Елена Ксель
Проект по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию «Мой выбор — моё будущее»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта :
Познакомить детей с гражданскими правами и обязанностями, дать элементарные представления о предвыборной кампании и проведении выборов. Воспитывать гражданина и патриота своей страны.
Задачи проекта :
• Познакомить дошкольников с процедурой голосования в период проведения выборов.
Публикация «Проект по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию „Мой выбор — моё будущее“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
• Дать элементарные знания о правах человека.
• Расширить знания детей о государственной символике.
• Воспитывать гражданскую ответственность.
• Развивать у детей чувство собственного достоинства, осознание своих прав.
• Развивать нравственные нормы поведения и моральные качества ребенка.
• Активизировать и расширять словарный запас детей
Участники проекта : Дети подготовительной и старшей группы, педагоги ДОУ, родители.
Проект краткосрочный, познавательный, интегрированный.
Проект предусматривает три этапа реализации.
I этап
Чтение художественной литературы, пословиц, отгадывание загадок, раскрашивание флага.
Разучивание стихов, песен о Родине.
Конкурс рисунков на тему «Природа моей Родины».
Беседа «Мы живём в России»
Досуг «Росиночка - Россия».
Беседа «Мы живём в России»
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, пословиц, отгадывание загадок. Разучивание стихов, песен о Родине.
Цель: Дать понятия о государственных символах России – гербе, гимне, флаге. Объяснить детям значение слов «Родина», «народ». Активизировать словарь: «Отчизна», «государство», «держава».
Материал Символика России: флаг РФ, герб; глобус, портрет Президента РФ.
Досуг «Росиночка - Россия».
Цель: Воспитывать любовь, уважение к Родине. Закрепить знания о государственных символах России, воспитать чувство гордости, уважения к государственной символике. Познакомить детей с праздником День России. Развивать познавательные интересы, способность анализировать, читать и понимать символы, повышать интерес к творчеству.
Материал: Символика России: флаг РФ, герб; звукозапись гимна РФ.
II этап
Беседа «С Конституцией дружить – значит по закону жить».
Тематический досуг «Теперь я - гражданин России!».
Беседа «С Конституцией дружить – значит по закону жить».
Предварительная работа: Целевая прогулка к избирательному участку.
Цель: Развивать у детей представления об основах права и правовой культуры. Способствовать формированию основ знаний дошкольников о Конституции, как главном законе России, способствовать формированию уважительного и ответственного отношения к законам нашего государства. Активизировать словарь: гражданин России, свидетельство о рождении, паспорт гражданина РФ, президент, выбор, голосование.
Материал: Конституция РФ, свидетельство о рождении, паспорт
Тематический досуг «Теперь я - гражданин России!».
Цель: познакомить детей с процедурой получения паспорта в нашем городе. Формирование чувства причастности к событиям, которые происходят в мире, государстве, городе. Активизировать словарь: паспорт, свидетельство о рождении.
Материалы: паспорт РФ, заграничный паспорт, Конституция РФ, памятка ТИК, магнит с надписью "Мы - граждане России", брелок с изображением маршала Жукова Г. К. и Парада Победы, свидетельство о рождении.
Ход досуга:
Ведущий: Сегодня, ребята, мы с вами узнаем, что является обязательным для любого гражданина России, как это получают, в каком возрасте и т. д. А расскажут нам об этом подростки, учащиеся лицея, которым нынче исполнилось 14 лет. Это Влад и Ирина.
Ирина: Мы ещё недавно схожи были с вами,
Мало мы умели что-то делать сами.
В детский садик тоже мамы нас водили,
В тихий час мы тоже спать - ох! - не любили.
Но на манной каше быстро подросли,
И в 7 лет мы в школу в первый класс пошли.
Семь лет в школе снова быстро пролетают,
Важное событие в жизни наступает.
Нам настало время паспорт получать.
Что это такое - вы хотите знать?
(Влад показывает паспорт, держит его в руках и рассказывает) :
Паспорт - это главный документ, который удостоверяет личность (от слов «лицо») гражданина Российской Федерации или России. В паспорте имеется фотография в 14-летнем возрасте, дата рождения, указывается место, где человек родился, и адрес, по которому живёт сейчас. В наших паспортах ещё мало сведений о нас, а вот в паспортах наших и ваших пап и мам сведений больше. Там есть отметка о свадьбе, о рождении детей, об отношении к военной службе, то есть если будет война, то гражданин будет призван на защиту своей Родины или нет по каким-то причинам. А если гражданин выезжал за пределы России, то есть за границу, то в паспорте обязательно делается отметка и об этом. Российский паспорт действителен только на территории России. А чтобы можно было поехать за границы Родины, то гражданин получает заграничный паспорт. Вот вам для сравнения оба документа. Посмотрите и сравните, найдите общие и отличительные черты. Вы, ребята, можете попросить своих мам и пап показать их паспорта и внимательно всё рассмотреть.
Воспитатель : А сейчас Ирина и Влад поделятся с нами впечатлениями от события, важного события в их жизни, которое и всех вас ожидает в будущем.
Влад: 15 мая этого года в администрации нашего города нам были вручены паспорта граждан Российской Федерации. С этим событием нас поздравили люди, которые представляют власть в нашем городе, ученики начальной школы, приглашенный седой ветеран Великой Отечественной войны, юбилей Победы в которой, 70 лет, страна отмечала всего лишь 6 дней назад.
Всё это было торжественно, значительно, памятно. Вместе с поздравлениями нам желали хорошо себя вести в обществе, жить по законам нашего государства и никогда их не нарушать.
Ирина: Вместе с паспортом нам вручили Конституцию Российской Федерации (показывает). Это основной закон нашего государства, в котором собраны все законы и кодексы. У вас в детском саду тоже есть свои законы и правила, например, режим дня, который вы все должны соблюдать. А Конституция определяет правила поведения всех граждан нашей огромной страны. И вручили нам её неслучайно. Дело в том, что вместе с получением паспорта, который свидетельствует, что мы стали гражданами России, мы получили права, обязанности и ответственность за свои поступки. Ведь до 14 лет наши интересы и права представляют и защищают родители, папы и мамы, у кого-то дедушки и бабушки. А когда нам исполнилось 14 лет и мы получили паспорт, то получили, например, право работать : мыть автомашины или разносить газеты и рекламные листочки. Получили обязанность - иметь паспорт. (Показать снова, напомнить). Получили ответственность, например, за нарушение трудовой дисциплины. Все эти положения и содержит основной закон нашего государства - Конституция Российской Федерации.
Владик: (Показывает брелок с Жуковым Г. К.) Ещё одним памятным подарком стала вот эта вещь - брелок для ключей. На нём изображен маршал Победы - Георгий Константинович Жуков, благодаря чьему гениальному полководческому дару была одержана победа в ВОВ. А на обороте - солдаты Победы, бросающие фашистские знамёна к стенам Кремля. И это правильно : без простого солдата не может быть Победы, как бы ни гениален был полководец. И мы всегда должны помнить и чтить подвиг наших предков. Читает стих:
В 70-й юбилей Победы
Сказать хотелось фразу лишь одну:
Поклон вам низкий, прадеды и деды
За то, что одолели вы войну.
Влад: (показывает) Магнит с надписью "Мы - граждане России" напоминает нам о том, что мы живём на Уральской земле в Свердловской области, которая является частью большой страны. Мы должны всегда помнить о звании гражданина, гордиться этим званием и соблюдать законы нашего государства.
Ирина: (показывает) Артёмовская районная территориальная комиссия вручила нам памятку о том, что одним из важнейших прав гражданина России является право избирать нашу власть, то есть таких людей, которые руководят нашим городом и нашим государством. Если мы выберем хороших людей, то они будут много работать для того, чтобы нам жилось ещё лучше. Если мы сделаем ошибку, и эти люди окажутся не очень хорошими, то это скажется на нашей жизни в нашем городе. Право (избирать и быть избранным) появляется у человека, когда он становится совершеннолетними. Ведь все другие права, такие как право учиться, лечиться и отдыхать, есть и у вас, самых маленьких граждан нашей страны. Но только через 4 года, когда нам исполнится по 18 лет и мы станем уже совершеннолетними, мы в первый раз сможем пойти на выборы нашей власти.
Влад: В 18 лет мы впервые в жизни совершим поступок, который будет определять наше будущее и будущее наших близких. Мы помним, что наше участие в выборах - это доказательство того, что мы уже стали совсем взрослыми, настоящими гражданами государства Россия, и нам очень интересно участвовать в делах нашей страны.
Воспитатель : Спасибо, ребята! Ну что, старшая и подготовительная группа, много нового узнали сегодня от наших гостей-лицеистов? Сейчас мы это проверим. Проведём небольшую викторину и узнаем, насколько внимательны вы были. Итак, вопросы викторины:
1. Как называется документ, который получают папа и мама на только что родившегося маленького человечка? - Свидетельство о рождении.
2. Как называется документ, который выдаётся человеку после того, как он повзрослел? - Паспорт.
3. Сколько должно быть лет ребёнку, чтобы ему выдали паспорт? - 14 лет.
4. Во сколько лет человек начинает признаваться совершеннолетним? - В 18 лет.
5. Как называется основной закон нашего государства? - Конституция Российской Федерации.
6. По российскому паспорту можем мы поехать за границу? - Нет.
7. Почему и какой паспорт нужен за границей? - Потому что российский паспорт только для России и нужен заграничный.
8. Иметь паспорт - это право гражданина или его обязанность? - Обязанность.
9. Какое главное право гражданин получает, когда ему исполнится 18 лет? - Право избирать и быть избранным.
Воспитатель : Молодцы, ребята! Давайте скажем "спасибо!" нашим гостям и попрощаемся с ними до новых встреч!
III этап
1 часть
Тематический досуг «Предвыборная кампания кандидатов в президенты».
Цель: познакомить детей в игровой форме с процедурой проведения предвыборной кампании и непосредственно выборами. Пробудить интерес к явлению общественной жизни. Показать роль взрослых в делах своей страны.
Материалы: рекламные плакаты, атрибуты принадлежности к партии, аналог избирательной урны и бюллетеней.
Ход досуга:
Для проведения инсценированных детских выборов президента детского сада в подготовительной группе были созданы две партии, которые выдвигали своих кандидатов. Одну из них с названием "Зелёные солдатики" возглавил Егор Трушков, другую с названием "Сказочные эльфы" - Вика Доможирова. Совместно с родителями были разработаны программы партий, требования и эмблемы. Содержания программ были озвучены предварительно в старшей группе.
Так, например, Вика обещала, если её изберут президентом, то:
а) в садике не будут кормить перловой и ячневой кашей;
б) разрешат детям приходить в детский сад с детскими татуировками;
в) будут показывать мультфильмы со сказками об эльфах и феях;
г) разрешат приходить в гости в другие группы.
Требования будущего президента были следующими:
1. Давать детям больше возможностей для самовыражения.
2. Дать детям право голоса для установления внутригрупповых правил.
Предвыборные обещания Егора содержали:
а) желание защищать природу в детском садике;
б) разрешение носить игрушечное оружие;
в) требование приобрести танк;
г) узаконить отмену "тихого часа".
В это время родители занимались изготовлением эмблем для каждой партии, нарезали ленты: "Эльфам" - розовые, "Солдатикам" – зелёные. Рисовали плакаты, клеили "избирательную урну" и нарезали "бюллетени" - листочки соответствующих цветов.
Рисовали плакаты, клеили "избирательную урну" и нарезали "бюллетени" - листочки соответствующих цветов. Родители с воодушевлением и интересом отнеслись к подготовке выборов президента детского сада. Для них стало открытием, что с детьми можно говорить на такие серьёзные темы, как избирательная кампания, выборы, интересы государства. Многие родители обсуждали с детьми дома проводившееся в детском саду мероприятие и были удивлены познаниями детей.
Когда всё было подготовлено, кандидаты вместе с группами поддержки пришли в старшую группу с рекламной кампанией.
Первой взяла слово партия «Зелёные солдатики».
Ведущий: Я представляю кандидата в президенты детского сада.
Смелого, честного, боевого мальчика Егора Трушкова.
Когда он вырастет, то непременно станет отважным, храбрым военным,
А пока ещё Егор в детском садике, он командир партии "Зелёные солдатики".
Что это за партия, интересно, ребята? Об этом вы узнаете из программы кандидата!
Егор:
Я выступаю за то, что должны
Природу беречь мы Земли и страны.
Гнёзда у птиц разорить не дадим,
Дождевого червя от ноги защитим,
Ветке надломленной помощь окажем -
Зелёной повязкой её перевяжем.
Все насекомые - наши друзья
И обижать никому их нельзя!
Ведущий: Группа поддержки Егора Трушкова тоже сказать хочет веское слово!
1-й ребенок:
Приложит Егор много усилий,
Чтоб автоматы в саду разрешили
Раз защищать природу нам нужно
То лучше делать это с оружием.
2-й ребё нок:
Чтоб приобрести военную сноровку,
Надо ввести строевую подготовку.
А чтобы участок осматривать чаще,
Нужен нам танк самый настоящий!
3-й ребё нок:
И ещё есть один пункт очень важный,
Важнее, чем танк, может, он даже:
Когда станет Егор президентом у нас,
То своим Указом отменит "тихий час".
4-й ребё нок:
Если вам программа понравилась, ребята,
Отдайте свой голос - за нашего кандидата.
А кто хочет охранять природу в детском садике,
Вступайте в партию "Зелёные солдатики"!
Ведущий: Ребята, вам понятно, чем хочет заниматься Егор и его партия? Если у кого-то есть вопросы, мы постараемся на них ответить.
( Ответы детей: беречь и охранять природу, а вопрос был: кроме автоматов, можно ещё и пистолеты разрешить).
Рекламная кампания Вики и партии «Сказочные эльфы».
Ведущий:
Я представляю кандидата
В президенты детского сада
Вику Доможирову - умницу, красавицу.
Надеюсь, ребята, Вика вам понравится.
Вика командир такой, какой надо:
Ничто не ускользнёт от её цепкого взгляда.
«Сказочные эльфы» у партии название.
Готовы слушать программы содержание?
Вика сейчас сама всё расскажет,
А группа поддержки ещё и покажет!
Вика:
Если только я буду ваш президент,
Про перловую кашу забудете в момент,
И ячневую кашу тоже отменю,
Зато конфеты будут по 5 раз на дню!
Ещё один закон буду я вводить :
С детскими татушками могут все приходить.
И никто не будет ругать за них нас.
Голосуйте за меня, ведь я - суперкласс!
Ведущий: Партия тоже хочет Вику поддержать и веское слово своё здесь сказать!
1-й ребё нок:
Хочет наша Вика узаконить впредь
Мультики о феях каждый день смотреть,
Чтоб об эльфах, феях все могли узнать,
А после в нашу партию пришли бы вступать!
2-й ребё нок:
Также наша Вика выступает за то,
Чтоб без дружбы и общения не остался никто,
Чтоб не только в группе мы могли дружить,
Но и в гости группами друг к другу ходить!
3-й ребё нок:
А ещё такого добиться Вика хочет,
Чтобы у ребят было больше полномочий,
Чтобы правила свои могли установить,
К примеру, бегать в группе и громко говорить!
4-й ребё нок:
Если вам понравилась программа, ребята,
Голосуйте на выборах за нашего кандидата,
Или вступайте в нашу партию скорее,
Если вам нравятся эльфы и феи!
Ведущий: Как вам такая предвыборная программа, ребята, понравилась, всем всё понятно. Может быть, у кого-то появились вопросы. Мы охотно ответим на них.
Один из мальчиков был просто возмущён и возразил, что нельзя кашу отменить, так как она очень полезная. Было решено внести изменение в программу и кашу оставить.
Ведущий: Итак, ребята, мы познакомились с кандидатами в президенты нашего детского сада, с программой каждого из них. И теперь вам предстоит выбрать того, кого считаете лучшим. Выборы президента пройдут завтра, у вас ещё есть время подумать до завтрашнего дня. До встречи на избирательном участке!
2 часть (итоговая)
«Наш выбор»
1. Голосование
Те, кто выбрал Егора, брали и опускали в "урну" зелёные листочки, те, кто захотел избрать Вику, брали и опускали бюллетени розового цвета.
2. Подсчёт голосов счётной комиссией.
3. Результат был подсчитан сразу, и большинством голосов президентом детского сада была избрана Вика Доможирова.
Заключение.
Подготовка и реализация проекта явилась интересным опытом и для педагогов, детей и родителей. Дети проявили творческие способности, исполняя роли избирателей, как взрослые граждане нашей страны.
По итогам участия в проекте дети имеют представления об основах права и правовой культуры. Получили основы знаний о Конституции, как главном законе России, познакомились с процедурой проведения предвыборной кампании и непосредственно выборами. У детей пробудился интерес к явлениям общественной жизни, они больше узнали о роли взрослых в делах своей страны. Дети стали проявляют интерес к стране, в которой живут.
Список литературы
1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2012. – 104 с.
2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». Под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр., и доп. – М. : «Мозаика-Синтез», 2006. – 400 с.
3. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 6. Июнь / 2012. Паранина Т. В. Урок России. Стр. 69.
4. Шорыгина Т. А., «Наша Родина Россия».М. : ТЦ Сфера, 2013.
Интернет - ресурсы
1. https://www.detskiysad.ru
2. https://www.moi-detsad.ru