Светлана Батаева
Проект «Пилатес — новый подход к здоровью»
▼ Скачать + Заказать документы
«Пилатес — новый подход к здоровью»
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждениия Детский сад № 15 «Звёздочка» общеразвивающего вида
Пилатес – новый подход к здоровью
Проект
Калтанский городской округ, 2014
Рассмотрено
на педагогическом совете
МАДОУ Детский сад № 15 «Звездочка»
Заведующая ___ Н. Н. Сунгурова
Авторы-составители:
Батаева Светлана Васильевна,
педагог дополнительного образования
Чащина Анна Евгеньевна,
инструктор по физическому воспитанию
Публикация «Проект „Пилатес — новый подход к здоровью“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Пилатес для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждениия Детский сад № 15 «Звёздочка» общеразвивающего вида
Калтанского городского округа
Рецензент:
Штенберт А. В. ,
врач-ортопед высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения
«Городская больница»
Осиннековского городского округа
Обоснование проекта
В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.
Современная школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего первоклассника. Он должен быть хорошо физически и психически развит, уметь устанавливать контакты, быть мобильным в меняющихся условиях, а это возможно только при сохранении здоровья воспитанников в дошкольных учреждениях.
Качество человеческого потенциала сегодня поставлено во главу угла и на уровне края, и на уровне муниципалитетов. И человек – это, прежде всего, здоровье, сама жизнь и уже потом производные – интеллект, трудовой потенциал, уровень образования в общепринятом смысле и т. д.
В настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации завершается работа по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее — ФГОС дошкольного образования).
При разработке содержания ФГОС дошкольного образования особое внимание уделено охране и укреплению физического и психического здоровья детей, что и является приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного учреждения.
Одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271, является сохранение и укрепление здоровья школьников. Подчеркивается, что спортивные занятия, в том числе внеурочные, должны позитивно влиять на улучшение здоровья школьников.
Проблемы управления физкультурно-оздоровительной работой в условиях образовательных учреждений в последние годы постоянно находятся в поле зрения ученых, специалистов по физической культуре и спорту и педагогов-практиков.
Состояние детей дошкольного возраста вызывает тревогу и требует применение новых технологий здоровьесбережения, в том числе разнообразных форм спортивно-оздоровительной деятельности.
Доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность (Н. Т. Терехова, 1989; А. В. Запорожец и др., 1980; А. П. Ерастова, 1989).
В. А. Шишкина отмечает чрезвычайно важную роль движений для развития психики и интеллекта. «От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического развития. Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма».
Говоря о двигательной активности как основы жизнеобеспечения детского организма, Э. Я. Степаненкова указывает, что именно она оказывает воздействие на интеллектуальный рост и нервно-психическое развитие ребенка.
В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и информации, поступающей в мозг из рецепторов, что приводит к нарушению регулирующей функции мозга и отражается на работе всех внутренних органов. Следовательно, развитие опорно-двигательного аппарата, предотвращение нарушений осанки, стимулирование сердечнососудистой и дыхательной системы – необходимые условия для нормально роста и развития детского организма.
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития чело-века.
В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики — ритмическая гимнастика, аэробика, стретчинг, шейпинг, дыхательная гимнастика, восточные оздоровительные системы упражнений : ушу, китайской гимнастики, йоги и многое другое. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, возвращение радости жизни и повышение функциональных возможностей человека.
В то же время, несмотря на большую популярность физической культуры, ее пока нельзя назвать образом жизни каждого человека. В связи с этим, актуальным является поиск эффективных путей оздоровления и физического развития детей, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни. Одним из путей решения этой проблемы является развитие детского фитнеса и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного возраста, что и является новизной проекта.
А ведь детство – лучшее время для формирования привычки «быть в форме». Главная задача взрослых выработать у детей такую привычку, создать все необходимые условия для утоления «двигательного голода», найти новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников. В определенной мере помочь в этом может детский фитнес.
Одним из самых популярных направлений фитнеса является пилатес.
Пилатес – это разновидность фитнеса, включающая в себя комплекс физических упражнений на все группы мышц, развивающая гибкость и выносливость.
Эту систему упражнений разработал Джозеф Пилатес в начале 20 века с целью реабилитации больных. Изначально комплекс предназначался лишь для укрепления его собственного здоровья. Все дело в том, что мальчик с детства болел рахитом, астмой и ревматизмом, потому выглядел всегда очень болезненным и слабым ребенком. Он начал изучать различные системы физической культуры от йоги до методов оздоровления Древней Греции и Рима, занимался гимнастикой, плаванием, лыжами и стал разрабатывать собственную программу физического совершенствования, которую впоследствии назвал "Искусством контроля". Уже к 14 годам Джозеф изменился и окреп настолько, что его можно было фотографировать в качестве модели для учебников по анатомии. Юноша добился неплохих успехов в гимнастике, прыжках в воду, даже выступал в цирке. Пилатес решил всерьез заняться вопросами физической культуры и спорта.
В 1923 году в Нью-Йорке он вместе со своей женой начал проводить первые занятия. Таким образом, пилатес очень быстро приобрел популярность сначала у местных жителей, а затем и во всем мире. Многие годы метод пилатес оставался практически неизвестным за пределами круга профессиональных танцовщиков. Сегодня же его применяют в клиниках, в лечебной физкультуре, в фитнес-центрах, в школах танцевального искусства.
Система пилатес включает в себя упражнения для всех частей тела, упражнения являются безопасными и подходят для широкого возрастного спектра людей.
Практика пилатес открывает детям мир здоровья и спорта, развивает стремление к занятиям другими видам спорта – танцами, гимнастикой, боевыми искусствами. Кроме того, эта уникальная система тренировок, повышает стрессоустойчивость, снижает детскую нервозность. Особенно полезен пилатес, для нервных и гиперактивных детей, его особая техника выполнения упражнений, помогает достичь расслабления.
Цель и задачи проекта
Цель проекта – формирование навыков психомоторного развития воспитанников дошкольного возраста посредством физических упражнений по системе пилатес.
Задачи:
1. Адаптировать и внедрить систему упражнений пилатес в совместную деятельность взрослого и ребенка по образовательной области «Физическое развитие».
2. Содействовать повышению компетентности педагогов в вопросах психомоторного развития детей дошкольного возраста.
3. Способствовать осведомленности родителей в вопросах значимости психомоторики детей дошкольного возраста.
Обеспечение проектной деятельности
1. Нормативно-правовое:
• Основная программа МАДОУ Детский сад № 15 «Звездочка»
• Конвенция о правах ребенка
• Закон РФ «Об образовании»
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Организационное обеспечение
• Учреждение работает по приоритетному направлению - физическое развитие дошкольников
3. Кадровое обеспечение
• Наличие в штате инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования, педагога-психолога
• Курсы повышения квалификации
4. Материально-техническая база
• Наличие отдельного физкультурного и тренажерного зала;
• Наличие учебно-методической литературы по здоровьесберегающим технологиям;
• Наличие Интернет-связи;
• Наличие видео, аудиотехники, мультимедийного оборудования.
Описание проекта
В процессе реализации проекта планируется работа со всеми участниками образовательного процесса: детьми, педагогами, родителями.
Работа с воспитанниками.
Проект осуществляется в рамках основной образовательной программы Учреждения по образовательной области «Физическое развитие» и представляет собой комплекс физических упражнений, которые основаны на ФГОС дошкольного образования и включают в себя некоторые элементы пилаетес, адаптированных к детям дошкольного возраста (4-7 лет).
Физические упражнения по системе пилатес осуществляются в игровой форме. Следуя за волшебными героями под спокойную музыку, дети выполняют упражнения, незаметно для себя укрепляя мышцы тела, создают крепкий мышечный корсет, развивают координация, гибкость, равновесие. Упражнения делаются плавно, медленно и требуют полной концентрации внимания, контроля за техникой их выполнения.
Комплекс физических упражнений рассчитан на месяц, и с каждым годом упражнения усложняются за счет увеличения количества повторов и нагрузки.
Для качественного внедрения физических упражнений по системе пилатес спортивный зал дошкольного учреждения был оснащен различным спортивным инвентарем и оборудованием: гимнастические коврики, фитболы, массажные мячи, мячи-эспандеры, мячи среднего диаметра.
Форма организации – непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и ребенка в режимных моментах.
Непосредственно образовательная деятельность. Непосредственно образовательная деятельность осуществляется согласно расписанию и учебному плану Учреждения. Возраст детей 4-7 лет. Общая продолжительность занятий 15-30 минут (в зависимости от возрастной группы детей). Число участников – до 30 воспитанников дошкольного возраста.
Структура непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» изменена: основные развивающие упражнения заменены на физические упражнения с элементами пилатес. В результате этого структура непосредственно образовательной деятельности приобрела следующий вид:
• вводная часть;
• физические упражнения с элементами пилатес;
• основные виды движений;
• подвижная игра, игра малой подвижности.
Совместная деятельность взрослого и ребенка в режимных моментах.
Элементы физических упражнений по системе пилатес используются педагогами в процессе утренней гимнастики и закаливающих процедур. Что дает целостность образовательному процессу в данном направлении.
Работа с педагогами. Для педагогов разработаны мероприятия по формированию теоретической и практической готовности к новым формам деятельности по образовательным областям «Физическое развитие» : обучающий семинар, мастер-класс, индивидуальные консультации по запросу педагогов.
Работа с родителями. Для родителей разработаны мероприятия направленные на информированность и пропаганду здорового образа жизни. Для этого с родителями в процессе реализации проекта будут проводиться тематические собрания, спортивные мероприятия, консультирования со специалистами, как индивидуальные, так и групповые.
Этапы реализации проекта
На базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 15 «Звездочка» проект «Пилатес – новый подход к здоровью» реализуется в три этапа. Временные рамки всего проекта – три учебных года (2010-2013 гг.).
Первый этап (сентябрь 2010 г. - февраль 2010 г.) - подготовительный:
• диагностика психомоторного развития воспитанников дошкольного возраста;
• создание творческой группы по реализации проекта;
• изучение проблемы психомоторного развития дошкольников в образовательной деятельности, в педагогической теории и практике;
• собор необходимой информации (анкетирование, тестирование);
• прогноз ожидаемых результатов и риски проекта.
Второй этап (февраль 2010 г. – май 2013 г.) – основной:
• реализация и коррекция проекта;
• повышение уровня компетентности педагогов в вопросах психомоторного развития через участие во внутриучрежденческих организационно-методических мероприятиях;
• педагогическое просвещение родителей в рамках проекта через совместную деятельность;
• разработка комплексов физических упражнений по системе пилатес для воспитанников дошкольного возраста (4-7 лет);
• мониторинг эффективности проекта (промежуточный).
Третий этап (май 2013 г. – декабрь 2013 г.) - заключительный:
• обработка результатов;
• описание полученных результатов;
• корректировка образовательного процесса в связи с полученными результатами;
• определение перспектив на дальнейшее изучение предмета.
Календарный план мероприятий по реализации проекта
Сентябрь 2010 – май 2013 г.
Задачи Мероприятия Сроки Продукт
Адаптировать и внедрить систему упражнений пилатес в непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Физическая культура»
Диагностика психомоторного развития воспитанников старшего дошкольного возраста 2 раза в год Комплекс диагностических материалов
Создание творческой группы по разработке и реализации проекта. Сентябрь 2010 г. Приказ
Изучение проблемы психомоторного развития дошкольников в образовательной деятельности в педагогической теории и практике Сентябрь-октябрь 2010 г. Конспекты лекций
Разработка комплекса физических упражнений по системе пилатес
Февраль 2010 г. - февраль 2012 г. Комплексы физических упражнений по системе пилатес
Реализация комплекса физических упражнений по системе пилатес в процессе образовательной деятельности детей дошкольного возраста
Февраль 2010 г. - май 2013 г. Учебный план учреждения
Содействовать повышению компетентности педагогов в вопросах психомоторного развития детей дошкольного возраста Анкетирование педагогов об информированности по вопросам психомоторного развития воспитанников Декабрь 2010г.
Май 2013 г. Анкета
Педагогический совет «Психомоторное развитие детей дошкольного возраста» Март 2011 г. Протокол педсовета
Мастер-класс для педагогов «Зарядка для пробуждения по системе пилатес» Ноябрь 2012 г. Конспект мастер-класса, памятки для педагогов
Создание педагогами совместно с воспитанниками информационных листовок «О здоровье всерьез» Январь 2012 г. Информационные листовки
Способствовать осведомленности родителей (законных представителей) в вопросах значимости психомоторики детей старшего дошкольного возраста Опросник отношения родителей к здоровью и здоровому образу жизни Октябрь 2010 г. ,
Май 2013 г. Анкета
Родительское собрание «Забота о здоровье ребенка» Январь 2010 г. Конспект родительского собрания
Консультации для родителей по тематике проекта 1 раз в квартал Консультации
Совместная утренняя зарядка детей и родителей с элементами пилатес Ноябрь 2012 г. Комплекс физических упражнений с элементами пилатес для детей и взрослых
Спортивное развлечение Апрель, 2011 г., 2012 г., 2013 г. Сценарий развлечения
Дальнейшее развитие проекта
Получив от родителей запрос на дальнейшую деятельность, были определены основные направления предстоящей работы над проектом «Пилатес – новый подход к здоровью». В дальнейшем планируется ввести в дошкольное учреждение:
• ежегодную традицию «Зарядка с родителями», когда родители и дети в рамках Всероссийского урока «Здоровые дети – в здоровой семье» совместно делают утреннюю гимнастику на территории дошкольного учреждения;
• страничку на сайте детского сада, где родители могут беспрепятственно и конфиденциально задать интересующие вопросы и получить квалифицированную консультацию специалистов;
• платный кружок «Пилатес вместе» для совместных занятий детей и родителей физическими упражнениями по системе пилатес.