МААМ-картинки

Проект «Первый раз в детский сад. Адаптационный период»

татьяна шафоростова
Проект «Первый раз в детский сад. Адаптационный период»

Проект «Первый раз в детский сад!»

(для детей раннего возраста).

Информационная карта проекта.

Вид проекта: групповой, среднесрочный.

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.

Проект: среднесрочный (сентябрь – октябрь).

Участники: воспитатель, дети 1 младшей группы, родители.

Актуальность

Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.

Публикация «Проект „Первый раз в детский сад, Адаптационный период“» размещена в разделах

Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.

Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:

- строгий режим дня;

- отсутствие родителей в течение 9 и более часов;

- новые требования к поведению;

- постоянный контакт со сверстниками;

- новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

- другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.

Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, адаптироваться.

Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Для этого необходимы:

- знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;

- подготовительная работа в семье;

- выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.

Цель проекта:

Создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду, сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.

Задачи:

- Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

- Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.

- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Методы:

- Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);

- Анкетирование (родителей);

- Наблюдения;

- Беседа;

- Продукты совместной деятельности детей и родителей.

Основные направления проекта:

- Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.

- Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;

- позитивное развитие отношений в детском коллективе;

- повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

- вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

Формы работы с детьми:

- элементы телесной терапии (обнять, погладить);

- исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

- релаксационные игры;

- сказкотерапия;

- игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

- культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

- постепенное заполнение группы;

- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

- наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный (организационный):

• Составление перспективного плана мероприятий проекта;

• Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактический игр.

• Разработка анкет для родителей, буклетов «Адаптация без слёз»;- помещение информации в родительский уголок.

• Подбор материала в информационный уголок для родителей (папки – передвижки).

2этап. Основной (адаптационно-исследовательский):

• знакомство с семьей;

• ознакомление родителей с системой работы ДОУ;

• беседы с родителями.

• Реализация проекта в соответствии с перспективным планом.

3этап. Заключительный (результативность):

• Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;

• выставка фотографий для родителей о жизни детей в ДОУ «Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем».

Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста:

- знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности):

- установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;

- ребенок постепенно входит в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 6 шагов:

- ребенок остается без родителей на 1-2 часа

- ребенок остается без родителей на 2-3 часа

- ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;

- ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;

- ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.

- ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.

Формы работы с родителями

Месяц Тема Формы работы Ответственный

Сентябрь «Знакомство родителей с группой и воспитателем»

«Социальная анкета ребенка».

Особенности развития детей 2-3 лет.

«Адаптация без слез»

Гигиенические требование к одежде ребенка.

Адаптация детей к детскому саду.

«Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем». Организационное родительское собрание

-Анкетирование родителей.

- Оформление папки –передвижки.

-Оформление буклетов для родителей.

- беседы.

- Разработка рекомендаций по адаптации детей к детскому саду.

-Оформление фотовыставки Заведующая и воспитатель

Воспитатель.

Воспитатель

Воспитатель

Октябрь «Мы гуляем», «Мы занимаемся», «Мы играем».

«Вести с занятий».

Отчет по адаптации детей.

«Вопросы родителей».

«Анкета по адаптации» -Оформление фотовыставки.

- Оформление фотовыставки с занятий по развитию речи, рисованию, аппликации.

- Родительское собрание.

Индивидуальные беседы.

Итоговое анкетирование родителей по адаптации детей. Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Перспективное планирование по проекту «Первый раз в детский сад!»

по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

Месяц Мероприятие Задачи Ответствен-ный

Сентябрь Игра –знакомство «Давай познакомимся».

Игра «Ласковые имена».

Знакомство детей с помещениями группы и их назначением (раздевальная комната, группа, со спальней).

Утренняя гимнастика:

«В гостях у деток», «Погремушка», «Мы топаем».

Гигиенические процедуры: мытье рук, прием пищи, одевание.

- Адаптационные упражнения «У нас солнышко в гостях»;

- «Зайчик», «Мячик»,

«Веселый петрушка», «Мишка», «Колобок», «Что мы делаем в саду», «Музыканты», «Ляля заболела», «Кто в гости пришел», «Мыльные пузыри».

П/игры в группе и на прогулке: «Солнышко и дождик», «У медведя во бору», «Большие ножки идут по дорожке», «Догони собачку», «Пузырь», «Волк и зайцы», «Поезд», «Зайка»

Разучивание пальчиковых гимнастик «Семья», «Зайчик», «Намотай клубочки», «Ладушки – ладошки»

-Чтение народной потешки «Водичка, водичка».

Рассматривание альбома «Осень».

Развивающие игры: дидактические кубики, домиками, лото на различение цвета и формы, игры с пирамидками, игры вкладыши.

Прогулки на свежем воздухе (наблюдения за живой и неживой природой, за трудом дворника, за прохожими).

Игры с песком в песочнице.

Трудовые поручения на прогулке: сбор красивых листочков, «Соберем игрушки»

Дыхательные гимнастики: «Подуем на листочки», «Понюхаем цветочек», «Вот какие мы большие».

Гимнастики после дневного сна.

Настольные игры: «Крупная мозайка», «Собираем пирамидку» «Постройки из конструктора», «Одень Машу», «Собрать картинку из пазлов».

Чтение русских народных сказок «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Колобок», «Бычок - смоляной бочок».

Показ сказки на фланелеграфе: «Курочка Ряба». - установить контакт с детьми, снять чувство страха незнакомой обстановки.

- способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени, развивать навыки общения.

-расширять ориентировку в ближайшем окружении.

- снятие эмоционального напряжения.

- формирование культурно – гигиенических навыков

- создание положительного эмоционального настроя в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности, агрессии развитие внимания, речи и воображения, развитие координации движений, общей и мелкой моторики, установление контакта детей друг с другом и воспитателем.

- развитие у детей двигательной активности, развитие ориентации в пространстве, упражнять в умении бегать в разных направлениях, развитие умения вставать в круг, развитие умение действовать согласовано,

-развитие способности к подражанию.

-развитие мелкой моторики, развитие речевой активности.

Дать представление о схеме лица, выполнять действия с помощью стихотворного текста.

- приучение детей рассматривать иллюстрации и называть, что на них изображено.

- развитие сенсорики, формирование умения подбирать предметы по форме, цвету и размеру.

-снятие эмоционального напряжения, развитие наблюдательных способностей, развивать умение убирать за собой игрушки.

- формировать навык у детей выполнять простейшие трудовые поручения, бережно относиться к игрушкам.

- тренировка навыка правильного носового дыхания, упражнение умения правильности выполнения движений за воспитателем.

-Оказание успокаивающего действия на нервную систему.

-снятие эмоционального напряжения у детей.

-развитие мелкой моторики, внимания, мышления, сообразительности.

- познакомить детей с художественными произведениями, развитие способности слушать и отвечать на вопросы по содержанию, развитие навыков звукоподражания.

-создавать положительную атмосферу общения с детьми, расширять запас узнаваемых и называемых действий и предметов. воспитатель

Месяц Мероприятие Задачи Ответствен-ный

Октябрь Игра: «Утреннее приветствие».

(повторяется каждое утро) (первая неделя)

«Мыльные пузыри»

(вторая неделя)

Игровые адаптационные упражнения: «Пришел Петрушка», «Хоровод», «Покружимся», «Прячем Мишку», хоровод с куклой».

Утренняя гимнастика:

«Котик», «Веселые лягушата», «Тигренок».

Дыхательные гимнастики во время НОД: «Как мышки пищат», «Вот какие мы большие».

пальчиковые гимнастики: «Сидели два медведя», «Летела Муха», «Пальчик о пальчик», «Моя семья».

Чтение и проговаривание стихов А. Барто «Игрушки».

Нетрадиционное рисование пальчиками «Веселый мухомор», «Дождик».

Слушание музыки

Прогулки на свежем воздухе: наблюдения за живой и неживой природой, наблюдения за трудом дворника, наблюдения за прохожими, за старшими детьми.

Трудовые поручения на прогулке: - сбор опавших листьев.

П/И «Зайка серенький сидит», «Мой веселый, звонкий мяч», «Птички и кот», «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобили». -создание положительного климата в группе, развитие навыков общения.

-снятие эмоционального напряжения и агрессии, снижение излишней двигательной активности.

- формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

- развитие двигательной активности, снятие эмоционального напряжения.

- развитие мелкой моторики рук, упражнять в умении проговаривать вслух за воспитателем.

- развитие речевого общения, расширение словарного запаса.

- снизить уровень возбуждения, снять мышечное и эмоциональное напряжение.

-настроить на положительные эмоции.

-снятие эмоционального напряжения, развитие наблюдательных способностей, развивать умение убирать за собой игрушки.

- формировать навык у детей выполнять простейшие трудовые поручения, бережно относиться к игрушкам

- упражнять мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях

бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего;

— быстро убегать, находить свое место;

— быть осторожными, занимая место, не толкать Воспитатель

Ожидаемый результат:

1. Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет.

2. Становление доверительных отношений между ДОУ и родителями.

3. Положительный эмоциональный настрой детей, доверие к воспитателю.

Результат по проекту:

1. Дети благоприятно адаптировались, отношения с воспитателем стали доверительными.

2. Повысился уровень знаний родителей в вопросе адаптации ребенка к условиям детского сада.

Список литературы

1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - М. :Учитель,2006.

2. Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. –Дошкольное воспитание № 8, 2001.

3. Панова Е. Н Дидактические игры-занятия в ДОУ. ТЦ «Учитель» Воронеж, 2006.

4. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. Изд-во Родничок, Москва, 2000.

Публикации по теме:

Адаптационный период детей раннего возраста в ДОУ Адаптационный период детей раннего возраста в ДОУ. Под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям.

Игры для детей раннего возраста в адаптационный период Задачи: •    формирование эмоционального контакта; •    формирование доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго,.

Игры в адаптационный период Классификация игр в адаптационный период 1. Сюжетно-ролевая игра В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли,.

Игры в адаптационный период с детьми раннего возрастаИгры в адаптационный период с детьми раннего возраста Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский.

Картотека игр для детей раннего возраста в адаптационный периодКартотека игр для детей раннего возраста в адаптационный период Уважаемые коллеги! В продолжение темы адаптации прошу ознакомиться с нашей картотекой игр для детей раннего возраста в процессе привыкания.

Конспект занятия в адаптационный период «Мячик»Конспект занятия в адаптационный период «Мячик» Задачи: • сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; • повышение эмоционального тонуса; • развитие чувства ритма,.

Пособие способствующее развитию речи в адаптационный периодПособие способствующее развитию речи в адаптационный период Большое значение в речевом развитии имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности.

Практические советы психолога в адаптационный период Практические советы психолога в адаптационный период. Следует создать спокойный, бесконфликтный климат для ребенка в семье. Щадить его ослабленную.

Проект «Первый раз в детский сад»Проект «Первый раз в детский сад» Тема проекта: «Первый раз в детский сад». Вид проекта: социально-педагогический. Тип проекта: среднесрочный. Постановка проблемы: Проект.

Протокол родительского собрания «Адаптационный период детей» Протокол №1 родительского собрания от 7 сентября 2018 г. присутствовало: 10 человек отсутствовало: 7 человек Председательствовал: Муртазалиева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Первый раз в детский сад. Адаптационный период»
Опубликовано: 21 августа 2019 в 19:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД