Папки-передвижки

Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Ольга Борбуш
Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

ГБДОУ «Детский сад №89 компенсирующего вида»

группа № 3 «ПОЧЕМУЧКИ»

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

НА ТЕМУ:

«Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».

«В ГОСТИ К БАБУШКЕ МАЛАНЬИ».

Составители воспитатели 1 категории:

Борбуш Ольга Владимировна

Публикация «Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» размещена в разделах

Коломийцева Наталья Николаевна

СЕВАСТОПОЛЬ 2017г.

«Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Познавательно –творческий «В гости к бабушке Маланьи»

Участники: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников

Актуальность темы: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры : старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.

Гипотеза : Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Цель: 1. Развитие творческой и трудовой активности, художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям.

2. Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности

Задачи : 1. Познакомить с разнообразием русских народных игрушек.

2. Знать характерные особенности разных промыслов.

3. Воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству.

4. Продолжать совершенствовать умение коллективно трудиться. Воспитывать интерес к истории и культуре русского народа.

5. Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;

6. Учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного своими руками

Ход НОД

Вход в зал под музыку – цепочкой (слайд №1)

«Там на неведомых дорожках» - встать в круг.

Приветствие

Здравствуй,солнце золотое!

Здравствуй,небо голубое!

Здравствуй,вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дружок!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Сюрпризный момент – появление Петуха на ширме (слайд №2)

Петух : Кукареку! Кукареку! (из-за ширмы)

Ведущая: Здравствуй Петя Петушок!

Петушок: Здравствуйте (держит клубок ниток)

Ведущая: Петя Петушок,а что это у тебя?

Петушок: Это клубок ниток, несу его я бабушке Маланьи. Она будет делать из него

кукол. У неё в старинном расписном сундуке ест много разных кукол.

Ведущая : Ребята, а вы хотите пойти к бабушке Маланьи в гости.

Дети : Хотим

Петушок: Возьмите клубок ниток, он вам укажет путь к бабушке Маланьи.

Ведущая: Клубочек дорогу укажи. К бабушке Маланьи приведи.

Клубочек катится по дорожке (слайд №3)

Коррекционная дорожка под музыку

«Там на неведомых дорожках….» (слайд №4)

Б-Маланья: Вижу,вижу гости ко мне идут.

Дети бегут по дорожке (слайд №5)

Русская изба (слайд №6-7)

Б-Маланья: Здравствуйте ребята, проходите присаживайтесь. Всем я очень рада. Будем сказки сказывать и поверья рассказывать.

Убранства избы (слайд №8)

Ведущая: Бабушка Маланья, нам Петя-Петушок рассказал о твоём старинном расписном сундуке, в котором живут куклы.

Сундук (слайд №9-10-11)

Б-Маланья: Да, вот мой расписной старинный сундук. В нём живут разные куклы. Сегодня, я расскажу о самых первых куклах. Давным – давно родители сами мастерили для своих детей.

Презентация кукол с рассказом. (слайд №12)

Кукла из соломы (слайд №13)

Кукла из глины (слайд №14)

Кукла из дерева (слайд № 15)

Кукла из мочала (слайд №16)

Кукла из веревок (слайд № 17)

Кукла из лыка (слайд № 18)

Кукла из початка кукурузы (слайд № 19)

Кукла из рогоза (слайд № 20)

Кукла из золы (слайд № 21)

Кукла из ниток (слайд №22)

Куклам приписывали различные волшебные свойства: они могли защищать человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Вспомните, какое отношение было к игрушкам у наших бабушек и дедушек; мам и пап. Как их берегли, нельзя было намерено поломать,выбросить. Это отношение не от того что игрушек мало, просто живы были народные заповеди : игрушка живая.

Куклы из русских сказок (слайд № 23)

Ребята, во многих русских народных сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленкие куколки помощницы не оставляют в беде своих хозяев.

Б-Маланья: Ребята, а вы знаете такие сказки?

Дети: Василиса Премудрая

Сказка Василиса Премудрая (слайд № 24)

Б-Маланья: Молодцы!

Б-Маланья: А какое отношение у вас к игрушкам куклам?

Дети: ответы детей.

Сундук старинный расписной (слайд №25)

Б-Маланья: Ребята, а сейчас я вас познакомлю с теми куклами которые живут в моем сундуке.

ПЕРВАЯ КУКЛА «БЕЗЛИКАЯ» (слайд №26)

Куклу наряжали, но лица не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной; недоступной для вселения недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и мудрым учителем в жизни, и оберегом. На Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало их берегли в корзине ларчиках. Так и переходили эти куклы из поколения в поколения.

(показ безликой куклы)

ВТОРАЯ КУКЛА «МАТРЕШКА» (слайд №28)

Б-Маланья: У меня для вас загадка необычная она. Отыщи ты к ней отгадку. И узнаешь кто она.

Загадка (слайд 29)

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одежки,

Называются -….

Дети: Матрешки.

Матрешки (слайд №30)

Мы Матрешки, мы подружки,

Утром рано мы встаем,

Мы в троем поем частуки

И танцуем мы в троем.

Никогда мы не скучаем,

Три у нас платочка есть

Чашек три у нас для чая

И салфеток тоже три.

А кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе, спим мы дружно,

Спим мы все одна в другой.

Б-Маланья: Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет!

В красоте в таланте русском.

Весь находится секрет.

Ведущая: Б-Маланья, а давай вместе с Матрешками потанцуем.

Б-Маланья: А у меня для танца с Матрешками есть замечательные платочки. Платочки в руки мы возьмем. Танец свой сейчас мы заведем.

ТАНЕЦ С ПЛАТОЧКАМ И – музыка народная. (слайд № 31)

Б-Маланья и Ведущая: Молодцы ребята.

КУКЛА ТРЕТЬЯ «ДЫМКОВСКАЯ» (слайд №32)

Б-Маланья: А вот и мои внучата.

(выходят дети в дымковских нарядах сарафан и косоворотка)

Ведущая: Кто такие и откуда?

История Дымково (слайт №33)

Уля: Есть в России город под названием Киров, а когда-то давным-давно он носил

название Вятка.

Саша А. : Вот неподалёку от этой самой Вятки находится село, которое называется

Дымково.

Б-Маланья: Это название село получило от того, что над крышами всех его изб почти постоянно вьется дымок. Дело в том, что основным промыслом жителей Дымково является изготовление глиняных игрушек – кукол, музыкальные инструментов, разных забав. Каждый день создавали свои поделки и высушивали их в печи – чтобы глина быстрее сохла. Вот откуда село получило свое название. Есть для вас ребята задания из села Дымково – нужно собрать пазлы и получить сюжет связанный с Дымковской игрушкой.

ИГРА-ПАЗЛЫ «СЮЖЕТ ИЗ ДЫМКОВО» (слайд №34)

ЧЕТВЕРТАЯ КУКЛА В НАРЯДЕ «ГЖЕЛЬ» (слайд №35)

Стук из сундука

Б-Маланья: Кто это там стучит?

(достаю куклу из сундука)

Б-Маланья: А у моей куклы из сундука

Есть сестричка вот она. – выходит Карина

Стих (слайд № 37)

Карина: Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – был или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель!

ПЯТАЯ КУКЛА ОБРЯДОВАЯ «МАСЛЕНИЦА»слайд № 38)

Б-Маланья: На Руси были и обрядовые куклы. Обрядовые куклы делались по разным поводам, для разных случаев. На каждый праздник изготавливалась своя кукла. Ребята, в моем сундуке живет такая кукла. О ней ест вот какая поговорка : «Первый блин комом».

О какой обрядовой кукле можно так сказать?

Дети: О Масленице.

Б-Маланья: А кто мне может сказать. Что это за кукла?

Дети:

Масленица – это соломенное чучело, символ уходящей Зимы.

Это главный атрибут праздника Масленица

История Масленицы (слайд№40)

Б-Маланья: А что это за праздник?

Дети:

Масленица – это проводы русской Зимы и встреча долгожданной Весны.

Это румяные блины, дружные песни, веселые пляски, хороводы, разные игры.

Б-Маланья: Ой какие молодцы!

Ведущая: Бабушка Маланья, а наши ребята своими руками сделали обрядовую куклу

«Масленица»

Б-Маланья: Молодцы. Ребята пусть кукла Масленица станет вашим оберегом на

целый год.

Ведущая: Спасибо Вам большое, мы с ребятами узнали очень много нового о куклах.

Б-Маланья: Пока мы с вами тут сидели разговоры разговаривали у меня и пироги в

печи подошли. Угощайтесь с пылу с жару.

Б-Маланья: Возьмите мой клубок ниток он Вам дорогу домой укажет.

До свидания!

Публикации по теме:

Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре 1слайд Тема моего самообразования: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» срок реализации.

Элементы музейной педагогики как средство познания народной культуры, приобщения к вечным ценностям (фотоотчёт)Элементы музейной педагогики как средство познания народной культуры, приобщения к вечным ценностям (фотоотчёт) Цель: Создание условий для развития личности ребёнка, путём погружения его в социально- организованную пространственно-предметную развивающую.

Декоративно-прикладное творчество как средство приобщения к истокам русской народной культуры Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством.

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Веселая матрешка» Педагогическая цель: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. Программные задачи: 1. Образовательные: ознакомить дошкольников.

Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи у детей среднего возраста» Участники проекта: * Воспитатели группы: Кагакова О. Н. Герасименко Е. С. * дети средней ортопедической группы «Василёк» * Родители группы.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством фольклора Слава нашей стороне слава нашей старине и про эту старину я рассказывать начну. Что-бы дети знать могли о делах родной земли. Приобщение.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (из опыта работы) СОДЕРЖАНИЕ: 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка--- 3 с. 2. Содержательный раздел 2.1 Цели.

Отчет о приобщении детей к истокам русской народной культуры Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно.

Источники народной культуры как средство воспитания социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою родину, задача особенно актуальная сегодня не может быть особенно успешна решена.

Конспект занятия «Театрализация русской народной сказки, как средство приобщения к народному творчеству» Программное содержание: -учить детей эмоционально и активно воспроизводить содержание сказки «Репка» с помощью воспитателя, помочь детям.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Опубликовано: 22 марта 2017 в 13:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Борбуш (УИ 1105591) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД