Папки-передвижки

Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре в ДОУ

Екатерина Зарубина
Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре в ДОУ

Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре в ДОУ

В. Астафьев: «Детство и юность всякого человека – слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу».

Проблема эмоционального развития ребёнка, изучение роли эмоций в формировании личности человека уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной науке. В контексте новой парадигмы педагогики вопросы эмоционального развития детей связываются с обновлением содержания образования, требованиями гуманизации и демократизации педагогического процесса, также качественным улучшением эстетического воспитания подрастающего поколения.

Публикация «Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре в ДОУ» размещена в разделах

Современные взгляды на процесс формирования детской личности характеризуются опорой не только на приобретение новых знаний и умений, но и на выработку определенных ценностных ориентации человека, составляющих базис личностной культуры.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов) : она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка.

К числу основных задач, которые стоят перед музыкальным руководителем, можно отнести формирование у детей музыкальности, то есть системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для накопления запаса высокохудожественных музыкальных впечатлений.

Музыкальность — сложное структурное образование, включающее два ведущих компонента: эмоциональный и слуховой. Эмоциональный компонент формируется от эмоционального отклика на звучание музыки у трех – четырехлетних детей до направленного интереса к музыке и музыкальной деятельности у семилетних детей. Интерес проявляется в эстетических оценках и суждениях, возрастающей познавательной и слушательской активности, глубине эмоциональных переживаний.

Реализация данного подхода требует поддержки со стороны родителей. Наш опыт убеждает в том, что благодаря эмоционально – личностному общению педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей становится возможным не только понимание, но и большая помощь родителей в решении стоящих задач. Они в первую очередь заинтересованы в качественном и гармоничном воспитании детей, основанном не на муштре, а на четкой и научной организации целостной системы музыкального развития детей.

В прежних традиционных программах музыкального развития в детском саду мир классической музыки был чрезвычайно узок. В целом, дети оказывались погруженными в своеобразную субкультуру, характеризующуюся определенным примитивизмом и упрощенчеством. Очень важно формировать музыкальное восприятие детей, опираясь на высокохудожественные образцы мировой музыкальной классики, расширяя их познания о музыкальных стилях разных эпох.

Наблюдения говорят о том, что дети с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, прекрасные произведения композиторов венской классической школы – И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, музыку крупнейших представителей романтизма - Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и т. д. Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты важно слушать с детьми произведения русских композиторов – классиков 19 века – М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов 20 столетия – С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Г. В. Свиридова и других.

Музыкально – эстетическое воспитание детей значительно полнее и многограннее, если последовательно знакомить их с народным музыкальным искусством и высокими образцами музыкальной классики. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка.

Используя музыку на занятиях в детском саду, педагоги должны стремиться сделать процесс общения детей с музыкой радостным и увлекательным. Для того, чтобы достичь этого, нужно внимательно подходить к подбору музыкального репертуара для слушания. Эта музыка должна быть привлекательной для детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности педагоги дошкольных учреждений особое внимание должны уделять отбору музыкального материала для работы с детьми – музыки для слушания, песен, танцевальных мелодий и т. п. Индивидуальная работа через игру в дошкольных учреждениях, сказочный игровой образ должны постоянно нести дошкольнику заряд радостных, добрых эмоций и энергии для его нормального развития и активной творческой деятельности. Только при таком условии может достигаться максимальный педагогический эффект в развитии музыкального восприятия детей.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании

Список литературы

1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М. : Просвещение, 1968.

2. Белянва – Экземлярская С. Н. Музыкальные переживания в дошкольном возрасте, вып. 1., – М. : Просвещение, 1961.

3. Комиссарова Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 2000.

4. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. ,1947.

5. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М. : Просвещение,1961, - с. 231.

6. Форраи К. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире //, 1973.

Публикации по теме:

Кружковая работа как одна из форм приобщения детей к музыкальной культуре Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Хочу поделится с опытом работы кружковой работы в средней группе "Бубенчики". Кружок "Бубенчики".

Метод проектов как средство нравственного воспитания, приобщения к культуре родного города, семьи, государства МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО ГОРОДА, УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ СЕМЬИ,.

Музыкальная сказка, как средство приобщения детей к театру «Музыкальная сказка, как средство приобщения детей к театру» музыкальный руководитель Эксакустиди Елена Витальевна. Музыкальная сказка,.

Народная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре и традициям В XXI веке общество развивается в условиях глобальных перемен, охватывающих все сферы жизни человека: наука, культура, экономика, политика.

Фотоотчет «Народная кукла, как средство приобщения к родной культуре»Фотоотчет «Народная кукла, как средство приобщения к родной культуре» Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир и развитием познавательной активности. На современном этапе.

Презентация «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста. (слайд 2) Человек стал человеком, когда услышал.

Презентация педпроекта «Народное пение в работе с дошкольниками как средство приобщения к народной культуре» «Неотъемлемой частью творческого вклада множества поколений в культуру народа является народная педагогика, которая определяется как "совокупность.

Проект «Классическая музыка детям», направленный на приобщение детей среднего дошкольного возраста к музыкальной культуре Участники проекта: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги, родители. Тип проекта: долгосрочный, творческий, практико.

Проектная деятельность «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»Проектная деятельность «Русское народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» К. Д. Ушинский: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу.

Устное народное творчество экологической направленности, как средство приобщения детей к русской народной культуреУстное народное творчество экологической направленности, как средство приобщения детей к русской народной культуре К. Д. Ушинский писал: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к русской народной культуре, и эта любовь дает воспитанию.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре в ДОУ
Опубликовано: 3 января 2018 в 20:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД