Папки-передвижки

Музыкальная сказка, как средство приобщения детей к театру

Эксакустиди Елена Витальевна
Музыкальная сказка, как средство приобщения детей к театру
▼ Скачать + Заказать документы

«Музыкальная сказка, как средство приобщения детей к театру»

музыкальный руководитель

Эксакустиди Елена Витальевна.

Музыкальная сказка, как средство приобщения детей к театру

Публикация «Музыкальная сказка, как средство приобщения детей к театру» размещена в разделах

Сказка – «колыбель мысли». Это образное выражение В. А. Сухомлинского не случайно. Оно явилось результатом изучения природы одного из самых популярных жанров народного творчества. Именно в сказке ребёнок знакомится с красотой родного слова, познаёт его эмоциональные краски и оттенки.

Что такое музыкальная сказка? Это сказка, «написанная» с помощью музыки, и поэтому действия-поступки, чувства-настроения персонажей проявляются очень ярко. А что говорят дети? – это сказка, где герои не только говорят, но еще и поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах. Это увлекательное путешествие вместе с музыкой в мир сказки, где можно быть и зрителем, и исполнителем, и сочинителем. Это праздник встречи с любимыми героями хорошо знакомых сказок.

Музыкальные сказки отличаются от обычных сказок для детей. Они яркие, самобытные, несколько необычные для традиционного восприятия. Развёртывание сюжета сказки сопровождается музыкой, которая отличается простотой и ясностью. Музыкальные сказки развивают художественный вкус, творческие способности, формируют устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем создает у ребенка потребность обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Художественная и педагогическая ценность детских музыкальных сказок не подлежит сомнению. По этой теме работают известные педагоги С. И. Мерзлякова, Ф. З. Гершова, З. Я. Роот, Н. В. Зарецкая, Э. Чурилова, Л. Олифирова.

В то же время этот жанр детского музыкального творчества недостаточно изучен, в методической литературе очень мало данных об опыте его практического применения в музыкальном и художественном воспитании детей дошкольного возраста. Недостаточная изученность проблемы в теории и практике музыкального образования детей дошкольного возраста определяет актуальность этой темы.

Исходя из этого основного положения, цели и задачи формулируются следующим образом:

Цели:

• становление эстетического отношения к окружающему миру;

приобщать детей к театральной деятельности;

• развивать эстетические чувства через восприятие лучших образцов музыкальной и художественной культуры;

• обучать первоначальным художественным знаниям, практическим умениям в области театрального искусства;

• развивать основы актерского мастерства.

Задачи:

• совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

• развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации;

• продолжать активизировать и уточнять словарь детей.

• побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, придумывать истории собственного сочинения индивидуально и коллективно;

• формировать желание принимать активное участие в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности;

• познакомить с театральным жанром – музыкальная сказка, через использование всех сценических средств : слово, музыка, движение, мимика, пластика, импровизация.

Новизна - Музыка + сказка + театр. Кто не мечтает с детства о слиянии этих слов в единое целое. Мы пытаемся воплотить эту мечту в нашей практической деятельности. Музыкальные сказки пользуются у детей неизменной любовью.

Постановка музыкальной сказки – это чудесный ключик, который открывает дверцу в волшебный мир образов, красок, звуков. Это творчество, импровизация, требующие от детей труда и фантазии, а от взрослых – выдумки и изобретательности в костюмах и декорациях.

Этапы работы:

• составление сценария;

• знакомство детей с текстом сказки;

• знакомство детей с музыкальным содержанием сказки (полное исполнение);

• знакомство детей с музыкой и текстом каждого персонажа отдельно;

• разучивание текста сказки со всеми детьми воспитателем;

• распределение ролей, назначение дублеров;

• игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету;

• постановочная работа над целостным спектаклем;

• показ музыкальной сказки.

Стихотворный текст запоминается лучше, чем прозаический, поэтому многие сказки известных писателей переведены на стихотворный ритм, что облегчает работу с текстом. В сюжет музыкальной сказки включена классическая и народная музыка. Можно использовать и современные эстрадные песни, доступные детям. В детском исполнении они звучат более эмоционально.

Сценарии утренников и развлечений составляем как небольшие театрализованные представления, или мини-спектакли, где задействованы любимые, знакомые с детства герои, сценарные разработки условно можно назвать музыкальными фантазиями на сказочные темы. В традиционный сюжет удачно вплетаем новые, необычные персонажи, придуманные детьми и взрослыми. Это создает теплую обстановку и тем самым помогает адаптироваться ребенку в новых условиях. На праздниках дети являются и зрителями, и артистами одновременно, поэтому они включаются в действие, выходя непосредственно из зрительного зала, а не из-за кулис. Взрослые – активные участники спектакля. Такая форма проведения праздников позволяет создать образно – игровую среду, благоприятную для развития творческих способностей ребенка, а наличие музыкального и поэтического материала, отвечающего высокому художественному уровню, способствует развитию эстетического вкуса ребенка.

Творческая активность детей на утренниках подводит их к тому, что в подготовительной к школе группе они могут исполнить детскую оперу. Для постановки детской оперы большое значение имеет выбор литературного произведения, которое ложится в основу либретто.

Литературное произведение выбираем вместе с воспитателем, учитываем знания и интересы детей. Заранее продумываем с воспитателем как удачнее донести до ребенка содержание текста и музыки. Стараемся, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой, выразил желание играть ту или иную роль.

После прочтения сказки предлагаем послушать оперу целиком, а за тем слушаем музыку, под которую действует каждый персонаж. Разбираем характер и особенности героев и сопоставляем их с изобразительными особенностями музыки.

Затем воспитатель разучивает текст со всеми детьми, особо обращая внимание на выразительность речи.

При распределении ролей учитываем индивидуальные особенности детей, их вокальные возможности. Для каждой роли выбираем дублера.

К своей работе мы подходим творчески: стараемся избегать шаблонов, зубрежек – это дает нам возможность развивать всех детей одновременно, независимо от уровня их подготовки. Наша цель – не ограничиваться сценарной, режиссерской и постановочной работой с детьми – «артистами», а через всю жизнь детского сада, через все виды детской деятельности провести решение задач, направленных на формирование в детях творческого начала.

Работу над оперой – анализ содержания произведения, распределение ролей, игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету, и наконец, постановочная работа над целостным спектаклем – проводим на специальных занятиях (кружковая работа, не реже 1 раза в неделю по 25 – 30 минут во вторую половину дня.

Больших спектаклей (музыкальных сказок, детских опер) не должно быть больше двух, так как требуется большая подготовительная работа. В основном постановки опер готовим к 8 Марта или к Выпускному утреннику, а также стало традицией в нашем детском саду проводить в конце апреля театральный фестиваль, к которому все группы готовят театральные представления. Но в течении года благодаря систематической работе есть возможность использовать большое количество других театрализованных игр (настольные, стендовые, игры - драматизации). Их мы вводим, как зрелищные развлечения, как фрагмент праздничного концерта или утренника.

Например, в опере «Колобок» сюжетная линия развивается по мотивам одноименной русской народной сказки. Эта сказка вводит детей в образный мир русских народных персонажей, но используется при этом современная, жанровая музыка. Спектакль дает ощутить связь поэзии и музыки, пластики движения и драматизации.

Жанр «Сказки о глупом мышонке» можно определить, как драматизацию с элементами хорового исполнения. Детская опера создана по произведению С. Я. Маршака, музыку написала О. Геталова. Дети исполняют произведение на одном дыхании, располагаются как настоящий хор, действие персонажей происходит на фоне поющих детей. Изменен финал сказки : мышонок не погибает в пасти хитрой кошки, а спасается и понимает, что лучше собственной мамы нет никого. Именно с этой сказки в 2003 году я начала использовать в своей работе детскую оперу.

Мюзикл «Дело было в лесу» представляет сочетание музыкально – эстетического воспитания и ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности. В хорошо знакомую всем с детства сказку «Волк и семеро козлят» были дополнены новые персонажи – Кукушка, Лиса, даже деревья в лесу стали основными участниками сказки. В доступной форме оперного спектакля детям рассказывается о том, как нужно вести себя, оставшись дома одному, учит взаимовыручке.

За основу оперы «Муха-Цокотуха» взяли клавир оперы Михаила Ивановича Красева. Яркое, жизнерадостное творчество Красева почти полностью отдано детям. Опера «Муха-Цокотуха» занимает особое место среди музыкальных сказок /либретто композитора по известной сказке Корнея Ивановича Чуковского/. Остроумная, простодушно-забавная музыка была написана в тяжёлый военный 1942 год для детского клуба, который создали эвакуированные в Приуралье московские ребята.

Музыка этой оперы доступна и выразительна, исполнена стремительного движения и очень ритмична. Нашим воспитанникам удалось соединить в ней простоту и лёгкость с меткими музыкальными образами.

Водевиль «Наши добрые соседи» музыка Э. Чуриловой является продолжением сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом». Он развивает любовь к своей семье, и уважение к другим семьям. С помощью музыки и стихов дети получили элементарные представления о традициях, культуре, нравственных устоях разных семей.

Музыкальная сказка по произведению С. Михалкова «Сказка о том, как медведь трубку нашел» рассказывает о вредных привычках. В доступной форме детям говорится о вреде курения, о болезнях, которые могут возникнуть у курильщика, о зависимости курильщика от табака. В спектакле участвовали дети достаточно подготовленные: владеющие элементарными музыкальными и драматическими навыками.

«Пожар в лесу» - это стихотворное произведение по пожарной безопасности было опубликовано в журнале «Музыкальный руководитель». Сольные и хоровые партии очень хорошо легли на детские песни, написанные А. Филиппенко, а также использовали «Песенку о спичке» музыка И. В. Кононовой из сборника «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников».

Сказка «Малыш - кураист» очень проста по сюжету и ясна по идее. Образ волшебного курая олицетворяет волшебную силу музыки и дает власть над человеческой душой. И очень важно в чьих руках эта сила: в добрых, как у Малыша, или в злых, как у Лисы. Музыкальная сказка «Малыш – кураист» написана для детей младшего школьного возраста, но дети подготовительной к школе группы великолепно справились с поставленной задачей: научились не только хорошо произносить текст, петь и танцевать, но и поверили в то, что они «превращаются», и относились к происходящему серьезно. Актерская наивность и вера в предлагаемые обстоятельства – один из главных элементов сценического мастерства.

В 2012 году оснащение музыкального зала пополнилось мультимедийным проектором и ноутбуком, что позволило нам расширить возможности оформления утренников. Смена слайдов на экране, согласно сценарию оперы, позволили ярче и глубже воспринимать общее содержание музыкально – хореографической сказки «Путешествие капельки», написанной замечательным детским композитором Ф. З. Гершовой по мотивам сказки Салавата Карима «Капелька». Все вокальные партии написаны с учетом детского исполнительского голоса, что очень помогло при разучивании вокальных партий каждого персонажа.

В этом году мы с воспитателем старшей группы запланировали подготовить музыкальную сказку по мотивам русской народной сказки «Пых - пых» композитора С. И. Потапова, автора текста А. О. Краевой («Справочник музыкального руководителя», март 2012 года). Сказка рассчитана на участие всех детей группы. По времени она длится 10-12 минут. Постановка требует минимум декораций и костюмов, детям, исполняющим роли овощей, достаточно надеть шапочки. В сказке нет танцев, но во время пения персонажи находятся в движении, в соответствии с образом и событием.

Подготовка музыкальных сказок в детском саду, как одного из видов хоровой деятельности, имеет большое значение для воспитанников детских садов. Взаимопроникновение таких смежных искусств, как музыка, танец, литература даёт условия детям выразить свои творческие возможности.

На разнообразном песенном материале музыкальных номеров оперы вырабатываются вокально-хоровые навыки: различные виды дыхания, звуковедение, осмысленность фразировки, выполняются задачи темповых и эмоциональных контрастов, естественность и выразительность звучания.

Работая с воспитанниками над той или иной ролью, уделяем большое внимание анализу характеристик персонажей и выразительности их исполнения. При этом нам приходится сопоставлять и противопоставлять персонажи, их определённый колорит. В работе над выразительностью хорового исполнения используем приём эмоционально-образного разбора содержания, чтобы дети видели взаимосвязь образной выразительности слова и музыки. Всё это способствует, как музыкальному развитию детей, так и умственному, стимулирует их интерес к музыке.

Воспитательную роль работы над оперой трудно недооценивать. Воспринимая её как нечто важное, интересное, дети регулярно посещали занятия, понимая, как важен каждый участник хора в нашей работе. Выступления перед другими воспитанниками детского сада каждый раз организовывали детей, а успех постановки музыкальной сказки побуждал детей к дальнейшей работе.

Воспитательная функция детской оперы – один из ее жанровых признаков. Сказка пронизывает всю структуру оперы, достигая особого эффекта противопоставлением положительного и отрицательного. Зерном ее является нравственное начало. Идея сказки учит ребенка делать правильный выбор, тем самым формируя положительные качества личности.

Значение постановки музыкальных сказок оценили и родители. В беседах с ними мы выясняли, что они интересуются нашей работой, репетициями, выступлениями, им было приятно видеть в своих детях и певцов и танцоров. Немалую помощь оказали родители в подготовке костюмов.

Итак, постановка музыкальных сказок весьма доступна на занятиях в детском саду, она усиливает интерес к хоровому пению, развивает артистические способности детей, их фантазию, приобщает их к высокому искусству.

Практическая значимость: Опыт работы апробирован нами на протяжении 11 лет. Может быть использован музыкальными руководителями дошкольных учреждений, руководителями театральных студий.

Музыкальная сказка создает условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности через пение, музыкальное восприятие, сопереживание героям сказок, побуждает воспитанников к импровизации средствами мимики, выразительных танцевальных движений и интонаций, учит различать настроения, эмоционального состояния посредством музыки. Музыкальная сказка способствует формированию системы ценностных отношений к окружающему миру.

Приложение

Как медведь трубку нашел

Зал украшен в виде лесной поляны. Слева высокий дуб – стул с кроной, справа – берлога. Выходят две сказочницы.

1 СКАЗОЧНИЦА – Решил лесник бросить курить – закинул в лесу за куст свою трубку, кисет с табаком и самодельную зажигалку. А Медведь их нашел. С этого все и началось.

2 СКАЗОЧНИЦА – Стал Медведь трубку курить. И так он к ней привык, что никогда не хотел расставаться. Раньше, бывало, Медведь проснется, разомнется на реку бежит купаться да рыбу ловить, а потом в малинник или по дуплам лазать за медом.

1 СКАЗОЧНИЦА – А теперь чуть свет глаза продерет, трубку набьет, сунет ее в пасть, чиркнет зажигалкой и лежит под кустом, дым пускает. Так целый деть с трубкой в зубах и проваляется. И все бы ничего, да стал Медведь прихварывать.

Сказочники уходят. Выходит Лиса.

Ария Лисы.

Вышла модница Лисица,

Прямо в озеро глядится.

В озеро хрустальное, чистое, зеркальное.

Ах. Какой чудесный мех,

Я всегда нарядней всех. (Выходит Медведь)

Миша! Друг мой! Ты ли это?

Не видались мы все лето.

Как ты бедный похудел,

Будто целый год не ел!

Что с тобою? Ты больной?

Ария Медведя.

Сам не знаю, что со мной!

Нездоровится мне что-то:

Лезет шерсть, в костях ломота,

Ничего почни не ем –

Аппетит пропал совсем!

Стал я раньше спать ложиться,

Да не сплю! Совсем не спится!

Кашель душит по утрам,

Дурнота по вечерам:

Колет сердце, в лапах дрожь.

ЛИСА – Что ж ты к Дятлу не пойдешь?

К Дятлу надо обратиться!

Он у нас такая птица:

Сразу скажет, что к чему.

Не ленись. Сходи к нему!

МЕДВЕДЬ – Вот недельку обожду,

Станет хуже, так пойду.

Лиса и Медведь расходятся в разные стороны. Выходит 2 Сказочница.

2 СКАЗОЧНИЦА – Вот прошла неделя, прошла другая. Стало Медведю хуже. Шел он как – то оврагом. Волка встретил.

Ария Волка.

Слушай, Миша – Михаил!

Что ты делал? Как ты жил?

Провалилися бока – шкура стала велика!

Ты хвараешь?

МЕДВЕДЬ – Да. Хвораю.

ВОЛК – Что с тобою?

МЕДВЕДЬ – Сам не знаю…

Ария Медведя.

Пропадаю!

ВОЛК – Пропадешь1

Надо к Дятлу обратиться!

Он у нас такая птица!

Разберется, даст совет.

Да так да! А нет так нет!

МЕДВЕДЬ – Завтра я к нему пойду!

ВОЛК – А найдешь его?

МЕДВЕДЬ – Найду!

Медведь идет по залу. Волк уходит. Медведь подходит к «сосне» - стул, на котором стоит Дятел.

МЕДВЕДЬ – Дятел! Дятел! Старый друг!

Ты спустись на нижний сук!

ДЯТЕЛ – Ба! Топтыгину привет!

Ты здоров ли?

МЕДВЕДЬ – Видно, нет!

Ария Медведя.

ДЯТЕЛ – Видно, куришь, коль не пьешь?

МЕДВЕДЬ – Да, курю. Откуда знаешь?

ДЯДЕЛ – Больно дымом ты воняешь!

Ну – кА, сядь под этот сук!

Дай – кА спину. Тук – тук – тук!

Да – с! Выстукивать не просто

Медведей такого роста!

Не дышать и не сопеть:

Ты – больной, хоть и Медведь.

Ну – с… Мне все как будто ясно…

МЕДВЕДЬ – Не смертельно? Не опасно?

ДЯТЕЛ – Накопилась в легких копоть –

От куренья вся беда!

Ты, Топтыгин, хочешь топать?

Брось куренье навсегда!

МЕДВЕДЬ – Бросить? Трубку? Зажигалку?

И с сухим листом кисет?

Не могу! Не брошу! Жалко!

ДЯТЕЛ – Выполняй – кА мой совет!

А не то в своей берлоге

Ты протянешь скоро ноги!

Дятел улетает. Медведь идет по залу. Садится в берлогу, достает трубку, смотрит на нее, кладет в рот. Раздается стук. Медведь прячет трубку, озирается, кладет в рот. (2-3 р).

1 СКАЗОЧНИЦА – Все лето и всю осень, до самой зимы бросал Медведь трубку курить, да так и не бросил. Наступила зима. Поехал как – то Лесник в лес за дровами.

Выходит Лесник, тянет за собой сани. Обходит берлогу, подходит к Медведю.

ЛЕСНИК – Вот те на! А из берлоги – то дым валит! Лапы вверх!

Наставляет ружье на Медведя, тот не может поднять лап. Встает, шатается, трет глаза.

ЛЕСНИК – На кого же ты похож, Медведь: шерсть клочьями, глаза от дыма слезятся, в зубах трубка (берет трубку, а трубка – то моя. Вот не ждал – не гадал!

Убирает трубку в тулуп, сажает Медведя на сани, тащит его. Навстречу выходит Лесничиха.

ЛЕСНИЧИХА – Что привез из леса, Федя?

ЛЕСНИК – Посмотри, привез медведя.

ЛЕСНИЧИХА – Настоящий!

ЛЕСНИК – Настоящий! Да к тому ж еще курящий!

ЛЕСНИЧИХА – Что ж теперь нам делать с ним?

ЛЕСНИК – Как что делать? В цирк сдадим!

Тащат Медведя вместе. Выходят Сказочницы.

1 СКАЗОЧНИЦА – В нашем цирке есть медведь.

Приходите посмотреть.

Если кто проходит мимо

С папироскою во рту

Или с трубкой – запах дыма

Мишка чует за версту.

2 СКАЗОЧНИЦА – И, топчась на задних лапах,

начинает вдруг реветь.

Потому что этот запах

Не выносит наш Медведь.

Звучит русская плясовая. Выходит Медведь, танцует. Выходят Лесник и Лесничиха. Танцуют вместе с Медведем, кланяются и уходят.

Публикации по теме:

Краеведческие центры как средство приобщения дошкольников к культуре родного края Данная статья предназначена для воспитателей дошкольных учреждений. В этой статье автор делится опытом, как можно решать проблему патриотического.

Метод проектов как средство приобщения детей к русским народным сказкам Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение Детский сад №14 города Шахтёрска. Углегорского муниципального района Сахалинской.

Мини-музей как средство приобщения дошкольников к истории и культуре России (из личного опыта)Мини-музей как средство приобщения дошкольников к истории и культуре России (из личного опыта) Не секрет, что современные родители приобщают детей к электронным технологиям, новомодным гаджетам, но совершенно не знакомят детей с историей.

Музыкальная деятельность, как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста Музыкальная деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста. Выступление.

Музыкальная сказка как средство решения воспитательных и образовательных задач в ДОУ Музыкальная сказка как средство решения воспитательных и образовательных задач в ДОУ Музыкальная сказка как средство решения.

Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры ГБДОУ «Детский сад №89 компенсирующего вида» группа № 3 «ПОЧЕМУЧКИ» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: «Народное творчество.

Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры ГБДОУ «Детский сад №89 компенсирующего вида» группа № 3 «ПОЧЕМУЧКИ» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: «Народное творчество.

Нетрадиционное спортивное оборудование, как средство приобщения к ЗОЖ детей средней группы в условиях ДОУНетрадиционное спортивное оборудование, как средство приобщения к ЗОЖ детей средней группы в условиях ДОУ Статья : «Нестандартное спортивное оборудование, как средство приобщения детей средних групп к ЗОЖ в условиях ДОУ». В современном обществе.

Презентация педпроекта «Народное пение в работе с дошкольниками как средство приобщения к народной культуре» «Неотъемлемой частью творческого вклада множества поколений в культуру народа является народная педагогика, которая определяется как "совокупность.

Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к русской народной культуреТеатрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре Театральное искусство на протяжении всей истории человечества и цивилизаций всегда было связано со стремлением человека к миропознанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальная сказка, как средство приобщения детей к театру
Опубликовано: 31 августа 2017 в 07:39
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальная сказка, как средство приобщения детей к театру» (включая файлы) размещена пользователем Эксакустиди Елена Витальевна (УИ 1247076) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД