ИРИНА КОЛЯНОВА
Проект «Первые шаги в математику» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель Колянова И. В-. высшая квалификационная категория
Познавательный проект «Первые шаги в математику»
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Публикация «Проект „Первые шаги в математику“ в средней группе» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Актуальность проекта: В младшем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Сенсорное развитие-это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.
Отечественные ученые (В. Н. Аванесова, Л. А. Вагнер, Л. Н. Лебедева и др.) в своих работах отмечают, что познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, изначально происходят в предметной деятельности.
Наблюдения психологов показали, что при ознакомлении детей с цветовыми качествами наиболее тяжелым для ребенка является не умение различать цвета, а правильно их называть. В раннем возрасте дети часто путают цвета. Это происходит не потому, что малыш не способен запомнить их, а вследствие того, что детский цвет ассоциируется с объектами окружающей среды.
Именно поэтому целесообразно ежедневно проводить с детьми сенсорные игры и упражнения. Они дадут возможность более живо и интересно активизировать речь детей. Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Проблема: У детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в младшем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Новизна проекта: Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания, а также использование подручных материалов для формирования сенсорно - математических представлений у детей.
Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Цель проекта: Формирование и развитие сенсорных представлений (о форме, цвете, величине предметов, их свойствах) у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Задачи проекта:
• Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития детей младшего возраста.
• Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей младшего возраста.
• Разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие сенсорных навыков в условиях игровой деятельности.
• Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению по данной теме.
• Развитие познавательных процессов, мелкой моторики, памяти, внимания и воображения у детей.
• Учить детей различать форму, цвет, величину предметов и другие их признаки.
• Учить детей замечать массу предмета (легкий – тяжёлый).
Знакомить со следующими основными свойствами предметов:
• с цветами спектра (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный,
• с формой (круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник,
• с величиной (большой и маленький).
• Учить замечать количественное отношение между предметами (много, один, мало).
• Способствовать сенсорному развитию в процессе обследования предметов (обвести контур пальцем, наложение и приложение одного предмета к другому для определения равенства или разницы свойств).
Формировать умения:
• Определять форму, величину, цвет предметов по образцу; группировать и чередовать предметы по цвету (найди такой же).
• Группировать однородные предметы по одному сенсорному признаку, а затем по двум признакам (форма и величина).
Принципы реализации проекта:
• Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей).
• Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры).
• Элемент новизны (внесение новых атрибутов).
• Наглядность.
• Систематичность и последовательность.
• Развивающий характер обучения.
• Сознательность и активность в усвоении.
Методы и приёмы:
• Организационные.
• Мотивирующие.
• Словесные (вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, разъяснение).
• Игровые.
• Наглядные.
• Педагогическая оценка (поощрение, одобрение, похвала).
b]Предполагаемый результат:[/b]
• Положительная динамика мониторинга формирования сенсорно - математических эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
• Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр.
• Формирование познавательно – речевой активности детей младшего возраста.
• Дети научатся играть в дидактические игры.
• Рекомендации для родителей по созданию благоприятных условий для проведения игр дома, а также консультации по их приобретению и самостоятельному изготовлении.
• Родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.
• Создание «Картотеки дидактических игр».
Материально-техническое обеспечение:
• Демонстрационный и раздаточный материал.
• Предметно-развивающая среда.
• Художественная и методическая литература.
1 этап. Подготовительный
1. Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОСТ.
2. Изучение методической литературы.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов по данной теме.
5. Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.
6. проведение анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".
7. Пополнение сенсорного уголка новыми дидактическими играми.
2 этап. Реализация (выполнение) проекта
Совместная деятельность с детьми:
• Проведение дидактических игр:
• «Вершки – корешки».
• «Найди пару».
• «Поставь заплатку».
• «Найди тень».
• «Посади жука на цветок».
• «Много - один».
• «Большой, средний, маленький».
• «Весёлый паровозик».
• «Скажи одним словом».
• «Что лишнее?».
• «Геометрические столбики».
• «Собери фрукты и овощи».
• «Подбери чашки к блюдцам».
• «По дорожке в огород».
• «Собираем урожай».
• «Разноцветная цепочка».
• «Спрячь мышку в домике».
• «Что изменилось?».
• «Чей малыш».
• «Засели зверей в домики».
• «Рыбки в аквариуме».
• «Собери пирамидку».
• «Подбери мячи для кукол».
• «Ворота для машинок».
• «Подбери капельки к тучке».
• «Сравни зайчика и мышку».
• «Кто по какой дорожке пойдет?».
• «Строим ряды».
• «Наполни баночку».
• «Сколько раз стучит молоточек».
• «В лес за грибами».
• «Малина для медвежонка».
• «Кто где стоит».
• «Кто пришел».
• «Найди предмет такой же формы».
• «Угадай, где спрятали».
• «Кто что выберет из мешочка».
• «Отгадай предмет».
• «Чудесный мешочек».
• «Отгадай, что в коробке».
• «Собери картинку».
• «Геометрическая мозаика».
• «Собери машину».
• «Собери солнышко».
• «Соберем бусы».
• «Найди тень».
• «Спрячь птичку».
•
Проведение пальчиковых игр:
• «Считалочка про пальчики».
• «Жил в реке один налим».
• «Жили-были сто ребят».
• «Вот грибочки на лужочке».
• «Чайки жили у причала».
Чтение художественной литературы:
Стихи:
• «О разных фигурах».
• «Квадрат и треугольник».
• «Цвета радуги».
• «Мотыльки».
• «Гномик».
• «По опушке шла лисичка».
• «Соревнование».
• «Про лисят».
• «Сливы».
• «Рыжие волнушки».
• «Две подружки».
• «Шла лисичка по дорожке».
• «Пироги».
• «Маленький дом».
• «Разговор старой Ивы с Дождём».
• «День рождения».
• «Галочка – считалочка».
• «Сколько?».
• «Непослушные цыплята».
• «Где крольчата?».
• «Еноты».
• «Лишний».
• «Веселые ступеньки».
• «Один и много».
• «Зайчишка».
• «Курица и цыплята».
• «Подсолнух».
• «Очень я люблю считать».
Математические сказки:
• «Математика в Лесу».
• «На кого похожа цифра 2?».
• «С кем дружит цифра 3?».
• «Четыре желания цифры 4».
• «Пять органов чувств».
• «Девочка и Цифра 6».
• «Семь цветов радуги».
• «Кто помог Цифре 8?».
• «Счастливая цифра 9».
• «Появление Ноля».
• «Сказка про тётку Федору».
Изготовление картотек:
• «Игры на развитие сенсорики для детей младшего дошкольного возраста».
• «Художественная литература по сенсорному развитию (считалки, скороговорки, загадки, стихи, математические сказки)».
• «Картотека подвижных игр».
• «Игры по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста».
• «Игры для детей на изучение формы, цвета, величины».
Проведение подвижных игр:
• «Быстро в домик».
• «Зеркало».
• «Убираем мячи».
• «Бабочки и цветы».
• «Жучки на листиках».
• «На всех зверей места хватит».
• «Один - два сигнала».
• «Ищи и находи».
• «Доползи до игрушки».
• «Найди свой домик».
• «Не задень!».
• «Найди свое место».
• «Принеси мячик».
• «Три медведя».
• «На лесной полянке».
• «Ножки шагают по дорожке».
• «Быстрей к своему листу».
• «Быстро возьми предмет».
• «Пузырь».
• «Бегите к флажку».
• «Что спрятано?».
• «Найди свой цвет».
• «Скворечники».
• «Прокати шарик к своему флажку».
• «Трамвай».
• «Флажок».
• «Попади в воротца».
• «Докати мяч».
• «Цветные автомобили».
• Совместная деятельность с родителями
IIIэтап. Заключительный.
• Анализ полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
• оформление выставки совместного творчества детей и родителей. "Дидактические игры по ФЭМП своими руками"
• презентация проекта на педсовете ДОУ.
План мероприятий по реализации проекта
1 этап подготовительный
Мероприятия Цели Ответственные
1 этап подготовительный
1.1. Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования Воспитатель
1.2. Составление плана над проектом. Реализация мероприятий по проектной деятельности Воспитатель
1.3. Беседы с родителями на тему «Математика - это интересно», «Математика дома».
Консультация
"Дидактическая игра - игра с правилами", Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта Воспитатель,
родители.
1.4. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала (энциклопедии, дидактических игр. Создать условия для реализации проекта Воспитатель,
родители.
1.5. Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей. Воспитатель,
родители.
2 этап основной Работа с детьми
Сентябрь Беседа "Какие бывают игры, и чему они нас учат?
Рассматривание иллюстраций.
Д/и «Найди пару» - закрепить умение сравнивать два предмета по ве-личине, обозначая результат сравнения «большой», «маленький», «меньше», «больше».
Д/и «Что, где находится?» - упражнять в определении пространственного направления от себя и называть их словами : впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
Игр. упр. «Поможем Мишке разложить картинки» - расширять представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь; формировать умение последовательно расставлять картинки.
Игр. упр. «Сравним ленты» - закреплять умение сравнивать предметы по 2- м признакам (величина, ширина)
Октябрь Экскурсия к детям старшей группы.
"Поиграем вместе". Обмен играми.
Презентация "Мы играем в игры"
Д/и «Волшебный мешочек» - уточнить названия, форму, цвет фигур. Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, круг,
треугольник) осязательно -двигательным путем.
Д/и «Наш день» - расширять представление о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).
Д/и «Найди свой домик» - совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.
Д/и «Где звенит колокольчик?» - развивать умение определять пространственные направления от себя : вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.
Ноябрь Оформление выставки рисунков "Веселая математика. Любимая игра"
Д/и «Скажи наоборот»- упражнять в назывании противоположного слова, характеризующего предметы по длине, ширине, высоте.
Д/и «Найди похожее» - упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямо-угольник, находить предметы определенной формы в окружающем.
Д/и «Который по счету?» - закреплять навык порядкового счета в пределах 5.
Д/и «Матрешки» - совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по величине, раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке.
Декабрь Игра -эстафета "Помоги Незнайке убраться в группе"(раскладываем игры на полочках, с называнием правил игры)
Игр. упр. «Когда это бывает?» - закреплять представления о последовательности частей суток :утро,день,вечер,ночь. Упражнять в определении времени суток и выкладывании карточек.
Д/и «Не ошибись» - упражнять в различении геометрических фигур : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; и выполнении определенных соответствующих движений.
Д/и «Поставь так же» - продолжать формировать представления о порядковом значении числа в пределах 5, закреплять умение отвечать на вопросы «сколько?», «который по счету?», «на котором месте?».
Д/и «Угадай, что изменилось?» - упражнять в запоминании порядка расположения (колечек) и умении определять, что изменилось.
Январь День игры и игрушки.
Моя любимая игра. Изготовление дома игр с родителями.
Д/и «Найди себе пару» - формировать умение различать цилиндр, шар, куб;
Уточнить их названия, цвет; упражнять в ориентировке в пространстве.
Д/и «Сломанная лесенка» - совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке.
Д/и «Три квадрата» - формировать умение соотносить по величине 3 предметов и обозначая их соответствие словами «большой», «маленький»,«средний», «самый большой», «самый маленький».
Д/и «Составь предмет» - упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей. (геометрических фигур).
Д/и «Которая игрушка спрятана?» - закреплять порядковый счет.
Д/и «Какие бывают фигуры?»-закрепить названия новых форм: овал, прямоугольник, треугольник, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.
Февраль Трудовой десант "Бережем игры" (навести порядок в центре математики)
Д/и «Далеко – близко» формировать понятие и значение слов «далеко»- «близко».
Д/и «Длинный – короткий» - развивать умение у детей четко дифференцировать восприятие качеств величин.
Д/и «Найди предмет» - упражнять в умении сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Д/и «Что,где находится?» - упражнять в определении
Д/и «Подбери по форме» -
формировать умениевыделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Д/и «Собери бусы»- формировать умение группировать геометрические фигуры по 2-м свойствам : цвет и форма, величина и цвет, форма и величина; видеть простейшие закономерности в чередовании фигур, пространственного расположения предметов по отношению от себя.
Март Д/ и «Вчера, сегодня, завтра» - закрепить понятия «вчера», «сегодня», «завтра».
Д/ и «Отгадай, сколько и покажи столько же»
- упражнять в счете предметов на ощупь в пределах
Д/и «Широкое – узкое» - Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.
Д/и «Сделай, столько же» - формировать умение воспроизводить указанное количество движений в пределах 5.
Д/ и «Правильно пойдешь – секрет найдешь» - закрепить умение двигаться в заданном направлении.
Д/и «Когда это бывает?» - уточнить и углубить знания детей о временах года.
3 этап – заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательной деятельности детей. Воспитатель, дети.
Оформление выставки совместного творчества детей и родителей "Дидактические игры по ФЭМП своими руками"
Презентация Центра математики в группе. Воспитатель, родители
Презентация проекта на педсовете ДОУ Воспитатель,
Практическая значимость проекта:
Для обследования уровня развития элементарных математическихпредставлений использовались следующие методы контроля:
-анализ деятельности детей в процессе дидактических игр;
-анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.
Использование дидактических игр благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей
В результате проектной деятельности дети стали более активны во время образовательной деятельности; используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах. Дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать.