МААМ-картинки

Проект по формированию и развитию национальной культуры дошкольников (часть 2)

Резеда Галиева
Проект по формированию и развитию национальной культуры дошкольников (часть 2)

часть 1

Задачи проекта «Национальная культура»

Основная задача – введение духовно – нравственных начал в основу воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, что тем самым способствует обновлению содержания, форм и методов дошкольного образования в условиях модернизации всей системы образования.

Публикация «Проект по формированию и развитию национальной культуры дошкольников (часть 2)» размещена в разделах

Познакомить детей с татарскими подвижными играми, поощрять самостоятельную организацию знакомых игр, участие в играх с элементами соревнования. Воспитывать культуру честного соперничества в играх со сверстниками, развивать в подвижных играх такие двигательные качества, как ловкость, быстрота, гибкость, общая выносливость.

Познакомить с национальными играми. Вызвать желание заниматься физической культурой и спортом. Расширять представление о составляющих здорового образа жизни и факторах разрушающих здоровья. Познакомить с национальными изделиями из теста : бэлэш, очпочмак, бэкэн, кыстыбый, кабартма. Формировать умение определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.

Развивать у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.

Дать детям четкое представление о поведении при возможных встречах и случайном общении с незнакомыми людьми. Рассматривать и обсуждать с ними наиболее типичные ситуации, создающиеся при подобных встречах, обращая внимание на недопустимость и опасность остаться наедине с незнакомым человеком.

Добиваться самостоятельного определения своего места нахождения и места расположения окружающих предметов относительно друг друга, указывая на их положения.

Развивать умение общаться на родном языке с детьми (с младшими, старше себя, ровесниками, мальчиками, девочками, с новенькими в группе детского сада. Создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения на родном языке взрослого с ребенком и детей между собой в разных видах детской деятельности. Создавать условие для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, стране).

Продолжить формирование представления детей о трудовой деятельности посредством татарских народных сказок. Привлекать детей к посильному участию к подготовке различных семейных праздников, к выполнению постоянных обязанностей по дому.

Формировать представление о том, что Татарстан – многонациональная республика. Казань – крупный промышленный центр, один из древнейших городов России. Казань – столица республики и всех татар мира. В Казани работают президент, правительство Татарстана, и мэр города. Познакомить с основной символикой Республики Татарстан (флаг, герб, гимн). Развивать осознание детьми принадлежности к своему народу. Рассказать детям истории, легенды, мифы о родном крае. Познакомить с достопримечательностями, событиями, прошлого, историческими памятниками, музеями, улицами родного города (села).

Развивать интерес к татарскому языку, желание говорить на языке, слушать песни, аудиозаписи, смотреть мультфильмы, телепередачи на татарском языке. Развивать умение вести диалог, понимать обращенную к ним речь и адекватно реагировать на обращение, употребляя соответствующие ситуации реплики. Поощрять использование татарского языка в реальной языковой среде.

Приобщать и познавательной литературе, устному народному творчеству, формировать запас литературных впечатлений. Вырабатывать отношение к книге как к источнику знаний. Вызвать желание бережно относится к книге, стремление самостоятельно рассматривать иллюстрации, желание повторно послушать её содержание. Познакомить с пословицами, поговорками татарского народа, помочь понять их смысл. Создавать условие для проявления детского творчества, элементарного сочинительства.

Продолжать знакомство с элементами национального орнамента. Рассмотреть цветочно-растительные мотивы. Обратить внимание детей на характер композиций, на цветочный букет, в котором одновременно могут использовать мотивы разных цветов. Познакомить с новыми цветами и оттенками. Учить смешивать краски для получения новых оттенков.

Стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла, стремление создавать несложные сюжеты и выразительные образцы: «Три дочери», «На сабантуе», «Девушка с коромыслом». Формировать умение лепить по представлению литературных произведений: «Камыр батыр», «Шурале», «Водяная». Развивать творчество и инициативу. Вызывать интерес к искусству аппликации, усложняя его содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений. Формировать умение вырезать одинаковые элементы национального узора из бумаги, сложенной гармошкой. Познакомить со способами объемной аппликации для создания композиций из цветов георгина, пиона, астры. Поощрять стремление дополнить композицию деталями, обогощяющими изображениями. Продолжить знакомство детей с архитектурой родного города. Обратить внимание на сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Закреплять знания о книжной иллюстрации. Развивать умение сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению, рассказывать о своем восприятии.

Поддерживать интерес к слушанию татарской музыки, эмоциональный отклик на нее. Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения. Развивать умение определять настроение, характер музыки, поддерживать беседу о призведении. Учить определять жанр музыкальных произведений татарских композиторов, узнавать звучание музыльных инструментов. Познакомить с мелодией Государственного гимна Республики Татарстан. Развивать чувство гордости. Совершенствовать певческие навыки детей на основе национального репертуара. Строить певческую работу с учетом природных типов голосов, эмоционально передавая характер песни. Создавать условие для свободного самовыражения детей в играх, поощрять музыкально-игровую импровизацию в ролевом поведении, развивать творческие способности.

Заключение

Реализация проекта «Национальная культура», направленная на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей и культурой народов Татарстана осуществлялась поэтапно, последовательно через обогащение познавательной и эмоциональной сфер детей в разнообразных видах деятельности. Эффективности работы способствовали отбор компонентов этнических культур (национальная одежда, быт, традиции, устное и изобразительное народное творчество) с учетом доступности содержания и возможности эмоционального отклика со стороны детей, а также использование различных методов обучения: традиционные, методы проблемно-творческого характера; методы создания специальных эстетических ситуаций - «погружение в среду» (звучанием в течение дня национальных мелодий); методы организации творческой художественно-эстетической деятельности (творческая работа дошкольников по изготовлению декоративных изделий, игры). Создаваемая вокруг ребенка среда с использованием богатого потенциала культурно-исторической среды своего региона позволяла представить историю народа, выстроить события во временной последовательности, воспринимать сегодняшний день как часть истории.

Дети старшего дошкольного возраста при систематической работе восприимчивы к национальному фактору : идентифицируют себя со своей национальностью, имеют общее представление о народах, интересуются культурой, историей народов своего края. Проявляют положительное эмоциональное отношение к людям своей национальности, уважение к другим народам, доброжелательное отношение к сверстникам.

Первоначальные представления о своей национальности ребенок получает в семье, дальнейшее расширение представлений детей о культуре народов совместного проживания происходит в условиях дошкольного учреждения. Чувства толерантности, симпатии к людям ближайшего национального окружения, заложенные в детском саду, в школе перерастают в понимание и принятие культурных различий народов мира.

Литература и методические пособия

1. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры. М. :МГИК, 1992 г.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. 'Педагогика, 1991 г.

3. Закирова К. В., Муртазина Л. Р. «Балачак уйнап колеп усэчэк». Методическое пособие, Казань 2012 г.

4. Зарипова З. М. «Татарча сойлэшэбез». Методическое пособие, Казань 2011 г.

5. Закирова К. В. «Балачак аланы», Казань 2011 г.

6. Зеньковский В. П. Психология детства. Учебное пособие для вузов. -Екатеринбург: Деловая книга, 1995.-347с.

7. Корнеева Е. И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1995.-181с

8. Набиуллина И. Ш. «Ознакомление дошкольников с историей родного края». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. Казань 2001г.

9. Рабочая тетрадь 5-6 лет «Татарча сойлэшэбез»

10. Сахипова Р. А Обучение и воспитание на основе народной педагогики (на тат. яз.). Казань, Тат кн. изд-во, 2005,- 254 с.

11. Шаехова Р. К. «Раз словечко, два словечко». Занимательное обучение татарскому языку. Казань 2011 г.

12. Шаехова Р. К. «Региональная программа дошкольного образования». Казань 2012 г.

13. Аудиоприложение для старшего возраста

14. Анимационные сюжеты «Говори по-татарски»

15. Дидактические игры

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по формированию и развитию национальной культуры дошкольников (часть 2)
Опубликовано: 29 апреля 2014 в 17:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД