уважение к ней.
Публикация «Проект „От зёрнышка до хлебушка“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Основы гражданственности и патриотизма в дошкольном возрасте можно сформировать лишь при условии целенаправленной и систематической работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых. Для реализации поставленной задачи мы обратились к проектной деятельности. Технология проектирования — уникальное средство, позволяющее реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка, в педагогике понимается конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном процессе, анализировать процесс и результат своей деятельности.
Проанализировав основные задачи воспитания старшего дошкольного возраста, мы разработали проект «От зернышка до хлебушка», который знакомит детей с процессом выращивания хлеба, формирует представление о содержании труда людей, участвующих в его изготовлении. Занятия, включенные в проект, помогут воспитать в детях бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь и страну богаче.
Актуальность: Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Между тем, человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили, бережно относится к куску хлеба, как к самому большому богатству. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми.
В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется круг представлений об окружающем мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Знакомство старших дошкольников с окружающим является одной из важных задач воспитательно-образовательной работы с детьми. Особое значение придается формированию знанию о труде хлеборобов, доступного понимания его роли в жизни людей. Показывая дошкольникам значимость и необходимость труда людей разных профессий, педагоги воспитывают в детях уважение к людям, которые растят хлеб, бережное отношение к хлебу, т. к. хлеб - один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, и проследить весь путь хлеба – от зернышка до хлебушка. Также этот проект ставит перед собой профориентационную задачу: познакомить с людьми разных профессий, связанных с производством хлеба. Кроме этого проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу. Надеемся, что этот проект позволит сблизить детей и родителей в процессе подготовки домашнего задания.
Цель: уточнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим.
Задачи:
Образовательные:
• Приобщать детей к исследовательской деятельности, выполнению трудовых поручений по уходу за зерновыми культурами;
• Обогатить познавательный опыт детей;
• Сформировать систему знаний детей о производстве хлеба;
• Сформировать у детей представление о ценности хлеба.
• Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.
Развивающие:
•Продолжать развивать творческие способности, фантазию, наблюдательность;
• Развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь и уважение к родному дому, чувство гордости за свою Родину;
• Воспитывать интерес к выращиванию зерновых культур, уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.
Задачи педагогов и родителей:
• Подобрать и изучить теоретический и практический материал по ознакомлению с окружающим миром, с сельскохозяйственной техникой, художественным словом и фольклором о хлебе;
• Привлечь родителей к организации экскурсий, сбору материала;
• Приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия.
Срок выполнения проекта : 5 месяцев.
Презентация проекта :
Развлечение на тему: «Хлеб - всему голова».
Этапы:
1. Подготовительный;
2. Основной;
3. Заключительный.
Программа составления плана проекта
1. Тип проекта :
• по доминирующей в проекте деятельности : исследовательский;
• по содержанию: практический, детский;
• по времени проведения: краткосрочный (4 месяца);
• по характеру контактов: в рамках МАДОУ, групповой;
• по числу и возрасту участников: дети подготовительной к школе группы.
Разработка проекта :
• Донести до участников проекта важность данной темы.
• Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
• Подобрать материал для продуктивной деятельности.
• Составить перспективный план работы.
Гипотеза:
• Если целенаправленно, совместно с родителями знакомить детей с этапами выращивания хлеба, то дети будут бережнее относиться к хлебу, уважать труд людей его взрастивших.
Предполагаемый результат:
• К концу реализации проекта дети сами вырастят свои колоски,
• познакомятся с историей обработки земли, получат определенные знания по теме;
• у них сформируются навыки по выращиванию зерновых культур;
• дети узнают о процессе выпекания хлебобулочных изделий;
• будут бережнее относиться к хлебу, уважать труд хлеборобов.
Принципы:
• доступность;
• наглядность;
• практичность;
• целостность.
Методы проекта :
1. В работе с родителями: беседы, консультации, выставка хлебобулочных изделий, организация экскурсий.
2. В работе с детьми: наблюдения, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, заучивание потешек, пословиц, поговорок, загадок, составление рассказов из опыта, уход за посевами, праздник.
Реализация этапов проекта :
1 этап – подготовительный:
• подбор литературы;
• изучение литературы по данной теме;
• составление плана;
• создание презентации;
• подбор иллюстраций с изображением выращивания хлеба;
• знакомство родителей с реализуемым проектом;
• Чтение сказок народов мира о хлебе :
- «Пирожок» Норвежская сказка
- «Колобок» Русская народная сказка
- «Колосок» Украинская сказка
- «Три ржаных колоска» Шведская сказка
(Серия русских народных сказок «Золотые серпы»)
• Заучивание стихов, закличек, прибауток
• подбор экспонатов для мини - музея.
2 этап – основной:
• создание мини – музея хлеба;
• знакомство с экспонатами музея;
• беседы с детьми о выращивании хлеба;
• беседы о выпекании хлеба;
• консультации для родителей;
• просмотр презентаций;
• разучивание игр;
• совместные рисунки детей и родителей о «хлебе»;
• создание мини-музея «Хлеб - всему голова»;
• эксперимент: «От зернышка до муки, от муки до хлеба».
3 этап – заключительный:
• праздник «Хлеб – всему голова»;
• создание иллюстрированного альбома «От зёрнышка до каравая»;
• пополнение развивающей среды колосками зерновых.
Игровая деятельность: Словесная игра: «Узнай по описанию», «Назови разные блюда из круп», «Вершки и корешки» «Когда это бывает».
Хороводные игры: «Каравай», «Урожай у нас хорош».
Дидактические игры: «Сложи правильно». «Откуда на стол хлеб пришел», «Угадай, что в мешочке», «Разложи по порядку», «Сложи колосок», «Чем пахнет магазин», «Угадай на вкус».
Сюжетно – ролевые игры: «Пекари», «Магазин», «Трактористы».
Познавательные занятия: «Откуда хлеб пришел?», «Как мы будем беречь хлеб» «Как выращивают хлеб».
Художественное творчество: Коллективная аппликация. «Волшебные колоски». Рисование «Поле». Лепка «Колосок».
Беседы о хлебе : «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»
Чтение художественной литературы: Чтение сказок: «Мальчик с пальчик», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», рассказ К. Паустовского «Теплый хлеб». О девочке которая наступила на хлеб» Г. Х Андерсен. М. Глинской «Хлеб» И. Тонконог «Старик- полевик». В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Т. А. Шорыгина «Сказка о пшеничном зернышке».
Заучивание стихотворений: В. Данько «Откуда хлеб пришел», В. Степанов «Полюшко поле», П. Руденко «Хлеб»
Заучивание пословиц, поговорок: «Хвала рукам, что пахнут хлебом», «Что летом уродится, все зимой пригодится», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи», «Не бери хлеба больше, чем можешь съесть», «И обед не в обед, коли хлеба нет», «Ржаной хлебушко, калачам дедушка», «Хлеб ногами топтать - народу голодать» и др.
Рассматривание иллюстраций, картин: с изображением уборки зерна и выпечки хлеба.
Драматизация сказки «Колосок».
Исследовательская деятельность: Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса). Превращение зерна в муку.» Сделаем муку, как наши предки». Опыт «Где лучше растет зернышко»». «Угадай на вкус». «Угадай, что в мешочке».
Трудовая деятельность: Посадка семян 3-х зерновых культур. Уход за растениями. Ведение дневника наблюдений. Зарисовка стадий развития пшеницы, ржи и овса. Измельчение зерен в муку. Уборка своего рабочего места.
Результат:
Участие в проекте 61 % семей;
Заинтересованность детей темой «Хлеб», проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми;
Пополнение развивающей среды колосками разных зерновых;
Участие родителей в создании мини - музея;
Проведение развлечение «Хлеб – всему голова»;
Самостоятельное;
Организация в детском саду презентации мини-музея «От зёрнышка до хлеба».
Выводы:
Дети познакомились с сельскохозяйственной техникой, систематизировали знания о производстве хлеба. Обогатили речь новыми словами: сеятель, ветреная мельница, борона, комбайн, культиватор, сеялка, хлебороб. Благодаря реализации данного проекта дети научились бережно относится к хлебу.