Варвара Заболотская
Проект открытого занятия с детьми средней группы «Сравнение дерева и металла»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект открытого занятия с детьми средней группы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №117
Проект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы в рамках образовательной области «Познание»
Тема: «Сравнение дерева и металла».
Разработала воспитатель:
Заболотская В. С.
Ангарск – 2013.
Актуальность.
Публикация «Проект открытого занятия с детьми средней группы „Сравнение дерева и металла“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Открытые занятия. Конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность (Л. Н. Прохорова). В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которойони сами смогли бы обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.)
В основу моего проекта положены следующие метод. рекомендации: Н. В. Алёшиной в области ознакомления дошкольников с окружающим; О. В. Дыбиной, Н. П. Рахмановой, В. В. Щетининой и Л. Н. Прохоровой - по организации экспериментальной деятельности дошкольников; В. В. Гербовой - по развитию речи детей дошкольного возраста.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Опытно-экспериментальная деятельность обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Списочный состав детей моей группы 25 человек (16 девочек и 9 мальчиков)
- форма работы: опытно-экспериментальная деятельность;
- тема: «Сравнение дерева и металла (с учётом возрастных особенностей детей, повышенного интереса к данной теме);
- способ организации: подгрупповой (в связи со спецификой деятельности – эксперимент) – 10 человек, из них:
7 детей любят действия с предметами, легко откликаются на просьбы воспитателя;
2 ребёнка нуждаются в постоянном контроле со стороны взрослого;
1 ребёнок проявляет чрезмерную инициативу, много говорит, старается быть в центре внимания;
1 ребёнок тяжело вовлекается в совместную деятельность, любит уединение.
Цель: Развивать у детей простейшие исследовательские навыки в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи: Создавать условия для развития у детей простейших исследовательских навыков (высказывать свои предположения, осуществлять под руководством педагога серию экспериментальных действий, сравнивать, делать вывод). Расширять представления детей об использовании свойств материалов при изготовлении предметов, в процессе сравнения закреплять понятия о знакомых свойствах дерева и металла (тяжёлый-лёгкий; твёрже-мягче). Побуждать к использованию в речи распространённых предложений, активизировать словарь детей (металлический, деревянный, тяжёлый, лёгкий; легче-тяжелее, твёрже-мягче). Продолжать развивать интерес к экспериментированию, желание помогать окружающим.
Предполагаемый результат: Дети охотно участвуют в прогнозировании, в опытно-экспериментальной деятельности, делают выводы о свойствах дерева и металла.
Интеграция образовательных областей:
«Познание» и «Коммуникация».
Интеграция видов деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Предварительная работа:
Д/и «Что из чего сделано?»
Д/и «Поплывёт-потонет».
Наблюдение на прогулке за деревьями.
Беседа: Как много предметов в нашей группе. Из чего они сделаны?
Форма работы с детьми :
Индивидуальная и подгрупповая.
Оборудование и материалы: Мультимедийное оборудование; металлический и деревянный шарик, большие пластмассовые стаканы на каждого ребёнка; нож, металлическая трубочка, карандаш.
Основное содержание деятельности:
Орг. момент: видеописьмо от деда Мороза.
Эксперименты с деревом и металлом :
- тяжелее – лёгче;
- твёрже – мягче.
Ответ деду Морозу. Выводы о проделанной работе.
Способы реализации проекта.
Для привлечения внимания детей, для мотивации использовались следующие приё мы:
- Видеописьмо от деда Мороза.
- Эксперименты с разным оборудованием.
- Похвала детей.
- Беседы с детьми.
- Перемещение по всей групповой комнате в процессе деятельности.
Для побуждения самостоятельных действий детей:
- Вопросы воспитателя (Почему? Какой? Как вы думаете?)
- Указания (Опустите шарики в воду; давайте украсим лодочки)
Для стимулирования интереса воспитанников в процессе проведения экспериментов:
- Использование разнообразного оборудования.
- Активизирующее общение педагога (Вам интересно? А давайте попробуем? Что будет, если)
Индивидуальная работа: Кате чаще задавать вопросы относительно её деятельности, чтобы акцентировать её внимание непосредственно на эксперименте; Милану поддерживать предвосхищающей похвалой в процессе работы.
Примерный ход:
- Ребята, проходите, пожалуйста, я вас жду, но я не одна. Сегодня к нам пришли гости. Вы рады?. Хотите с ними поздороваться?. (Дети здороваются). Ребята, к нам в группу пришло видеописьмо. Хотите его посмотреть?
- Тогда присаживайтесь поудобнее на стульчики, будем смотреть. (- Здравствуйте, дорогие ребята. С наступающим вас Новым годом. Ребята, я узнал, что в вашу группу номер пять ходят самые умные, любознательные и очень добрые дети, поэтому, мои хорошие, я бы хотел попросить вас о помощи. Вчера вечером мне пришло письмо от мальчика Миши. Миша очень хочет получить в подарок на Новый год лодочку. Я не знаю, из какого материала - дерева или металла - лучше сделать лодочку. Дорогие ребята, я очень надеюсь, что вы поможете мне найти ответ на этот вопрос. Буду очень ждать вашего ответа. До свидания, ребятки.)
- Так кто же отправил нам письмо? О чём просит нас Дед мороз? (- Помочь узнать, из чего сделать лодочку.) Кто же поможет ему?. Ну что, поможем дедушке? (- Конечно, поможем.) Давайте, на один день станем самыми настоящими помощниками деда Мороза?
- Ну что, помощники Деда Мороза! Готовы к работе? Давайте разбираться. Как вы думаете, что будет Миша делать с лодочкой? (- Играть; плавать на ней) - Какая лодочка понравится Мише: лёгкая или тяжёлая? (- Лёгкая; тяжёлая.) – Почему? (- Она не утонет; будет прочнее; Миша сможет ей играть.) Лодочка должна плавать или тонуть? (- Конечно плавать.)
- Как вы думаете, из какого материала - дерева или металла- лучше дедушке изготовить лодочку для Миши? Свой ответ можно начать со слов «Я думаю.» Опрос 5-6 детей. ( Ответы детей: из дерева, из металла.) Варианты поддержки детей: Спасибо за ответ! Интересное мнение.
– Продолжаем разбираться? Кто согласен, что лучше изготовить лодочку из дерева?. Почему?. (Из дерева – лучше, она не утонет.)
- Кто согласен, что лучше изготовить лодочку из метала?. Почему? (- Из металла – прочней)
– По-моему, мы запутались. Не можем дать совет Деду Морозу. Мнения разделились. Как же узнать, кто прав?
– Может быть, мы с вами поэкспериментируем и выясним, что же тяжелее – дерево или металл, чтобы нам быть уверенными? (- Хорошо, давайте.)
- Тогда, уважаемые помощники деда Мороза, я предлагаю вам пройти к специальным экспериментальным столам. Итак, к делу. Уважаемые помощники Деда Мороза! Осторожно уберите салфетки на край стола. Что вы видите перед собой? «Я вижу…» (- Стаканы с водой; шарики.) – Точный ответ, отлично.
- Внимание! Сложный вопрос: из какого материала сделаны эти шарики? (- Один – деревянный, а другой – металлический.) Покажите деревянные шарики. Никто не ошибся! Покажите металлические шарики. Снова все точно показали.
- А как вы думаете, какой из шариков тяжелее, а какой – легче? (Варианты ответов) Проверим, кто из нас прав?. Внимание, начинаем опыт №1. Давайте, опустим любой из шариков в воду (Дети, на своё усмотрение опускают один из шариков в воду.). Что произошло? Скажи, Дима. (- Мой шарик утонул.) – А у тебя, Ярик? (- А мой шарик не тонет.) – Теперь, давайте опустим другой шарик? Что с ним произошло, Ульяна? (- Этот шарик не тонет.)
– Кто скажет, какой именно шарик не тонет? (Спрашиваю 3 детей) Скажи, Ваня. Не утонул(- Деревянный.)
– А какой же шарик утонул? Утонул(- Металлический.)
– А как вы думаете, ребята, почему металлический шарик тонет, а деревянный – нет? (- Он легче.) А ты как думаешь? Итак, делаем вывод. Кто готов? (- Деревянный шарик не тонет, потому что он легче, чем металлический,) Кто повторит?
- Что же мы посоветуем Д. М., из какого материала лучше сделать лодочку? (Лодочку лучше сделать из дерева, потому что оно легче, чем металл). Замечательный вывод! Какие точные слова ты подобрал. Запомните эти слова, они нам пригодятся, когда будем писать письмо Д. М.
- Ну что, уважаемые помощники деда Мороза, пойдёмте немного передохнём, присядем на стульчики и поговорим?
- Ребята, я узнала, что дедушка Мороз все подарки для ребят делает своими руками. Представляете? Он очень много трудится. А как вы считаете, из чего ему проще, удобнее будет вырезать лодочку ножом - из металла или из дерева? (- Из дерева.) – Почему, Олег? (Потому что металл не режется.) – А ты как думаешь, Милана? Почему? (Дерево не такое твёрдое, как металл.)
– Как же нам получить точный ответ? Провести опыт №2 и сравнить, из чего же проще дедушке будет вырезать лодочку: из металла или из дерева.
- Для этого опыта нужен нож. Поэтому мы не можем провести его вместе, ведь вы можете пораниться, и тогда дедушка очень расстроится. Можно, опыт проведу я? Вы доверите мне провести опыт? Спасибо за доверие. Но Мне понадобится ваша помощь. Поможете? Сможете внимательно смотреть, чтобы ничего не пропустить? Готовы к наблюдению? Начинаем?. Трубочка у нас какая?
Пробую ножом подточить металлическую трубочку. (можно комментировать)
–Кто заметил, что происходит с трубочкой? Режется она ножом? (- Нет.) – А как вы думаете, почему? (- Она очень твёрдая.) А ты, Милана, что скажешь? Далее пробую подточить карандаш. (Карандаш какой)
– Посмотрите, ребята, а что происходит с карандашом? Можно его подточить с помощью ножа? (- Да.) – Как вы думаете почему? (Он не такой твёрдый, как металл.) Из какого материала изготовлен карандаш? – Молодец. А теперь, давай ответим полным предложением. Значит, металл - материал какой? (- Твёрдый.) – А дерево( - Мягче.) - Теперь произнеси всю фразу сама. (- Металл – твёрдый материал, а дерево мягче, чем металл.) – Говоришь, как настоящий профессор. Кто повторит, чтобы все точно запомнили? Отлично! Лучше просто не скажешь!
- Что мы посоветуем деду Морозу, из чего лучше сделать лодочку для мальчика? (- Из дерева.) Кто согласен с. ?– Я тоже так думаю.
А как же мы отправим наш ответ Д. М.? (варианты) Я придумала. Все наши эксперименты сняты на видео. Может, нам тоже отправить Д. М. видеописьмо? Я предлагаю встать рядом всем вместе, помахать Д. М.
А кто ещё раз, глядя в камеру, готов дать точный совет Д. М., из чего ему сделать лодочку для Миши?
Вам понравилось быть помощниками Д. М? Спасибо вам, дорогие помощники Д. М! Я горжусь вами.