Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре

Людмила Саитова
Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре

1слайд

Тема моего самообразования: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» срок реализации 2015 – 2019 учебный год

2 слайд

К. Д.Ушинский писал: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека. ” именно поэтому я обратилась к нравственным ценностям, к русской народной культуре нашего народа.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам,необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями национальной культуры.

А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи,то темой работы я выбрала: “Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре”

Для каждого человека, в какой бы стране он ни родился, к какому бы

народу ни принадлежал, важно знать родное слово, чувствовать и понимать его. Ведь именно через слова, через родной язык мы учимся понимать и любить жизнь, окружающую природу, людей. И ни что так не помогает нам в этом, как народное творчество: песни, частушки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки и загадки, приметы и сказки.

Если мы хотим, чтобы наши дети росли развитыми в духовном плане, уважали свой народ и свою страну, нужно прививать любовь к устному народному творчеству. И лучше начать это делать с колыбели, с самого раннего детства, когда малыши открыты для восприятия новой информации, с удовольствием слушают и повторяют то, что говорят им взрослые.

3 слайд

Начиная работу по теме с детьми младшего дошкольного возраста, мною были определены цель, задачи и содержание деятельности.

Цель: Приобщение к элементам русской народной культуры в целях речевого и художественного развития дошкольников.

4 слайд

В процессе работы над темой решаю задачи:

- Изучить и проанализировать литературу по данной теме;

- разработать программу по данной теме;

- внедрить программу в работу;

- обобщить опыт работы по данной теме.

- создать необходимые условия по приобщению дошкольников к русской народной культуре;

- воспитывать у дошкольников интерес и любовь к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям и т. д. ;

- привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, устного народного творчества, знакомство с календарными праздниками, их обычаями,

традициями.

5 слайд

Содержание работы:

- Выявление уровня сформированности представлений о народной культуре у дошкольников;

- Изучение передового опыта педагогов и психологов по приобщению дошкольников к русской народной культуре;

- Изучение и анализ педагогической психологической, методической литературы по изучаемой теме;

- Разработка методических материалов по теме.

6 слайд

В группе создана разнообразная речевая среда соответственно возрасту. По многим литературным произведениям CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок,создана картотека: закличек, небылиц, русских народных песен. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, куклы "би-ба-бо", настольный, пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок, дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика)игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые сказки", "Ты чей, малыш?", "Найди половинку". Развивающая среда в группе способствует речевому и познавательному развитию детей.

7 слайд

Формы образовательной работы с детьми:

Приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре провожу через все виды деятельности, с использованием различных форм, что способствует лучшему усвоению. Для решения педагогических задач огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка. Решая задачу воспитания интереса и любви к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям,обрядам запланированы:

- Календарные, фольклорные, обрядовые праздники и развлечения;

- Игры- путешествия с детьми;

- Организованные занятия.

- Чтение и слушание стихов, сказок, потешек, прибауток, проговаривание. повторение;

- Сюжетно-ролевые игры с элементами драматизации;

- Дидактические игры;

- Подвижные игры с проговариванием и произношением;

- Рассматривание иллюстраций, с произношением,

- Инсценировки отрывков из знакомых сказок;

- Пальчиковая гимнастика.

- Наблюдения в быту и природе.

- Экскурсии в русскую избу и библиотеку.

- Организация конкурсов рисунков и поделок

- Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

- Встречи с интересными людьми.

8 - 9 слайд

Содержание работы с родителями

10 слайд

Взаимодействие с педагогами:

- Участие в семинаре-практикуме;

- Создание картотеки по теме самообразования;

- Участие в педсовете с выступлением, анализом проделанной работы;

- Показ и посещение открытых мероприятий;

- Консультация для педагогов: «Театр скороговорок»;

- Публикация материалов по данной теме.

11 слайд

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Прикреплённые файлы:

samobrazovanie-sli_uo3dq.pptx | 10562,11 Кб
 
Публикации по теме:

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников В наше время необходимо воспитать ребёнка гражданином, патриотом, знающим и любящим свою Родину. Но эта задача сегодня не может быть успешно.

Декоративно-прикладное творчество как средство приобщения к истокам русской народной культуры Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством.

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития математических способностей» Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. М. В. Ломоносов. Важнейшую роль в интеллектуальном развитии ребенка играет.

Нравственно-патриотическое воспитаение дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образованием Кушвинского городского округа Муниципальное.

Народная тряпичная кукла как способ приобщения дошкольников к русской народной культуре Опыт работы Козионовой Е. А. воспитателя МАДОУ № 54 г. Кушва Свердловская область 2014г. Тема: «Народная тряпичная кукла как способ приобщения.

Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи у детей среднего возраста» Участники проекта: * Воспитатели группы: Кагакова О. Н. Герасименко Е. С. * дети средней ортопедической группы «Василёк» * Родители группы.

Устное народное творчество как средство выразительности речи дошкольников Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов».

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения их к русской народной культуре» Информационно-практико-ориентированный проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников путём приобщения их к русской народной культуре».

Проект: «Народное творчество как средство приобщения детей старшего возраста к истокам русской народной культуры» Проект «Народное творчество как средство приобщения детей старшего возраста к истокам русской народной культуры» Актуальность. В наше.

Устное народное творчество как средство развития детской речи Развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре
Опубликовано: 7 января 2017 в 23:00
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 апреля. День простого карандаша на МААМ

Такому непростому простому карандашу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы сделать простой карандаш инструментом детской продуктивной...

20 апреля. День кукольной одежды на МААМ

На занятиях это тематического дня можно познакомить детей с разновидностями одежды – по полу, сезону, предназначению. Обратить внимание на детали одежды: рукава, воротник, манжета, пуговицы, карманы,...


Горячие темочки