Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в ДОУ.

Ольга Жукова
Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в ДОУ.

В условиях реформирования системы образования и внедрения ФГОС большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, которые открывают новые возможности для воспитания и обучения, способствуют развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка. Одним из эффективных и актуальных методов системно - деятельностного подхода в обучении является метод проектов, который я использую в своей работе.

Как сказал Б. Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».

Работа над проектом проходит несколько этапов, на каждом из которых взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Для выбора темы я использую разные приемы:

- размещаю иллюстрации по теме на информационном стенде, подталкивая тем самым детей к обсуждению темы;

- заранее даю задание 1-2 родителям (скромных детей) подготовить сообщение по теме;

- подготавливаю детям «Тематические подарки»;

- вношу «посылку» или «письмо», от какого либо персонажа.

Работая по лексической теме «Грибы» я воспользовалась интернет - ресурсами и ввела детей в тему с помощью письма от Незнайки, в котором он просил ребят о помощи.

Это письмо пришло по почте в детский сад. Перед детьми была озвучена проблема, от имени Незнайки: какие грибы съедобные, а какие опасны для здоровья.

Тем самым дети были вовлечены в нужную тему и заодно приняли участие во всероссийском конкурсе детского рисунка «В царстве грибов».

Этап реализации проекта мы начали с работы по «модели трех вопросов».

Проводится эта работа в виде познавательной беседы, во время которой я обращаюсь к детям с вопросами: «Что вы знаете о грибах?», «Что бы вы хотели узнать?» и «Что для этого нужно сделать?»

До начала работы готовлю три листа бумаги. Беседуя с детьми, задаю сначала один вопрос, фиксирую все высказывания детей по этому вопросу. Затем, когда информация иссякает, перехожу ко второму вопросу. И так далее. Все записи делаю печатными буквами, разным цветом, с обязательным указанием имен детей и взрослых.

Делается это для того, чтобы впоследствии читающие дети смогли прочитать эти высказывания. А те, кто еще не научился читать, смогли бы попросить взрослых прочитать детям их идеи. Работая с этой моделью, дети учатся формулировать свои высказывания, учатся правильно строить предложения.

Этот прием позволяет нам выяснить актуальные знания детей по данной теме, выяснить какие вопросы возникают у детей по теме. А также помогает подготовить материал, соответствующий интересам детей.

Другими словами можно сказать, что эта модель своеобразная диагностика уровня знаний детей по теме.

Заполненную модель мы вывешиваем в приёмную, там, где её смогут увидеть родители. В этом случае старшие невольно продолжают разговоры с детьми, вместе смотрят нужные книги или передачи. Так естественно и просто взрослые включаются в образовательную работу группы. А у детей появляются новые стимулы, новая информация и ресурсы по теме.

Там же, в приемной, мы вывешиваем объявление для родителей от имени детей.

После заполнения «Модели трех вопросов» мы проводим презентацию наших уголков активности или центров. Сделать это можно разными способами:

- рассмотреть с детьми в «Подзорную трубу» каждый центр и обсудить, что нового дети увидели в центре;

- принести из каждого центра самый привлекательный материал, показать его детям и рассказать, что еще интересного приготовлено в центре;

- предложить детям обойти все уголки и рассказать, что в них появилось нового, интересного.

Дальнейшая наша работа заключается в разработке совместного с детьми плана действий: дети высказывают свои идеи, в каком центре и чем они будут заниматься.

Чтобы детям было легче планировать свою деятельность в центрах, необходимо подготовить развивающую среду, отвечающую их потребностям. И вот здесь мы часто задумываемся: Что необходимо внести в центры такое, что вызовет интерес у детей? Чем занять ребенка в каждом центре?

Совместное планирование позволяет встроить инициативу детей в структуру дня, позволяет подготовить развивающую среду в соответствии с интересами детей.

Основной целью нашего проекта было расширить представление у детей о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию разных видов деятельности.

Каждый день мы начинали с того, что обсуждали с детьми на утреннем сборе, чем будем заниматься в течение дня. В зависимости от своих интересов и предпочтений дети выбирали, чем они будут заниматься в центрах и с кем из ребят.

Тема проекта «проживалась» через все виды деятельности, в том числе и через НОД.

Все занятия строились на основе тех вопросов, которые дети задавали в начале работы над проектом и которые их интересовали больше всего.

На занятии по формированию целостной картины мира мы изучали строение грибов, познакомились с разнообразием грибов, выделили группы съедобных и несъедобных, учились разным приемам словообразования на примерах названий грибов.

На математике закрепляли навыки счета; развивали навыки ориентации на листе бумаги с помощью простых ориентиров, навыки чтения плана.

На развитии речи и коррекционном занятии мы решали кроссворд с загадками, составляли короткие описательные рассказы о грибах, учились образовывать однокоренные и сложные слова, пересказывали текст.

Прочитали немало художественных произведений: сказки Э. Шима «Храбрый опенок», «Грибной дым»; сказку В. Сутеева «Под грибом»; познавательные сказки Н. Павловой «Две сказки о грибах», А. Лопатиной «Знакомство с грибами», В. Зотова «Опенок осенний» и рассказы Н. Сладкова «Мухомор», «Хоровод грибов».

Физкультура прошла в виде путешествия по лесу.

С музыкальным руководителем мы подготовили сценку «Грибочек - груздочек», которую показали родителям.

Так в рамках нашего проекта была организована взаимосвязь всех специалистов.

Ну а для Незнайки мы нарисовали замечательные рисунки, которые затем отправили по почте.

В конце каждого дня подводили с детьми итоги: что мы сделали и что еще нужно сделать.

На этапе подведения итогов мы вернулись к модели трех вопросов и посмотрели, а на все ли вопросы мы нашли ответ.

В течение всей недели родители оказывали нам помощь: приносили книги, энциклопедии, фотографии, картинки; делали поделки, сообщение.

Накопленный в ходе проекта материал мы обобщили и оформили в виде лэпбука «В царстве грибов».

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка. Дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность, становятся в позицию активного участника, учатся грамотно работать в групповом проекте: педагог – родители – дети.

Все это благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе.

Публикации по теме:

Лэпбук — средство для реализации деятельностного подхода Цель: Ознакомление и расширение знаний педагогов о новых средствах познавательно- исследовательской деятельности. Задачи: • Помочь педагогам.

«Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ». Тема: «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ». Хочешь накормить человека один раз — дай ему.

Метод проектов как эффективный способ реализации совместной деятельности с детьми и родителями 1 слайд Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию.

Метод проектов как форма ранней профориентации старших дошкольников. Тематический план проектов на 2016–2017 учебный год 1. Тема проекта:Город творчества Цели проекта-Обобщение знаний о творческих профессиях города Тип проекта/сроки выполненияКраткосрочный/2.

Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ Тема: «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в ДОУ». Хочешь накормить человека один раз — дай ему.

Метод проектов в ДОУ как инновационная деятельность в ДОУ Метод проектов в ДОУ как инновационная деятельность Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом.

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая.

Реализация системно — деятельностного подхода в образовательном процессе через проектную деятельность Реализация системно - деятельностного подхода в образовательном процессе через проектную деятельность. Современная система дошкольного.

Технология «Метод проектов в детском саду» СЛАЙД 1 Условия современности таковы, что дошкольник не может быть «чистым листом» при поступлении в школу. Долг взрослого — помочь ребенку.

Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ 30 марта 2016г. проходила областная научно-практическая конференция "Современное образование в островном регионе: опыт, проблемы и перспективы.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Космос
Автор публикации:
Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в ДОУ.
Опубликовано: 21 января 2017 в 18:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

16 сентября. День аквариумов на МААМ

Первые аквариумы появились в середине XIX века в Британии. Именно там заметили, что некоторые рыбки не погибают в неволе, а очень даже хорошо себя чувствуют, и для нормального существования им достаточно...

Открытое интегрированное занятие для родителей в старшей логопедической группе «Тайны...
Открытое интегрированное занятие для родителей в старшей логопедической группе «Тайны птичьего мира». Выполнила: Карловская Оксана Анатольевна МАДОУ...
Фотоотчёт об экологическом проекте «Мир цветов»
Под таким названием в нашем саду в августе был реализован краткосрочный познавательно – творческий проект с детьми 4 -6 лет. Цель нашего проекта познакомить...
Мастер-класс по изготовлению массажной дорожки в виде змеи
Для массажной дорожки нам понадобятся: любая ткань, ножницы, иголка с ниткой ( можно воспользоваться швейной машинкой , две пуговицы для глаз, клочек...