Лучший педагог года

Проект «Ознакомление дошкольников с культурой мордовского края»

Елена Надькина
Проект «Ознакомление дошкольников с культурой мордовского края»

Педагогическая идея: Правильно подобранные материал позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений.

Применяемые средства являются оптимальными и эффективными.

Внедрением проекта педагог добивается следующих результатов:

- повышение мотивации ребенка к образовательной деятельности;

- активизация познавательной сферы ребенка;

- повышение качества усвоения программного материала;

Публикация «Проект „Ознакомление дошкольников с культурой мордовского края“» размещена в разделах

- развитие наблюдательности, внимания, речи;

-формирование в ребенке инициативности, ответственности, самостоятельности.

Содержание проекта состоит из 4-х разделов (краеведение, бытовая культура, традиции, искусство).

Сроки реализации проекта : долгосрочный

Участники проекта : воспитанники, педагоги, родители.

Этапы

1. Подготовительный

Содержание работы: 1. Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по приобщению детей дошкольного возраста к национально-региональной культуре Мордовии.

2. Анализ состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования Республики Мордовия, России.

3. Определение цели, задач, рабочей гипотезы исследования.

Методы: Анализ научной литературы, опыта педагогов дошкольного образования своего и других регионов РФ.

Прогнозируемые результаты: Создание проекта

Средства контроля: Диагностика детей, анкетирование родителей, наблюдение, опрос.

2. Констатирующий.

Содержание работы: 1. Разработка нормативно-правового обеспечения опытно-экспериментальной работы.

2. Анализ научно-методического, материально-технического обеспечения экспериментальной работы.

3. Оценка готовности педагогов к инновационной деятельности.

4. Проведение констатирующего среза или анализ полученных данных.

5. Выявление принципов, подходов, механизмов, условий для проведения обучающего эксперимента.

6. Разработка и создание программы по приобщению дошкольников к национально-региональной культуре Республики Мордовия.

Методы: Анализ научно-методического, материально-технического обеспечения экспериментальной работы.

Прогнозируемые результаты: Анализ научно-методического, материально-технического обеспечения экспериментальной работы.

Средства контроля: Оценка готовности педагогов к инновационной деятельности.

3. Обучающий

Содержание работы: 1. Обобщение информационных условий для приобщения к национально-региональной культуре Республике Мордовия детей дошкольного возраста.

2. Составление педагогами методических рекомендаций по программе «Мой родной край»

3. Разработка плана мероприятий для работы с родителями по реализации проекта.

4. Разработка электронного ресурса для совместной деятельности детей и родителей.

5. Накопление методического материала.

6. Реализация плана работы с детьми

9. Анализ контрольного среза.

10. Сравнительный анализ

Методы: Изучение нормативно-правовой литературы.

Прогнозируемые результаты: Разработка плана мероприятий для работы с родителями по реализации проекта.

Средства контроля: Анализ контрольного среза.

Сравнительный анализ.

4. 3аключительный

Содержание работы: 1. Проведение контрольного среза;

2. Сравнительный количественно-качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и контрольного среза;

3. Издание программы и методических рекомендаций по приобщению к национально-региональной культуре детей дошкольного возраста.

Методы: Обобщение и систематизация материалов по опытно-экспериментальной деятельности.

Прогнозируемые результаты: Публикация методических материалов.

Средства контроля: Проведение контрольного среза;

Сравнительный количественно-качественный анализ результатов.

В последние годы повышается значимость дошкольного образования как института социализации, что обусловлено объективными потребностями современного общества и государства. Спектр проблем, решение которых опосредовано модернизацией дошколь-ного образования, широк: от демографических, связанных с созданием условий для повышения рождаемости, до проблем воспроизводства человеческого и интеллектуального потенциалов общества. В контексте усиливающейся социальной дифференциации, плюрализации современного российского социума и, как следствие, актуализации проблем социального взаимодействия в межэтнической, межконфессиональной и межкультурной сферах, возрастает роль дошкольного образования в формировании основ мировоззрения личности.

Актуальность данного проекта заключается в том, что Мордовия является поликультурным регионом, в котором проживают русские, татары, мордва, а также представители других национальностей. Поэтому, проблемы социального взаимодействия в межэтнической, межконфессиональной и межкультурной сферах в настоящее время очень велики. Отсюда возрастающая роль дошкольного образования в формировании основ мировоззрения личности. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает учёт этнокультурной ситуации развития детей, как одного из основных принципов дошкольного образования.

Влияние национального компонента на развитие детей дошкольного возраста огромно. Приобщение ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа является неотъемлемой частью нравственного воспитания, первой ступенькой усвоения ими общечеловеческих моральных ценностей. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с изучения истории своего края, воспитания бережного и уважительного к нему отношения, начиная с самого раннего детства.

Цель проекта : создание условий для системного, целостного освоения детьми национальной культуры Мордовии. Задачи проекта :

- создание системы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре Мордовии ;

- обобщение, распространение и тиражирование опыта по приобщению дошкольников к национальной культуре Мордовии.

Принципы организации работы:

1. Личностно-ориентированный принцип. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры, уникальности личности, ее интеллектуальной и творческой свободы, права на уважение, опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала, создание для этого соответствующих условий.

2. Этнопедагогический принцип. Единство интернациональных (общечеловеческого, национальных и индивидуальных элементов воспитания.

3. Принцип вариативности. Каждый педагог вправе предлагать любой материал, соответствующий возрастным возможностям детей, способствующий развитию личности ребенка, его коммуникативных умений, представлению о региональной культуре.

Теоретической базой для разработки проекта являлись :

- «Валдоня», региональная программа;

- примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», Авторы: О. В. Бурляева и др. - Саранск 2011г.

- Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Детство-Пресс», 2002

Тематическое планирование по направлениям работы

Первое направление: «Краеведение»

Цель: дать детям понятие малой родины, систематизировать и расширить знания детей о родном крае.

Задачи:

1. Познакомить детей с растительным и животным миром, с памятными местами, с символикой и населенными пунктами Мордовского края;

2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, умение устанавливать причинно-следственные связи;

3. Воспитывать чувство гордости за малую родину, прививать бережное отношение к природе родного края.

Второе направление: «Традиции и обычаи»

Цель: познакомить с коренными народами Мордовии и дать представление об их традициях и обычаях.

Задачи:

1. Познакомить с обычаями и праздниками мордовского народа, обогатить представление детей о народных играх;

2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, воображение;

3. Воспитывать уважение к самобытности национально - региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям народов Мордовии.

Третье направление: «Бытовая культура»

Цель: познакомить детей с традиционно бытовой культурой мордовского народа.

Задачи:

1. Расширять представления об одежде, жилище, пище народов Мордовии, дать понятие о ремеслах и промыслах;

2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, воображение;

3. Воспитывать уважение к народным мастерам и умельцам Мордовии и восхищение их мастерством.

Четвертое направление: «Искусство»

Цель: дать первоначальные представления о различных видах искусства и их представителях.

Задачи:

1. Углублять и расширять знания детей об устном народном творчестве, литературе и музыке мордовского народа;

2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, воображение;

3. Воспитывать в детях способность чувствовать прекрасное через восприятие произведений искусства.

Календарно-тематический план:

Октябрь:

1. Я живу в Мордовии.

Цель: дать детям понятие о том, что мы живем в Мордовии.

Форма работы: беседа

Материал: карта Мордовии.

2. Эрзя и мокша – коренные жители Мордовии.

Цель: Дать дошкольникам сведения о том, что в Мордовии проживают народы –эрзя и мокша.

Форма работы: беседа

Материал: Куклы в национальных мордовских костюмах.

3. Национальный костюм мордвы- эрзи.

Цель: Познакомить с национальным эрзянским костюмом, элементами одежды.

Форма работы: презентация

4. Устное народное творчество мордовского народа –потешки.

Цель: Знакомить детей с произведениями устного народного творчества мордовского народа, побуждать у детей желание слушать потешку.

Форма работы: чтение произведения, беседа по содержанию

Ноябрь:

1. Царство животных

Цель: Знакомить детей с дикими животными Мордовии.

Форма работы: Занятие

Материал: Картинки с изображением диких животных.

2. Моя семья

Цель: Дать представления о том, что такое семья.

Форма работы: Создание семейного фотоальбома.

Материал: Семейные фотографии.

3. Национальная кухня мордовского народа

Цель: Познакомить с мордовской национальной кухней.

Форма работы: Беседа.

Материал: Календарь «Мордовская национальная кухня»

4. Устное народное творчество мордовского народа – загадки

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества мордовского народа.

Форма работы: Беседа, чтение загадок.

Материал: Загадки, кукла в мордовском костюме.

Декабрь:

1. Царство растений.

Цель: Продолжить знакомить детей с природой родного края

Форма работы: Беседа.

Материал: Картинки с изображением деревьев, цветов и др. растений.

2. Мордовские народные игры.

Цель: Знакомить детей с мордовскими народными играми.

Форма работы: Беседа, игры.

Материал: Платочек, аудиозапись с мордовской музыкой

3. Жилище

Цель: Познакомить детей с тем, в чем мордва жили в давние времена.

Форма работы: Экскурсия в мини музей «Мордовская изба»

4. Устное народное творчество мордовского народа – заклички.

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества мордовского народа, побуждать у детей желание слушать заклички.

Форма работы: Беседа, чтение

Материал: Заклички, кукла в мордовском костюме

Январь:

1. Реки и озера Мордовии.

Цель: Продолжить знакомить детей с природой родного края. Воспитывать бережное к природе родного края.

Форма работы: Беседа.

Материал: Картинки с изображением рек и озер, рыб

2. Мордовский праздник – Роштува.

\ Цель: В доступной форме знакомить детей с народными праздниками мордвы.

Форма работы: Беседа

Материал: Календарь «Традиции и обычаи мордовского народа»

3. Тавлинская деревянная игрушка

Цель: Познакомить с Тавлинской деревянной игрушкой, вызвать эмоциональный отклик на яркость образов и своеобразия форм изделий.

Форма работы: Презентация

Материал: Тавлинские деревянные игрушки.

4. Мордовские народные сказки.

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества мордовского народа.

Развивать умение детей слушать мордовские сказки.

Форма работы: Беседа, чтение.

Материал: Сказки, кукла в мордовском костюме.

Февраль:

1. Заповедники Мордовии.

Цель: Дать детям сведения о том, что такое заповедник.

Познакомить с заповедниками Мордовии.

Форма работы: Беседа

Материал: Картинки с изображением природы мордовских заповедников

2. Мордовские народные зимние игры и забавы.

Цель: Пополнить знания детей о зимних играх и забавах.

Форма работы: Беседа

Материал: Иллюстрация картины Ф. Сычкова «Катание с горы»

3. Урусовские валенки.

Цель: Продолжать знакомить детей с ремеслами мордовского народа.

Форма работы: Рисование «Мордовские валенки»

Материал: Силуэты валенок, краски, кисточки

4. Мордовские народные песни.

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями устного поэтического творчества мордовского народа.

Форма работы: Беседа, слушание

Материал: аудиозапись с мордовскими песнями.

Март:

1. Красная книга Мордовии.

Цель: Дать детям сведения о том, что такое «Красная книга», воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Форма работы: Занятие

Материал: «Красная книга Мордовии»

2. Мордовский праздник – Мастя

Цель: Продолжать знакомить детей с мордовскими народными праздниками.

Форма работы: Беседа

Материал: Календарь «Традиции и обычаи мордовского народа»

3. Мордовская вышивка.

Цель: Познакомить детей с особенностями мордовской национальной вышивки

Форма работы: Презентация, аппликация «Икельга паця (фартук)

Материал: Эрзянский национальный костюм,

Бумага, клей, салфетки

4. Мордовская музыка

Цель: Познакомить детей с особенностями мордовской музыки.

Форма работы: Беседа.

Материал: Аудиозапись

Апрель:

1. Достопримечательности Мордовии.

Цель: Познакомить детей с достопримечательностями Мордовии и города Саранска. Привить чувство любви к родному краю.

Форма работы: Беседа

Материал: Открытки с достопримечательностями города Саранска.

2. Мордовский праздник – Инечи.

Цель: Продолжать знакомить детей с мордовскими народными праздниками.

Форма работы: Развлечение

3. Гончарное мастерство мордовского народа.

Цель: Продолжать знакомить детей с ремеслами мордовского народа.

Форма работы: Презентация, лепка «Кувшин».

Материал: Пластелин, доски, салфетки.

4. С. Люлякина. «Стихи»

Цель: Познакомить детей с произведениями С. М. Люлякиной. Привить чувство любви к произведениям мордовских писателей

Форма работы: Беседа, чтение.

Материал: Сборник стихотворений С. М. Люлякиной

Май:

Контрольный срез

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство дошкольников с традициями и культурой жителей пензенского краяНравственно-патриотическое воспитание через знакомство дошкольников с традициями и культурой жителей пензенского края Дошкольные образовательные учреждения, являясь звеном системы образования, формируют у детей первое представление об окружающем мире, среди.

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у пряхи». Ознакомление дошкольников с русской народной культуройКонспект НОД по познавательному развитию «В гостях у пряхи». Ознакомление дошкольников с русской народной культурой Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с предметами крестьянского быта. Задачи: Расширять представления детей о предметах старины,.

Консультация «Ознакомление дошкольников с мировой музыкальной культурой» .

Теоретические основы патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с культурой мордовского народа Курсовая работа Теоретические основы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой.

Мастер-класс «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой Родины» Мастер-класс «Россия – Родина моя!» Составитель – воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Хасанова Светлана.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников при ознакомлении с историей, культурой родного края «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими.

Образовательный проект «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой Родины» Вид проекта– познавательно-исследовательский., фронтальный, долгосрочный. Срок реализации проекта– с октября по март Участники проекта–воспитанники.

Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой русского народа СЕНТЯБРЬ 1. Кто мы, откуда? 1. Моя семья, мои близкие родственники. 2. Семья – это группа живущих вместе близких родственников. Несколько.

Педагогический проект «Ознакомление детей дошкольного возраста с мировой культурой посредством хореографии» Организатор проекта: педагог дополнительного образования – Дякина В. С. Участники проекта: воспитатели, дети – подготовительной, старшей,.

Проект «Ознакомление детей с народной культурой через русскую литературу» Ознакомление детей с народной культурой через русскую литературу. Культуру России невозможно представить без русской литературы. В ней содержится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Ознакомление дошкольников с культурой мордовского края»
Опубликовано: 26 августа 2018 в 22:17
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД