Приложение МААМ

Проект патриотического воспитания по региональному компоненту «Подвижные казачьи игры-основа здорового образа жизни. Троицк»

Евгения Иргашева
Проект патриотического воспитания по региональному компоненту «Подвижные казачьи игры-основа здорового образа жизни. Троицк»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по региональному компоненту :

«Подвижные казачьи игры-

основа здорового образа жизни»

Введение

Если не бегаешь, пока здоров,

придется побегать, когда заболеешь.

Гораций (Квинт Гораций Флакк)

У каждого народа есть своя неповторимая душа - это его вера, язык, праздники и обряды, песни, танцы, игры.

Публикация «Проект патриотического воспитания по региональному компоненту „Подвижные казачьи игры-основа здорового образа жизни, Троицк“» размещена в разделах

Пока жива Душа народа - жив и сам народ. Славянское древо породило чудную ветвь - казачество запорожское, донское, кубанское, оренбургское … Но судьба казачества трагична : гражданская война и расказачивание уничтожили и разбросали по свету потомков воинов – хлеборобов. Наш долг – восстановить историческую правду, возродить добрые традиции казачества, и в первую очередь духовные и культурные.

В настоящее время в России наметилось снижение общего интеллектуального уровня населения, наблюдается девальвация духовно-нравственных и патриотических ценностей, ухудшаются показатели здоровья детей.

В условиях этого представляется обоснованным и необходимым применение целого комплекса средств - традиционной педагогики, элементов казачьей культуры и искусства, возрождающихся средств физического воспитания, в частности - самобытных подвижных игр. В средствах, основанных на казачьих народных традициях, заложены огромные возможности для позитивного воздействия на духовный мир людей и их физическое состояние.

В связи с этим, существенное значение приобретает проблема внедрения народных игр оренбургского казачества в практику физического воспитания детей дошкольного возраста города Троицка.

На протяжении трехсот лет в России в среде казачества сформировались самобытные народные игры, которые развивались, передаваясь от поколения к поколению.

Каждая игра, каждая забава имеет специфические функции, совершенствует физические способности, морально-волевые и духовно-нравственные качества личности. Необходимо восстанавливать, популяризировать казачьи игры, адаптировать их к современным условиям обучения и воспитания подрастающего поколения.

Игровому фольклору свойственны: ярко выраженные трудовая и военно-прикладная направленность. Как правило, в каждой казачьей семье было много детей. С целью воспитания будущего воина создавались разные игры, с помощью которых у детей вырабатывались терпение и ловкость, укреплялось здоровье.

Несмотря на некоторые различия, (донские, кубанские, терские, оренбургские) казак всегда остается казаком.

Мальчиков с детства учили владеть шашкой и верховой езде. С помощью подвижных игр дети обучались основным видам движений, развивали физические качества, внимание, меткость, глазомер и другие, необходимые в жизни качества, отвечающие традициям воспитания воинского духа казаков.

Казачьи игры отличаются историческим и бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием и смекалкой.

Во время игры дети всегда непосредственны и эмоциональны. Поэтому при умелом проведении подвижные игры наряду с физическим развитием имеют и большое воспитательное значение. Ведь игры не просто детские забавы - это животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений.

Общие требования к содержанию к использованию казачьих игр в повседневной деятельности:

взаимосвязь игр и материалов государственных программ воспитания и

обучения;

соотнесенность используемых игр с региональными особенностями;

соответствие казачьих игр педагогическим задачам, условиям проведения, уровню физического развития и физической подготовленности играющих.

Выполнение рассмотренных требований позволит добиваться более полной и качественной реализации регионального компонента, ориентированного на использование традиционных для казачества средств физкультурного совершенствования.

От правильного определения места народных игр в структуре занятия, степени их соответствия предъявляемым воспитательным образовательным и оздоровительным задачам, в конечном счете зависит качество физического воспитания детей.

Одно из важнейших условий успешного внедрения казачьих игр в учебно-воспитательный процесс - эффективное их проведение. Задача педагога - умело «подать» игру, создав предварительно необходимое настроение у дошколят.

Применение народных казачьих подвижных игр позволит оптимизировать процесс физического воспитания, духовного и физического оздоровления детей в условиях нашего региона.

Актуальность темы

Как несёт Урал - река свои воды, так быстра и стремительна наша жизнь. Всё течёт и меняется. За последнее время условия проведения детьми своего свободного времени изменились. В связи с бурным развитием средств массовой коммуникации, прежде всего телевидения и компьютерной техники, большую часть свободного времени дошкольники проводят за компьютерными играми или перед телевизором, что негативно сказывается на их физическом и психическом здоровье. Современные дошкольники практически не играют на улице в подвижные игры. А ведь игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего развития детей. Я считаю, что именно казачество, в основе которого лежат идеи православия, единства, равенства, безграничной любви к Родине, может помочь нам воспитать детей более нравственно крепких и сильных, толерантных и справедливых. А для этого мы и наше подрастающее поколение должны хорошо знать историю и традиции донского казачества. А так как мы живем на оренбургской казачьей земле, то необходимо уважительно относится к культуре казачества, знать традиции и культуру оренбургских казаков.

Проблема

Анкетирование родителей и беседы с детьми показали недостаточный уровень знаний по истории и настоящему казачества, но при этом отмечался интерес к проблеме и желание узнать новое. Поэтому я решила разработать и реализовать этот проект.

Цель проекта :

создать условия для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях Оренбургских казаков через подвижную игру.

способствовать возрождению народных подвижных игр;

изучить старинные подвижные игры казачат;

привить интерес к казачьим играм и положительное отношение к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни совместно с родителями.

Задачи:

формирование у детей целостного отношения к национальной культуре, традициям и играм; способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей.

проведение исследовательской работы по изучению обычаев, традиций, игр и забав Оренбургских казаков с родителями и детьми;

привитие потребности к подвижным играм и возможности использовать их при организации досуга;

умение самостоятельно подбирать и проводить казачьи игры;

развивать двигательную активность, физические качества, умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, соблюдать правила игр;

сохранение и укрепление здоровья

воспитывать патриотические чувства, взаимопомощь, дружеские отношения.

Гипотеза: если ребята будут играть в подвижные казачьи игры, это позволит сохранить и укрепить здоровье дошкольников, проявит интерес к играм казаков, а также поможет сберечь традиции наших предков.

Ожидаемый результат и продукт:

Для детей:

создание системы работы, по применению казачьих подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков воспитанников.

повысить интерес детей к сохранению и укреплению здоровья, через казачьи подвижные игры.

обогатить воспитанников новыми знаниями, яркими впечатлениями.

умение дошкольников самостоятельно играть в казачьи подвижные игры;

использование в активной речи считалок.

оформление фотогалереи «Мы за активный отдых!», творчества детских работ «Мы здоровью скажем «Да».

Для родителей:

привлечения родителей к проведению казачьих подвижных играх в домашней обстановке.

создание сборника казачьих подвижных игр и считалок.

выпуск буклета «Подвижные казачьи игры для детей».

Для педагогов:

рекомендации педагогам по проведению казачьих подвижных игр.

повышение интереса к совместной деятельности детей, родителей, педагогов через проведения развлечений с включением русских подвижных игр.

Аннотация проекта.

Казачьи подвижные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать. Характерная особенность казачьих подвижных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры. Казачьи подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа в физкультурном аспекте деятельности.

Детские казачьи игры помогут дошкольникам организовать свой досуг, приобрести терпение и ловкость, приумножить свои силы и укрепить здоровье.

Вид проекта : долгосрочный.

Тип проекта : познавательно-оздоровительный.

Продолжительность проекта : с 1.09.2021 по 31.05.2022

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

Участники проекта : воспитанники старшей группы, воспитатели, специалисты, родители.

Этапы реализации проекта программы

1 этап.

Организация подготовительной работы для реализации данного проекта :

1. Обсуждение целей и задач проекта.

2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.

3. Изучение компетентности родителей по теме проекта.

4. Анкетирование родителей.

2 этап:

Организация практической работы для реализации данного проекта :

1. Планирование работы.

2. Создание условий для реализации проекта : пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам

3. Пропаганда знаний о значении казачьих подвижных игр как фактора сохранения и укрепления здоровья в жизни ребёнка для родителей воспитанников.

4. Проведение казачьих подвижных игр на занятиях по физкультуре.

5. Проведение развлечения «Казачьи подвижные игры и забавы».

6. Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.

7. Проведение мероприятия на стадионе «Фестиваль казачьих подвижных игр».

8. Создание буклета, мини-презентаций.

3 Этап

Организация заключительной работы для реализации данного проекта :

1. Подведение итогов проведенной работы.

2. Презентация проекта «Казачьи подвижные игры - как основа здорового образа жизни».

План мероприятий

Направления работы Срок проведения Участники

Анкетирование «Казачьи подвижные игры и их место в вашей жизни» сентябрь Родители

Просмотр презентации, видеоролика

«Казачьи подвижные игры на Урале» октябрь Дети, воспитатель

Беседа «Казачьи детские подвижные игры» ноябрь Дети, воспитатель

Родительское собрание «Роль казачьих подвижных игр в воспитании здорового ребенка», «Казачьи подвижные игры –основа здорового образа жизни». декабрь Родители

Памятки с советами по проведению казачьих подвижных игр. январь Родители

Конспект занятия по физкультуре «Казачьи игры» март Дети, воспитатель

Рекомендации педагогам по проведению казачьих подвижных игр. апрель Педагоги

Размещение информации в уголок для родителей

«Приобщение детей к Донским традициям через Казачьи подвижные игры», «Казачьи детские подвижные игры» май Педагоги

Развлечение «Казачьи игры и забавы» май Дети

Оформление фотогалереи

«Мы за активный отдых!», творчества детских работ «Мы здоровью скажем «Да» Май Дети

Выпуск буклета, сборника казачьих подвижных игр

«Казачьи подвижные игры для детей» Май Родители

Вывод:

Мы живем на прекрасной оренбургской казачьей земле. С давних времен наши предки проводили много времени на свежем воздухе. Казаки всегда славились крепким здоровьем, выносливостью и мужеством. И свой проект я решила направить на популяризацию подвижных казачьих игр среди современных дошкольников.

Групповые подвижные казачьи игры дают возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с товарищами и ведущим, быть внимательным, собранным. В казачьих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций. Работа над проектом позволила мне найти множество казачьих игр, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Разучив эти игры, детям куда интересней будет проводить время на улице с друзьями, нежели дома перед компьютером или телевизором, так как казачьи подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Литература:

1. Александров С. Г. Подвижные казачьи игры : организационно-методические аспекты. // Педагогический вестник Дона – 1999 г.

2. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2010 г.

3. Кудрявцева В. Т., Егоров Б. «Развивающая педагогика оздоровления». «Линка-пресс» 2000 г.

4. М. Ф. Литвинова. Казачьи подвижные игры. М. : Айрис-пресс, 2003 г.

5. Осокина Т. Ф. «Физическая культура в детском саду» М., Просвещение, 2001 г.

6. Сирков Егор. Казачья наука. – «ЮРКИТ», 2014 г.

Приложение 1

Анкета для родителей.

«Казачьи подвижные игры и их место в вашей жизни»

1. Ф. И. О., образование, место работы, количество детей.

___

2. Каким видам деятельности ВЫ отдаете предпочтение:

-чтение книг для ребёнка,

-совместное конструирование, моделирование, рисование,

-совместный просмотр телепередач,

-совместные подвижные игры,

-совместные пешие прогулки.

3. Какие виды деятельности предпочитает Ваш ребёнок? Перечислите.

___

4. Какие казачьи подвижные игры Вы знаете? Перечислите.

___

5. Часто ли Вы играете в казачьи подвижные игры с ребёнком?

Если «да», то какие? Перечислите.

___

6. Какие казачьи подвижные игры знает Ваш ребёнок?

___

7. Как часто предлагает Ваш ребёнок поиграть в какую-нибудь из казачьих подвижных игр

___

8. В играх ребёнок занимает пассивную или активную позицию (предлагает свои правила? (подчеркнуть)

а. активную,

б. пассивную.

9. Какие качества проявляет ребёнок в игре. (подчеркнуть)

а. творчество,

б. решительность,

в. высокую эмоциональность,

г. другие.

10. Считаете ли Вы, что казачьи подвижные игры могут стать хорошим средством воспитания Вашего ребенка___

Ваше мнение ___

Благодарим за сотрудничество.

Приложение 2

Вопросы для детей по теме «Казачьи детские подвижные игры»

Ты любишь играть?

В какие игры ты любишь играть?

Ты знаешь, что такое народные игры?

Какие народные подвижные игры ты знаешь?

В какие из них ты любишь играть?

С кем ты любишь играть в подвижные игры?

Приложение 3

Консультация для родителей на тему:

«Роль казачьих подвижных игр в воспитании здорового ребенка»

Подвижная игра оказывает положительное влияние на всестороннее гармоническое развитие личности, а также улучшение показателей физической подготовленности, повышение качества выполнения детьми двигательных заданий.

Ученый - педагог Е. А. Аркин считал подвижную игру основной формой работы по физическому воспитанию, поскольку именно в ней обеспечивается наибольший эмоциональный отклик детей, подчеркивал, что игра связана не только с тратой сил, но и с их накоплением.

Почему же так важны подвижные игры для дошкольников?

Потому, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений.

Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Однако повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя раннему развитию ребенка, как в физическом, так и в психическом плане.

Во время подвижных игр дошкольник учится слушать, выполнять четкие правила, быть внимательным, согласовывать свои движения с движениями других играющих, конечно же, дружить и находить взаимопонимание со сверстниками. Особенно полезны подвижные игры для дошкольников застенчивым деткам! Активные подвижные игры помогают им преодолеть робость. В игре малыш забывает о своем стеснении и просто наслаждается действием и успехом, когда все у него получается.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения у ребёнка знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления и ценных морально – волевых качеств.

При проведении подвижных игр можно использовать неограниченные возможности комплексных, разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка.

В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира.

Дети познают красоту, образность движения, развитие чувства ритма. Подвижные игры готовят ребё нка к труду: дети располагают и убирают атрибуты в определенной последовательности, совершают свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. Детям интересно играть, ведь игра – это основная форма обучения у детей дошкольного возраста.

Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей - форма проявления этих важных человеческих качеств. А разве может быть труд – основа основ жизни – без точных, развитых движений?

Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие

У каждой определенной подвижной игры есть свои условия и правила, выполняя которые достигается цель игры. Все подвижные игры разнообразны по своей организации. Некоторые игры обладают сюжетом, есть определенные роли и правила. Существуют игры без ролей, в них дети выполняют только двигательные упражнения по определенным правилам. И также есть игры, где все действия подчинены и обыграны текстом, который произносит взрослый.

Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

В подвижных играх объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды.

Чем больше подвижных игр для дошкольников могут предложить взрослые, тем полнее удовлетворят жизненные потребности малышей. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе.

При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей : улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря - вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.

Приложение 4

Памятка с советами по проведению казачьих подвижных игр.

Правило первое: при организации подвижных игр с детьми, стоит, помнить, что игра должна нравиться ребенку, доставлять ему радость, быть интересной, доступной (по возрасту и возможностям).

Правило второе: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, что будет угрожать здоровью ваших детей. Но и совсем упрощать правила игр не следует. Она требует чувства меры и осторожности и не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих.

Правило третье: основа игры - добровольность. Введение в мир детской игры, развивающих и обучающих элементов должно быть естественным и желанным. Учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела.

Правило четвертое: играйте, радуйтесь открытиям и победам. Не ждите от ребенка быстрых и лучших результатов. Не торопите ребенка, проявите свое терпение. Наслаждайтесь счастливыми минутами и часами, что вы проводите со своим ребенком.

Играйте, радуйтесь их победам.

Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети очень большие выдумщики. Они вносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание и правила игры. Но нельзя превращать игру в уступку ребенку, по принципу «чем бы дитя не тешилось»

Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания : она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности, совершенствование функций организма, черт характера играющих). Способствуют общему укреплению организма ребенка и помогают в решении задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Очень хочется еще добавить, что некоторые мамы, которые заботятся о чистоте красивого наряда ребенка, но совсем не беспокоятся при этом, что они ограничивают своих детей в движении, а значит – в развитии. Двигаться ребенку просто жизненно необходимо, а вот обеспечить безопасность этих самых движений - это очень важно.

Надеемся, что вы, уважаемые родители, считаете, что казачьи подвижные игры очень важны для здоровья и воспитания наших детей.

Публикации по теме:

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Образовательная среда по формированию здорового образа жизниОбразовательная среда по формированию здорового образа жизни В этом учебном году наш педагогический коллектив поставил перед собой ряд задач. Одна из них : "Формировать навыки здорового образа жизни.

Консультация «Знание природы родного края — это основа патриотического воспитания» Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те кто даёт жизнь новому существу. Какая притягательная сила.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания»Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни»Консультация для родителей «Условия формирования здорового образа жизни» Консультация для родителей. "УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ".Приоритетной задачей дошкольного воспитания и образования является.

Лэпбук «Основы здорового образа жизни»Лэпбук «Основы здорового образа жизни» Воспитатель Сафонова В. А. СП «Детский сад» МАОУ ООШ с Комсомольское Балаковского района Саратовской области. Добрый день, уважаемые коллеги,.

Презентация по региональному компоненту «Виртуальная экскурсия по Кенозерскому национальному парку» В современной России важно обозначить роль регионального компонента системы дошкольного образования, его соотношения с федеральными основами.

Презентация по региональному компоненту «Удмуртские сказки» Презентация «Удмуртские сказки» (региональный компонент)[/b] В наш увлекательный образовательный и воспитательный процесс ДОУ введен региональный.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Презентация «Территория здорового образа жизни» В настоящее время огромное внимание уделяется физическому воспитанию подрастающего поколения. Это касается и дошкольного образования. Физические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект патриотического воспитания по региональному компоненту «Подвижные казачьи игры-основа здорового образа жизни. Троицк»
Опубликовано: 24 ноября 2021 в 05:26
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект патриотического воспитания по региональному компоненту «Подвижные казачьи игры-основа здорового образа жизни. Троицк»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Иргашева (УИ 1791295) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД