ольга семенова
Консультация «Ознакомление дошкольников с мировой музыкальной культурой»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов, «моделью человеческих эмоций» (В. В. Медушевский) : она отражает отношение человека к миру, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребенка.
Публикация «Консультация „Ознакомление дошкольников с мировой музыкальной культурой“» размещена в разделах
Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций. Музыка также обладает авторотерапевтическим лечением.
Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует «творческость» как качество личности.
За короткий срок в системе музыкального воспитания дошкольников, как и во всей системе дошкольного образования, изменилось очень многое: появилось большое количество программ, образовательных технологий, изменились дети и родители. А главное – изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания. На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам, которые бы позволяли образовывать (обучать, воспитывать, развивать) дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались.
Как же происходит знакомство дошкольников с мировой музыкальной культурой в детском саду?
Дать знания, развить навыки и умения у дошкольников – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию. Важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке, а не обучать попеременно отдельным навыкам.
Дети, в детском саду, приобщаются к искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности : восприятия (слушания, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, творчества, музыкально-образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах, приемах исполнительства).
Восприятие (слушание) музыки – уникальный, универсальный вид музыкальной деятельности. В музыкальных программах для дошкольников он выделен в самостоятельный разделе, но без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности : перед тем как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой- драматизацией, их нужно обязательно прослушать.
Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее. Обычно принято делить музыку на программную и внепрограммную. Суть этого деления определил П. И. Чайковский. Он писал, что не признает музыки, которая состояла бы из бесцельной игры в звуки. Поэтому, по его словам, любая музыка имеет определенное содержание, программу.
Известно: дошкольники, слушая музыку, различную по художественным достоинствам, «заражаются» отношением к ней взрослых. Отсюда понятно, что именно от музыкальных предпочтений педагогов и родителей зависит успешность формирования основ музыкальной культуры у дошкольников.
Готовясь к занятиям, я в своей работе, использую разные программы:
• «От рождения до школы» (Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) – для развития природной музыкальности дошкольника;
• «Ладушки» - «Праздник каждый день» (И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой) – для творческого развития детей на материале русской культуры;
• «Музыкальные шедевры», автором которой является Ольга Петровна Радынова – для развития эмоциональной сферы ребенка и обогащение внутреннего мира произведениями классической музыки.
Все программы построены на основе концепции, обосновывающей важность накопления уже в раннем возрасте музыкально – интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребёнком речи. Ориентация дошкольника на ценности мировой музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственно-эстетического становления личности.
Программа «От рождения до школы» (Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования. Мы ей пользуемся как настольной книгой.
Программа «Ладушки» разрабатывалась и осуществляется как составная часть комплексной программы «Лада» - творческого развития детей на материале русской культуры и на основе синкретизма детского восприятия и творчества. Занятия по этой программе координируются событиями актуального, природного и историко-культурного календарей.
Программа «Музыкальные шедевры» ценна именно тем, что формирует основы мировой музыкальной культуры. Музыкальные произведения разных эпох, доступные дошкольникам по эмоциональному содержанию и продолжительности звучания, сгруппированы по шести темам.
Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание.
Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д. Б. Кабалевского (вся музыка держится на «трех китах»).
Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности.
Четвёртая тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня.
Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках.
Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра.
Педагогу предоставляется широкое поле деятельности. Во-первых, как сказано выше, он может по-разному объединять слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Это позволяет варьировать структуру, избегать шаблонов, побуждать к творчеству, слитности различных видов деятельности. Во-вторых, применять разнообразные конспекты – для всех возрастных групп и по всем темам – вариативно, гибко, творчески. В-третьих, менять возрастные границы рекомендуемого репертуара по своему усмотрению (конечно, сочетая доступность эмоционального содержания музыки с жизненным опытом детей).
Однако, успех работы – это успех формирования основ мировой музыкальной культуры – определяется не только содержанием программы, но и формами организации деятельности и методами обучения. Чтобы обучение носило развивающий характер, а не вело к муштре и натаскиванию, педагоги должны побуждать детей к творчеству, к активной деятельности. В этой связи педагог добивается – постоянно – того, чтобы действия детей соответствовали звучащей музыке, уподоблялись меняющемуся характеру произведения через движения, слово, выбор тембра инструмента и т. д. Метод этот – способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, побуждает к осмыслению ее выразительных средств в активной творческой деятельности.
В раннем и младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не могут сами выразительно двигаться, высказываться о характере произведения, им, естественно необходима помощь. Педагог может тихо, по ходу звучания произведения, облегчая его усвоение не только интонацией, но и мимикой, пояснять: «Какая нежная, ласковая музыка». Можно нежно прикоснуться к руке малыша, побудить его выразить характер звучания музыкально-ритмическими движениями, ритмопластикой. Важно помочь детям выбрать инструменты, чтобы с помощью оркестровки передать смену настроений в произведении. Малыши лучше воспринимают мелодию «с голоса»; следовательно, можно негромко подпевать мелодию во время звучания произведения, «выводить» её на голос. Этот метод способствует и тому, что дети сами начинают напевать полюбившиеся и запомнившиеся им мелодии. У музыкального руководителя есть возможность сочетать разные методы – словесный, мимический, интонационный, вокальный, тактильный и пр. Тем самым он учит детей высказываться о характере музыки, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального произведения. Иными словами, педагог развивает эмоциональную отзывчивость, осознанное восприятие музыки.
Уже младшие дошкольники могут, воплощать в рисовании свои музыкальные впечатления с помощью тычковых кисточек на тонированной бумаге, выводя тонкие линии и точки. В средней группе – «рисовать музыку» можно применяя различные техники для создания образа, близкого музыкальному. В старшем дошкольном возрасте дети все более самостоятельно решают поставленные пред ними задачи. Их творчество проявляется в процессе развития умения слышать музыку, согласовывать свои действия с ее постоянно меняющимся характером. Так постепенно накапливается опыт восприятия музыкальной классики, так появляются любимые произведения, предпочтения, формируются основы мировой музыкальной культуры.
Решению этих задач в немалой степени способствуют формы организации музыкальной деятельности – тематические занятия. Они могут быть сюжетными, со свободной, вариативной структурой: это и праздники, и развлечения, которые проводятся в виде музыкальных игр-сказок, это и звучание различной музыки (фольклорной, религиозной, классической и современной) в повседневной жизни детского сада, и познавательные развлечения, которые проводятся в виде бесед о композиторах на основе аудио и видео пособий; это и знакомство с различными инструментами симфонического оркестра, и просмотры спектаклей, сопровождаемых музыкой.
Непосредственная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ мировой музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.
Важно то, что бы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях:
• слушание знакомых музыкальных произведений («Детский альбом» П. И. Чайковского, «Времена года»)
• музыкальные игры –путешествия в прошлое и настоящее, тематические музыкальные вечера («Волшебные фантазии», «Откуда появилась музыка», «Три «Кита», «Настроения, чувства в музыке»)
• игры –сказки, театральные постановки («Теремок», «Заюшкина избушка», «Солнечные зайчики», «Сказка в музыке живет»)
• звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования
• беседы –концерты («Что у осени в корзинке?», «Зима волшебница», «Веселая квампания, «Моя семья»
• праздничные утренники.
В процессе образовательной деятельности необходимо сформировать у детей основы (пласты) музыкальной культуры и познакомить их с музыкальным фольклором разных народов мира: с духовной, религиозной музыкой; шедеврами классической музыки; а также – современной музыкой для воспитания музыкального вкуса.
Праздничные даты могут отмечаться по – разному (тематические или комплексные занятия, развлечения, а не только в форме утренника.
Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, что бы музыка звучала и в семье. Родители вместе с ребенком могут дома слушать отрывки из разных музыкальных произведений, посещать концерты, отчетные концерты в музыкальной школе.
Если ребенок увлекся какой-то музыкой рассказывать о композиторе, показывать портреты. Можно повесить портреты в групповой комнате.
Задачи, которые музыкальный руководитель ставит перед собой:
• Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыки
• Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра)
• Воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений)
• Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках)
Эти задачи едины для всех возрастных групп.
Именно детство – тот особый, неповторимый период, когда ребенок овладает повышенной любознательностью, эмпатией, открыт навстречу всему новому и прекрасному. Ознакомление с высокохудожественными образцами мировой музыкальной культуры оказывает значительное воздействие не только на музыкальное, но и общее психическое развитие ребенка: мышление (прежде всего образное, речь, воображение. Мировая музыка, хореография, литература, живопись, театр позволяют решить одну из важнейших задач художественного образования дошкольников – воспитание культурного слушателя и зрителя и одну из важнейших задач педагогики – воспитание культурного человека.