Метод проектов как средство приобщения детей к русским народным сказкам

Наталья Дубоносова
Метод проектов как средство приобщения детей к русским народным сказкам

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение

Детский сад №14 города Шахтёрска.

Углегорского муниципального района Сахалинской области.

Доклад на педагогической конференции.

Тема: «Метод проектов как средство приобщения детей к русским народным сказкам»

Воспитатель: Дубоносова Наталья Анатольевна.

Август 2016г.

Слайд №1 Тема моего выступления «Метод проектов как средство приобщения детей к русским народным сказкам»

Сайд №2

«Сказка – это колыбель мысли сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели». В. А. Сухомлинский

В круг чтения детей дошкольного возраста чаще других жанров входит русская народная сказка.

Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного.

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес. Она поднимает самые важные вопросы: о добре и зле, о предназначении человека и его жизненном пути. Именно на это мы опираемся, работая со сказкой.

В настоящие время сказка, как и другие ценности традиционной русской культуры, заметно утратило свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы, часто искажающие первоначальный смысл, превращающий сказочное действие, из нравственного - поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки и наша задача попытаться вернуть детям в руки книгу.

Слайд№3. Исходя из этого, была поставлена цель работы: Формировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2. Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия.

3. Приобщать детей к нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации.

4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других людей, делать нравственный выбор.

5. Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Слайд №4. Чтобы достичь поставленной цели была разработана собственная система работы по эффективному использованию русских народных сказок.

Важным звеном системы является метод проектирования.

Использование технологии проектирования помогает нам в работе с русскими народными сказками, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Слайд №5. Работая над сказочными проектами, стараемся развивать у каждого ребёнка:

- творческое начало, воображение, изобретательность;

- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;

- способность ставить проблемы и находить их решение.

Чтобы детское проектирование было успешным, соблюдаем следующие условия:

-учет интересов каждого ребенка;

-деятельность детей без принуждения;

-предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;

-совместное со взрослым поэтапное достижение цели;

-тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

Отличительной чертой использования метода проектов в нашей группе является опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую.

В содержании сказочных проектов были включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы: непосредственно-образовательная деятельность, праздники, экскурсии, игры. Публичное представление продукта проектной деятельности происходило на выставках, конкурсах.

Были реализованы следующие проекты:

Проект №1 «Чему учит сказка».

Проект №2 «Этот волшебный мир сказки».

Проект №3 «Чудеса превращений».

Проект №4. «Герои русских народных сказок».

Слайд №6. Цель проекта «Чему учит сказка»: воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека через знакомство с русской народной сказкой.

Дети с интересом принимали участие в создании макета русской избы, приняли решения и сделали книжку-самоделку с полезными советами для героев сказок.

С большим интересом оформляли совместно с родителями выставки книг "Русские народные сказки", "Мои любимые сказки", оформили коллекцию сказок из киндер-сюрпризов "Сказка на ладошке". Заучивали пословицы и поговорки, потом проводили аналогию между сказкой и поговоркой, то смысл последней становился им доступным.

Очень интересные и поучительные советы давали героям в игре "Как бы ты поступил на месте героя? ".

Совместно с сотрудниками городской детской библиотеки, была проведена литературная викторина «Из какой мы сказки

Была проведена образовательная деятельность: путешествие в сказку «Яблоня послушания».

В самостоятельной деятельности разыгрывание придуманные сказки и истории с игрушками кукольного театра.

Заключительным этапом провели совместно с детьми и родителями праздник День матери. Детьми была показана сказка «Репка на новый лад», которую придумали сами дети с воспитателем.

Слайд №7. В рамках проекта «Эти волшебные сказки был проведён ряд мероприятий, направленных на формирование - развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства.

Наши воспитанники узнали много нового и интересного о русских народных сказках их многообразии, научились их классифицировать. С увлечением слушали волшебные сказки, присказки, с интересом играли в игры «Придумай конец сказки», «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня?», «Как звать-величать?», «Из какой сказки волшебная вещь, «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку», «К какому герою подходит пословица?».

Слайд№8. Дети с интересом рассказывали сказки, которые сочинили дома с родителями «Сказка на новый лад». Был проведён конкурс на тему «Самый лучший Театр, сделанный руками детей, родителей, воспитателей и их помощников.

Слайд №9. Совместно с родителями организована выставка творчества «Мой любимый сказочный герой» из бросового и природного материалов Участвовали в выставке творческих работ на тему «Книжки- малышки своими руками».

Слайд №10. Итогом проекта стала викторина «Что за чудо эти сказки (дети и родители).

Участие детей и родителей в проекте позволило сплотить родителей и детей, родителей и педагогов в вопросах духовно - нравственного воспитания.

Проект «Чудеса превращений» был разработан в преддверии празднования 8 марта.

Цель: через образ Бабы-Яги научить детей проявлять милосердие, приходить на выручку.

Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в детский сад пришло письмо-просьба от Бабы Яги. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь Бабе Яге. Было разработано решение проблемы: нужно найти сказки, где одним из персонажей является Баба Яга. В уголке для родителей была размещена информация о проекте.

Слайд №11. Проект включает в себя, ряд мероприятий:

Чтение разных сказок; где одним из персонажей является Баба Яга.

Выставка книг: "Русские народные сказки, в которых одним из героев является Баба Яга".

Компьютерная презентация: «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Участие в телепередаче «Творим добро».

Интервью у бабы- Яги.

Сочинение нового конца к сказкам «Баба Яга», «Гуси- лебеди».

Самостоятельное сочинение сказок и рассказывание сказок собственного сочинения «Добрая Баба Яга».

Прослушивание музыкальных произведений: М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из сборника «Картинки с выставки», П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», П. Чайковский «Баба- яга» из сборника «Детский альбом»

Слайд№12 Конкурс рисунков «Чья баба яга самая добрая»

Коллективная лепка "Лес, где живет Баба-Яга".

Конкурс рисунков «Чья баба яга самая добрая»

Слайд№13. Оформление книги «Сказки о доброй Бабе Яге» сочинённые детьми.

Итоговое мероприятие - Развлечение «Путешествие в сказку».

В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.

Цель проекта «Герои русских народных сказок»- на примере героев русских народных сказок Ивана-царевича и Василисы прекрасной довести до сознания детей такие духовно-нравственные ценности как доброте, любовь, послушание, уважение к родителям, трудолюбие.

В начале проекта перед детьми была поставлена проблемная ситуация- выяснить кто один из самых популярных героев русских народных сказок. Дети вспоминали и называли полюбившихся героев сказок, рассказывали почему их полюбили.

Были проведены беседы: "Герои-патриоты в сказках" (защитники родной земли, добра, мира), "Трудные ситуации, в которых оказались герои сказок", «Положительные герои русских народных сказок», «Чудеса и превращения в сказках».

Проведены НОД Тема: Образы Ивана – царевича и Василисы Премудрой в русской народной сказке «Царевна -лягушка».

НОД Тема: «Иван царевич в сказке «Иван- царевич и серый волк»», которые помогли узнать и охарактеризовать этих героев

Итоговый продукт:

1. Конкурс рисунков и поделок по сказкам.

2. Итоговая образовательная деятельность: «Как Иванушка потерялся».

Слайд№14 Таким образом, в результате использования метода проектов в работе с русскими народными сказками дети стали более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Благодаря совместной работе педагог-родитель-ребенок произошли качественные изменения во взаимоотношениях педагога с родителями. Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей, повышении интереса к их проблемам, а так же нашли решение «тупиковым» ситуациям благодаря активному взаимодействию с воспитателями и психологом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ». Тема: «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ». Хочешь накормить человека один раз — дай ему.

Игра-викторина «Путешествие по русским народным сказкам» МБДОУ МО ПЛАВСКИЙ РАЙОН - ДЕТСКИЙ САД П. МОЛОЧНЫЕ ДВОРЫ Игра-викторина «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ» Выполнил воспитатель:.

Лэпбук «Путешествие по русским народным сказкам» для детей раннего дошкольного возрастаЛэпбук «Путешествие по русским народным сказкам» для детей раннего дошкольного возраста В рамках решения второй годовой задачи по развитию речи в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 7.

Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ Тема: «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ». Хочешь накормить человека один раз — дай ему.

Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в ДОУ. В условиях реформирования системы образования и внедрения ФГОС большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий,.

Приобщение детей к русским народным сказкамПриобщение детей к русским народным сказкам С самого раннего детства мы читаем, напеваем своим детям колыбельные песни, пестушки, потешки, игры–забавы, загадываем загадки, пословицы,.

Проект по русским народным сказкам Практическая часть проекта: Организованная образовательная деятельность Тема: Мой любимый сказочный персонаж Интегрируемые образовательные.

Литературная викторина по русским народным сказкам Тема: Литературная викторина по русским народным сказкам. Цель: закрепить знания детей о содержании художественных произведений; продолжать.

Викторина по русским народным сказкам Викторина по русским народным сказкам. Цель: Закрепление умения детей эмоционально воспринимать содержание сказки. Задачи: 1. Учить детей.

Викторина — эстафета по русским народным сказкам Викторина – эстафета по русским народным сказкам Детский сад № 18 «Гнездышко» г. Орска старшая логопедическая группа учитель – логопед.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Метод проектов как средство приобщения детей к русским народным сказкам
Опубликовано: 8 мая 2017 в 13:00
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

23 августа. День рождения знаменитой скульптуры «Русалочка»

Самый известный в мире памятник сказочному персонажу – знаменитая «Русалочка» –появился на родине Андерсена, в Копенгагене, 23 августа 1913 года. В последующие годы эта скульптура стала не только датской...

Детский мастер класс «Флаг России»
Программные задачи: Знакомить детей с символами страны:гербом, флагом, гимном. Учить наклеивать полосы в определенной последовательности-белая, синяя,...
Мастер-класс для педагогов: Сюжетно — ролевая игра «Магазин музыкальных инструментов»
ель: Знакомство детей с музыкальными инструментами и различными составами оркестров. Задачи: Образовательные: 1. Привлекать детей к правильному...
Конспект итогового занятия «Осень»
Конспект итогового занятия "Осень" Задачи:  Закреплять знания детей об осени.  Уточнить знания детей о деревьях, о плодах деревьев,...