МААМ-картинки

Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Ольга Борбуш
Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

ГБДОУ «Детский сад №89 компенсирующего вида»

группа № 3 «ПОЧЕМУЧКИ»

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

НА ТЕМУ:

«Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».

«В ГОСТИ К БАБУШКЕ МАЛАНЬИ».

Составители воспитатели 1 категории:

Борбуш Ольга Владимировна

Публикация «Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» размещена в разделах

Коломийцева Наталья Николаевна

СЕВАСТОПОЛЬ 2017г.

«Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Познавательно –творческий «В гости к бабушке Маланьи»

Участники: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников

Актуальность темы: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.

Гипотеза : Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Цель: 1. Развитие творческой и трудовой активности, художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям.

2. Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности

Задачи : 1. Познакомить с разнообразием русских народных игрушек.

2. Знать характерные особенности разных промыслов.

3. Воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству.

4. Продолжать совершенствовать умение коллективно трудиться. Воспитывать интерес к истории и культуре русского народа.

5. Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;

6. Учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного своими руками

Ход НОД

Вход в зал под музыку – цепочкой (слайд №1)

«Там на неведомых дорожках» - встать в круг.

Приветствие

Здравствуй,солнце золотое!

Здравствуй,небо голубое!

Здравствуй,вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дружок!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Сюрпризный момент – появление Петуха на ширме (слайд №2)

Петух : Кукареку! Кукареку! (из-за ширмы)

Ведущая: Здравствуй Петя Петушок!

Петушок: Здравствуйте (держит клубок ниток)

Ведущая: Петя Петушок,а что это у тебя?

Петушок: Это клубок ниток, несу его я бабушке Маланьи. Она будет делать из него

кукол. У неё в старинном расписном сундуке ест много разных кукол.

Ведущая : Ребята, а вы хотите пойти к бабушке Маланьи в гости.

Дети : Хотим

Петушок: Возьмите клубок ниток, он вам укажет путь к бабушке Маланьи.

Ведущая: Клубочек дорогу укажи. К бабушке Маланьи приведи.

Клубочек катится по дорожке (слайд №3)

Коррекционная дорожка под музыку

«Там на неведомых дорожках….» (слайд №4)

Б-Маланья: Вижу,вижу гости ко мне идут.

Дети бегут по дорожке (слайд №5)

Русская изба (слайд №6-7)

Б-Маланья: Здравствуйте ребята, проходите присаживайтесь. Всем я очень рада. Будем сказки сказывать и поверья рассказывать.

Убранства избы (слайд №8)

Ведущая: Бабушка Маланья, нам Петя-Петушок рассказал о твоём старинном расписном сундуке, в котором живут куклы.

Сундук (слайд №9-10-11)

Б-Маланья: Да, вот мой расписной старинный сундук. В нём живут разные куклы. Сегодня, я расскажу о самых первых куклах. Давным – давно родители сами мастерили для своих детей.

Презентация кукол с рассказом. (слайд №12)

Кукла из соломы (слайд №13)

Кукла из глины (слайд №14)

Кукла из дерева (слайд № 15)

Кукла из мочала (слайд №16)

Кукла из веревок (слайд № 17)

Кукла из лыка (слайд № 18)

Кукла из початка кукурузы (слайд № 19)

Кукла из рогоза (слайд № 20)

Кукла из золы (слайд № 21)

Кукла из ниток (слайд №22)

Куклам приписывали различные волшебные свойства: они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Вспомните, какое отношение было к игрушкам у наших бабушек и дедушек; мам и пап. Как их берегли, нельзя было намерено поломать,выбросить. Это отношение не от того что игрушек мало, просто живы были народные заповеди : игрушка живая.

Куклы из русских сказок (слайд № 23)

Ребята, во многих русских народных сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленкие куколки помощницы не оставляют в беде своих хозяев.

Б-Маланья: Ребята, а вы знаете такие сказки?

Дети: Василиса Премудрая

Сказка Василиса Премудрая (слайд № 24)

Б-Маланья: Молодцы!

Б-Маланья: А какое отношение у вас к игрушкам куклам?

Дети: ответы детей.

Сундук старинный расписной (слайд №25)

Б-Маланья: Ребята, а сейчас я вас познакомлю с теми куклами которые живут в моем сундуке.

ПЕРВАЯ КУКЛА «БЕЗЛИКАЯ» (слайд №26)

Куклу наряжали, но лица не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной; недоступной для вселения недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и мудрым учителем в жизни, и оберегом. На Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало их берегли в корзине ларчиках. Так и переходили эти куклы из поколения в поколения.

(показ безликой куклы)

ВТОРАЯ КУКЛА «МАТРЕШКА» (слайд №28)

Б-Маланья: У меня для вас загадка необычная она. Отыщи ты к ней отгадку. И узнаешь кто она.

Загадка (слайд 29)

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одежки,

Называются -….

Дети: Матрешки.

Матрешки (слайд №30)

Мы Матрешки, мы подружки,

Утром рано мы встаем,

Мы в троем поем частуки

И танцуем мы в троем.

Никогда мы не скучаем,

Три у нас платочка есть

Чашек три у нас для чая

И салфеток тоже три.

А кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе, спим мы дружно,

Спим мы все одна в другой.

Б-Маланья: Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет!

В красоте в таланте русском.

Весь находится секрет.

Ведущая: Б-Маланья, а давай вместе с Матрешками потанцуем.

Б-Маланья: А у меня для танца с Матрешками есть замечательные платочки. Платочки в руки мы возьмем. Танец свой сейчас мы заведем.

ТАНЕЦ С ПЛАТОЧКАМ И – музыка народная. (слайд № 31)

Б-Маланья и Ведущая: Молодцы ребята.

КУКЛА ТРЕТЬЯ «ДЫМКОВСКАЯ» (слайд №32)

Б-Маланья: А вот и мои внучата.

(выходят дети в дымковских нарядах сарафан и косоворотка)

Ведущая: Кто такие и откуда?

История Дымково (слайт №33)

Уля: Есть в России город под названием Киров, а когда-то давным-давно он носил

название Вятка.

Саша А. : Вот неподалёку от этой самой Вятки находится село, которое называется

Дымково.

Б-Маланья: Это название село получило от того, что над крышами всех его изб почти постоянно вьется дымок. Дело в том, что основным промыслом жителей Дымково является изготовление глиняных игрушек – кукол, музыкальные инструментов, разных забав. Каждый день создавали свои поделки и высушивали их в печи – чтобы глина быстрее сохла. Вот откуда село получило свое название. Есть для вас ребята задания из села Дымково – нужно собрать пазлы и получить сюжет связанный с Дымковской игрушкой.

ИГРА-ПАЗЛЫ «СЮЖЕТ ИЗ ДЫМКОВО» (слайд №34)

ЧЕТВЕРТАЯ КУКЛА В НАРЯДЕ «ГЖЕЛЬ» (слайд №35)

Стук из сундука

Б-Маланья: Кто это там стучит?

(достаю куклу из сундука)

Б-Маланья: А у моей куклы из сундука

Есть сестричка вот она. – выходит Карина

Стих (слайд № 37)

Карина: Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – был или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель!

ПЯТАЯ КУКЛА ОБРЯДОВАЯ «МАСЛЕНИЦА»слайд № 38)

Б-Маланья: На Руси были и обрядовые куклы. Обрядовые куклы делались по разным поводам, для разных случаев. На каждый праздник изготавливалась своя кукла. Ребята, в моем сундуке живет такая кукла. О ней ест вот какая поговорка : «Первый блин комом».

О какой обрядовой кукле можно так сказать?

Дети: О Масленице.

Б-Маланья: А кто мне может сказать. Что это за кукла?

Дети:

Масленица – это соломенное чучело, символ уходящей Зимы.

Это главный атрибут праздника Масленица

История Масленицы (слайд№40)

Б-Маланья: А что это за праздник?

Дети:

Масленица – это проводы русской Зимы и встреча долгожданной Весны.

Это румяные блины, дружные песни, веселые пляски, хороводы, разные игры.

Б-Маланья: Ой какие молодцы!

Ведущая: Бабушка Маланья, а наши ребята своими руками сделали обрядовую куклу

«Масленица»

Б-Маланья: Молодцы. Ребята пусть кукла Масленица станет вашим оберегом на

целый год.

Ведущая: Спасибо Вам большое, мы с ребятами узнали очень много нового о куклах.

Б-Маланья: Пока мы с вами тут сидели разговоры разговаривали у меня и пироги в

печи подошли. Угощайтесь с пылу с жару.

Б-Маланья: Возьмите мой клубок ниток он Вам дорогу домой укажет.

До свидания!

Публикации по теме:

Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре 1слайд Тема моего самообразования: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» срок реализации.

Элементы музейной педагогики как средство познания народной культуры, приобщения к вечным ценностям (фотоотчёт)Элементы музейной педагогики как средство познания народной культуры, приобщения к вечным ценностям (фотоотчёт) Цель: Создание условий для развития личности ребёнка, путём погружения его в социально- организованную пространственно-предметную развивающую.

Декоративно-прикладное творчество как средство приобщения к истокам русской народной культуры Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством.

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Веселая матрешка» Педагогическая цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Программные задачи: 1. Образовательные: ознакомить дошкольников.

Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи у детей среднего возраста» Участники проекта: * Воспитатели группы: Кагакова О. Н. Герасименко Е. С. * дети средней ортопедической группы «Василёк» * Родители группы.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством фольклора Слава нашей стороне слава нашей старине и про эту старину я рассказывать начну. Что-бы дети знать могли о делах родной земли. Приобщение.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (из опыта работы) СОДЕРЖАНИЕ: 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка--- 3 с. 2. Содержательный раздел 2.1 Цели.

Отчет о приобщении детей к истокам русской народной культуры Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно.

Источники народной культуры как средство воспитания социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть особенно успешна решена.

Конспект занятия «Театрализация русской народной сказки, как средство приобщения к народному творчеству» Программное содержание: -учить детей эмоционально и активно воспроизводить содержание сказки «Репка» с помощью воспитателя, помочь детям.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 22 марта 2017 в 13:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД