нина криушкина
Ознакомление детей с историей и культурой русского народа в рамках программы «Забавушка»
▼ Скачать + Заказать документы
государственное казенное учреждение Самарской области
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Солнечный лучик»
Номинация
«Дистанционная педагогическая конференция»
Программа «Забавушка»
(ознакомление детей с историей и культурой русского народа)
Автор:
Криушкина Нина Валентиновна - преподаватель
Адрес:
Самарская область, Приволжский район, с. Спасское, ул. Галактионовская, д. 76
Телефон:8 (84647) 92231
с. Спасское
2018 год
Аннотация
Публикация «Ознакомление детей с историей и культурой русского народа в рамках программы „Забавушка“» размещена в разделах
Данная программа «Забавушка» предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, пребывающих в СРЦН для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по ознакомлению с историей и культурой русского народа.
Программа состоит из 35 занятий. Продолжительность каждого занятия – 30 минут.
Краткое описание проекта
Художественно - эстетическое направление «Чудесное лукошко» является одним из направлений деятельности в государственном казенном учреждении Самарской области «Социально – реабилитационном центре для несовершеннолетних «Солнечный лучик».
Необходимость введения занятий по программе «Забавушка» в художественно – эстетическом просвещении несовершеннолетних, находящихся в социально – реабилитационных центрах, продиктовано различными причинами. Главная причина, требующая скорейшего внедрения в воспитание несовершеннолетних этого раздела в учреждениях – падение интереса и уважения у подрастающего поколения к прошлому России, поверхностное знакомство с народной культурой.
Дети, поступающие в СРЦН, страдают дефицитом знаний о родном селе, стране, особенностях русских традиций. Поэтому в настоящее время актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.
Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Благодаря материалу каждого занятия, дошкольники постепенно усваивают суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа, и была создана программа по ознакомлению дошкольников с историей и культурой России "Забавушка". Вся работа по данной программе пронизана духом творчества, радости и любви к русскому народу.
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, частушки, колыбельные песни и т. д. - то неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры, как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и приобщается к культуре своего народа.
Фольклор - благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нем отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. А это очень важно в жизни каждого малыша.
Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и стараемся максимально включить во все виды деятельности, насколько это возможно.
Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, справедливость и веру, необходимость добросовестного труда, уважения к человеку, бережное отношение к природе.
Таким образом, разнообразие фольклорного материала, интегрирование его в различных видах доступной детям деятельности, позволяет с успехом решать задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста, находящихся в социально – реабилитационном центре.
Содержательная часть
В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности. Это и побудило меня начать целенаправленную работу по воспитанию детей на материале русского народного творчества. С целью сохранения самобытной народной культуры и приобщения детей к русскому народному творчеству я решила организовать работу фольклорного кружка «Забавушка». Опираясь в своей работе на национальное искусство, в частности на детский музыкальный фольклор, а также малые формы русского народного творчества, изначально несущего в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, можно решать многие задачи дошкольной педагогики.
Очевидно, что овладение родной речью должно происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку. Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребёнка.
Творческая природа фольклора велика: для каждого ребёнка она даёт стимул к развитию. Младенческие колыбельные («Баю – баю», пестушки и потешки («Ладушки») – это своеобразный клад народной педагогики, нашедшей доступные для детей слова и поэтические образы.
Фольклор является действенным средством воспитания национального характера, нравственности, патриотизма.
По жанрам детский фольклор можно классифицировать на:
- календарный фольклор;
- потешный фольклор;
-игровой фольклор.
Календарный фольклор:
В календарный фольклор входят произведения, связанные с природой, календарными датами и сезонными явлениями. Собственно, детский календарный фольклор – это заклички (солнцу, дождю, ветру, радуге, приговорки насекомым, птицам, животным. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к мышке, что бы та заменила выпавший зуб новым и крепким. Он приучает детей подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года.
Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие, передан какой – либо эпизод. Небылицы – особый вид, основанный на вымысле (медведь по полю летит, мужик пашет на свинье и т. д.) детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции
Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них подмечается какой – либо порок или слабость человека. В каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.
Прибаутки – короткие по форме, забавные песенки, своего рода ритмизированные сказочки. Для текстов потешного фольклора характерны уменьшительные и увеличительные суффиксы в словах : гуленьки, котище, совище и т. д., употребляются созвучные слова: Федя – медя, муха – комуха и т. д. встречаются звукоподражания различным явлениям – игре на дудочке (ай – ду-ду, щебету птиц (чики – чикалочки, ударам колокола (дон – дон, дили – бом). Прибаутки, считалки развивают дыхание, способствуют развитию дикции, формируют через слово, сказки, присказки национальный характер мышления ребёнка.
Игровой фольклор
Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определённым кругом игр. Народные игры – незаменимая школа физического, умственного и нравственного воспитания. Г. Науменко – исследователь детского фольклора, разделил игры на 3 основные типологические группы: драматические, спортивные, хороводные. Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действия.
В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты.
Большое место в играх детей занимают считалки. Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми с самого раннего возраста. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения.
Обучение детей фольклору, на мой взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.
Цель: познакомить детей с самобытностью народной культуры; приобщить к культуре русского народа, его духовным и нравственным ценностям; воспитывать интерес и любовь к музыкальному и устному русскому народному творчеству.
Задачи:
1. Способствовать воспитанию уважения, бережного отношения к русской культуре и народным традициям;
2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыкальные и поэтические произведения русского фольклора;
3. Развивать интерес и творческие способности к инсценированию песен, сказок других произведений русского народного творчества;
4. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, диалогическую речь;
5. Обучать детей элементам художественно – образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика);
6. Познакомить с шумовыми, ударными русскими народными инструментами, научить простым приёмам игры на них;
7. Доставить детям радость и удовольствие от общения со сверстниками и взрослыми во время совместных мероприятий и праздников;
8. Воспитывать в детях чувство патриотизма, сопричастности к народным праздникам.
Продолжительность работы по программе – 1 год;
Возраст детей : 3 – 7 лет;
Интенсивность работы кружка – 1 раз в неделю;
Продолжительность занятия – 30 минут;
Структура и содержание занятий могут быть вариативным. Занятие может включать:
- познавательные беседы, рассказы;
-слушание и пение;
- игра на шумовых, ударных инструментах;
- игровые упражнения;
- игры (словесные, музыкальные, хороводные, подвижные и т. д.);
- творческие задания;
-инсценирование;
-театрализацию.
У многих детей, находящихся в СРЦН имеется потребность в общении. Наша задача- удовлетворить потребность детей в самоутверждении. Как показывает практика, если у ребенка хорошо получается исполнение народной песни, танца, если он может рассказать народную сказку, потешку, вспомнить к месту пословицу, то он уверенно чувствует себя среди своих сверстников.
Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, отмечается его терапевтический эффект. Народное искусство близко детям, доступно их пониманию, а это способствует появлению чувства радости, удовлетворения, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей.
Стараюсь подобрать материал для занятий, понятный и доступный детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость поговорок и пословиц, способствующих повышению образности и мелодике родной речи. Постепенно дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх – драматизациях, при придумывании сказок.
Процесс отгадывания загадок, удачно подобранных для детей, вызывает положительные эмоции, формирует у детей познавательный интерес к миру вещей и явлений. Соприкосновение с загадкой вызывает определенные эстетические чувства: восхищение яркостью и лаконичностью созданных в ней образах. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов.
При отборе фольклорных произведений стараюсь учитывать доступность восприятия материала, и здесь хочу вспомнить о такой форме народного творчества, как колыбельная песня. Колыбельная песня, по мнению народа – спутник детства. Она, как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества, не только русского, но и народов мира.
В процессе ознакомления с колыбельной дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, в частности, с местом, где спали, с теми атрибутами, которые были связаны с укладыванием ребенка на сон и т. п., то есть приобщаются к культуре собственного народа.
Колыбельные песни благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям типа «люли – люли – люленьки», «баю – баю - баиньки» и т. п., напевности,спокойным интонациям, плавному повествованию, использованию приема уменьшения, способствует формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, а через это воздействуют на воспитание эстетических дошкольников.
Не меньшую роль в воспитании детей играют русские народные песенки, потешки, пестушки, которые развлекают ребенка, создают бодрое, радостное настроение, то есть вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности.
Народные песенки, потешки, пестушки, колыбельные песни созданы на материале, который хорошо известен детям с первых дней жизни, близок их миропониманию и конкретен, отражают действия ребенка, приобретенные через опыт.
Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения в веселой, игровой форме знакомят детей с бытом и обычаями русского народа, трудом, бережным отношением к природе, чувством юмора, жизнелюбием.
Воспитанники социально-реабилитационного центра проявляют активность и огромное желание в проведении традиционных праздников: Рождество Христово, Масленица, Пасха, Жаворонки, Троица: разучивают песни, стихи, рисуют, знакомятся с обрядами, с народными традициями; в общем, проникаются значимостью данных событий, формируется национальное самосознание, приобщение к культурным ценностям своего народа.
Стало традицией ставить с несовершеннолетними небольшие рождественские и пасхальные спектакли, которые показываем в других учреждениях социальной сферы муниципального района Приволжский: в ГБУ СО "Приволжский молодежный пансионат для инвалидов (психоневрологическое отделение)", в ГКУ СО "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального района Приволжский". Такая работа воспитывает почтительное отношение и уважение к людям старшего поколения и инвалидам.
Совместно с театральной студией были подготовлены и показаны спектакли на основе фольклорного материала: "Пасхальная Красная Шапочка", "Заяц и еж", а в этом году подготовили сказку "Колобок", с которой наши воспитанники приняли участие в областном фестивале среди социально-реабилитационных центров "Театральная жемчужина"в с. Пестравка.
Дети преображались в разных героев, и на глазах "вырастали". У них появилась ответственность за целостность постановки, старались помогать,поддержать друг друга. Отслеживали свои умения. А зрители откровенно переживали в зале, и в награду артистам были крики "Браво"- значит, работа состоялась.
На праздники дети приглашают своих мам, готовят для них подарки, концертные номера. Во время таких посещений мамы видят своего ребенка с другой стороны - успешными, талантливыми. Мы даём возможность совместного творчества. А через такие общения - восстанавливаем детско-родительские отношения.
Положительная эмоциональная направленность проявляется детьми во время выпечки ритуальных жаворонков: налепили из теста, крылышки сложили, носик подтянули, глазки из зернышек-птичка-красавица, разучили весенние заклички. И сколько "жаворонков" не испекли бы, всегда не хватает. Уж больно "гожи" : для себя и для друзей. В "жаворонки" дети запекают кому монету- к богатству; кому ниточку- рукодельничать; кому зернышко- к сытости; а последний раз придумали шоколад класть: чтобы всё было в "шоколаде". Это уже их придумки, зато всем понятно.
На Троицу всегда выезжаем на природу, в березовую рощу: хороводы водить, песни петь, березку завивать, да желания загадывать, подружек выбирать-кумиться. Такие праздники создают духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь.
Русские народные праздники погружают детей в стихию традиционной народной жизни - красочной и многообразной. Именно поэтому у каждого праздника свои особые песни, танцы, обычаи, обряды, и даже, что особенно значимо, своя кухня, которой и мы придерживаемся. В день весеннего равноденствия выпекаются булочки в виде птиц, на Масленицу обязательно блины, на Красную горку-блюдо из яиц, пироги.
Провели фольклорный праздник "Великий Покров", где дети познакомились с новым для них праздником, узнали какое значение имел народный календарь в жизни крестьянина. Покров - первозимье. Начало посиделок. Знакомство с женским рукоделием- вышивка. Дети были так впечатлены искусно вышитыми картинами, что даже изъявили желание научиться вышивать.
Очень мощным стимулом является заинтересованность педагогического коллектива, его погруженность в атмосферу русского быта. Существование ансамбля русской народной песни "Сударушки" при СРЦН яркое тому подтверждение. В этой обстановке дети быстро включаются в процесс приобщения к истокам, чувствуют единение и собственную значимость в общем деле.
Ежегодно с воспитанниками посещаем Межрегиональный фестиваль театрализованных и обрядовых действий "Злат Венец", на котором предусмотрена работа мастеров декоративно-прикладного искусства, выступление многочисленных фольклорных коллективов, работа различных интерактивных площадок. Дети с огромным желанием, буквально, бегут на этот праздник.
Совместная концертная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
Таким образом, знакомство с музыкальным фольклором вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, словом, обеспечивает эмоционально- психологическое благополучие.
Результативность
Внедренная в СРЦН программа показала высокую практическую значимость в работе с детьми:
-дети знают, любят и умеют играть в русские народные игры;
-используют в активной речи русский фольклор;
-умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами;
-принимают осмысленное и активное участие в проведении народных праздников;
-знают былинных и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства;
-знают историю русского костюма, его элементы, умеют объяснить значение украшения костюма;
-умеют различать изделия разных народных промыслов.
Перспективы
В дальнейшем я планирую продолжить работу в данном направлении.
Дети, поступающие к нам в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, редко в домашних условиях слушали фольклор, не знают ни пословиц, ни поговорок, у них искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. А благодаря циклу занятий, проводимых мною, у детей развиваются музыкальные способности, у них появляется огромное желание принимать активное участи в мероприятиях не только в центре, но и на районных праздниках, областных фестивалях.
Я считаю, что дошкольники, не посещающие детские дошкольные образовательные учреждения, имеют большую возможность прикоснуться к уникальному фольклорному наследию в нашем центре. У детей горят глаза, они с желанием и удовольствием посещают фольклорные занятия и уже более эмоциональнее, раскрепощеннее показывают себя на праздниках.
Воспитание дошкольников на основе фольклора очень велико для подрастающего поколения, и это большие возможности для творческого развития и роста детей.
Заключение
Анализируя работу за 2014-2017г. по приобщению дошкольников к истокам русской народной культурой ГКУ СО "СРЦН "Солнечный лучик", можно сделать вывод, что работа с использованием данной программы предусматривает всестороннее развитие каждого ребенка: эстетическое, нравственное, трудовое, экологическое и патриотическое.
Включение ребенка в различные виды деятельности, опора на наглядность, последовательность проведения цикла занятий, создание среды, в которой, ребенок почувствовал бы себя участником событий - вот то, что оказывает положительное воздействие на эмоциональную стабильность и дает положительный результат.
Не следует забывать, что в силу кратковременного пребывания в СРЦН, дети получают лишь импульс к развитию и очень многое зависит от личности самого ребенка и дальнейшего окружения. Но, безусловно, она окажет благотворное влияние в трудной жизненной ситуации ребенка.
Все дети талантливы! Основная задача взрослых - помочь ребенку раскрыть способности, поддержать их в неумелом начинании.
Занятия по программе "Забавушка" сплачивают детский коллектив и позволяют каждому ребенку почувствовать себя нужным, учат верить в себя, помогают найти свое место в обществе.