Никулина Светлана
Проект по формированию у детей младшего дошкольного возраста временных представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Описание проблемы: Из анализа педагогической диагностики выяснилось, что наибольшие затруднения у детей средней группы вызывает ориентировка во времени.
- 80% детей путают части суток:
- 65% воспитанников не понимают слова- названия, обозначающие части суток;
- 75% детей затрудняются назвать последовательность частей суток и ее обоснованность.
Публикация «Проект по формированию у детей младшего дошкольного возраста временных представлений» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Причина: Низкая результативность обусловлена тем, что программой «Истоки» не предусматривалось показать детям последовательность, сменяемость частей суток в целом. В режимных моментах и в быту дети редко слышали слова, обозначающие части суток, сталкивались с ситуациями, в которых необходимо уточнить и назвать смену их границ.
Идея: После того, как я организую серию дидактических игр по различению временных промежутков с использованием наглядного панно «Круг» для распознавания частей суток (положение солнца в разное время дня, различная сила освещенности земли, неба, различная окраска всего окружающего, то дети научатся различать, что такое части суток, называть их последовательность, у них пополнится словарный запас.
Цель: При обучении распознаванию частей суток, к концу реализации проекта:
- 100% детей соотносят название каждой из частей суток с картинкой;
- 100% воспитанников определяют промежуток времени по характерной для них деятельности и внешним признакам;
- 100% воспитанников раскладывают картинки с изображением временных промежутков в определенной последовательности, сменяемости частей суток в целом (одни сутки сменяют другие и наступает новый день)
Задачи:
1. Дать детям понятие «Части суток» для ознакомления с временными промежутками;
2. Включить в процесс обучения цветные модели для различения промежутков времени;
3. Изготовить и использовать цветовые знаки (квадраты голубого, желтого, серого и черного цветов, желтого круга) как модели для различения частей суток, и панно «Круг» для формирования понятия о непрерывности и последовательности времени;
4. Включить в режимные моменты Д. \И для пополнения детьми словарного запаса.
Сроки реализации. (1год)
Этапы реализации проекта.
-1.Подготовительный. - учение литературы по формированию у детей ориентировки во времени;изготовление дидактических игр, наглядного материала для распознавания частей суток; подбор стихов, рассказов о частях суток
2.Основной.
-проведение познавательных занятий о промежутках времени,проведение игр (дидактических, словесных, подвижных) на ориентировку во времени; наблюдения за сменой частей суток, используя режимные моменты
3. Заключительный.
- проведение диагностики уровня сформированности ориентировки детей во времени;анализ, обобщение и оценка полученных результатов;
- планирование работы на следующий год.
Содержание деятельности:
- Познавательное занятие «Что такое «сутки»?
- Занятие «Части суток».
- Наблюдения за сменой частей суток из окна группы и на прогулке.
- Чтение и заучивание стихов А. Барто «Слон», А. Блок «Сияет луна…» и др. (Дети имеют представление о том, что утро, день, вечер и ночь составляют сутки,знают, что в сутках 4 части, все они отличаются положением солнца и освещенностью земли и неба,запомнили наизусть стихи о временных промежутках).
- Дидактическая игра «Когда это бывает?»
- Подвижные игры «Совушка»,«День – ночь».
- Наблюдения за сменой частей суток в режимных моментах. - (Умеют соотносить деятельность детей и взрослых с понятиями день, вечер, ночь, утро,чаще употребляют в речи слова: утро, день, вечер, ночь).
- Познавательное занятие «Назови соседей»
- Дидактическая игра «Что дальше»
- Словесная игра «Путаница»
- Наблюдение за наступлением сумерек на прогулке. (Дети называют части суток с разных точек отсчета).
- Познавательное занятие «Все повторяется»
- Познавательное занятие «Волшебный круг – солнце»
- Дидактические игры: «Сложи круг», «Разрезные картинки»
- Наблюдение за восходом солнца из окна. (У детей появилось понятие о непрерывности и текучести времени).
Заключительная диагностика Анализ, обобщение и оценка полученных результатов.
Оценка сформированности ориентировки детей во времени
Параметры Критерии
Сформированность умения различать части суток Умеет распознавать части суток, называть соседей к названной части суток.
Знает порядок следования частей суток. (Дидактические игры: «Что наступило?», «Назови соседей», «Что дальше?»)
Соотнесение показа частей суток с деятельностью взрослых Умеет соотносить названия частей суток не только с собственным опытом, но и деятельностью взрослых. (Иллюстрации деятельности людей в разное время, словесные игры «Путаница», «Когда это бывает».
Использование стихов и песен о разных временных отрезках).
Умение пользоваться символами, в качестве носителя информации, для установления последовательности и продолжительности частей суток. (Умеет из 4-х частей составить круг, знает какая часть суток соответствует определенному цвету, где находится солнце в разное время. Д/и «Круг»,Цветовые знаки (квадраты голубого, желтого,серого и черного цветов, желтый круг)
Картинки для установления последовательности частей суток.
Риски:
- Недостаточно изучено и найдено педагогом литературы по проблеме ориентировки детей младшего дошкольного возраста во времени.
- Недостаточное знание индивидуальных особенностей детей в процессе формирования понятий о частях суток, что повлияет на подготовку детей к школьному обучению.
Список литературы:
1. Т. Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» М. 1982.
2. Т. Д. Рихтерман «Игры – путешествия в утро, день, вечер, ночь»
3. И. В. Ковалец «Формированиеу дошкольников представлений о времени. Части суток: Учебное пособие для детей»
4. Серия «Папка дошкольника» «Знакомство со временем для детей 3- 5 ти лет» г. Киров.