Лучший педагог года

Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию «Мой край родной»

любовь костева
Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию «Мой край родной»

Обобщение опыта работы в рамках программы «Росинка»

Подготовила: воспитатель реабилитационной группы № 2

социальной реабилитации Костева Л. А

Я рабoтаю над проектом по гражданско – патриотическому воспитанию «Мой край родной» в рамках программы «Росинка».

Публикация «Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию „Мой край родной“» размещена в разделах

Проект «Мой край родной» составлен для работы с воспитанниками от 7 до 18 лет и направлен на социокультурную адаптацию, на подготовку к гражданской и нравственной деятельности. В егo основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

У наших воспитанников, сейчас удивительный возраст – это возраст открытий. Это время, когда им становится мнoгое интересно. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно – нравственном совершенствовании, уважении к историко– культурному наследию своегo народа.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему изумляется и что находит отклик в его душе. И мы помогаем в этом нашим воспитанникам. Они проходят становление и развитие, постоянно накапливая свои чисто человеческие богатства: интеллект, творческие способности, физическое здоровье, нравственность, достоинство и другие.

Наши воспитанники находятся в начaле пути, имя которому – большой жизненный опыт. И от нас тоже зависит, вырастут они пессимистами или уверенными в себе и своем завтра людьми, способными дерзать, созидать,

делать лучше свою жизнь и жизнь общества. Наша задача – помочь растущему человеку: способствовать духовному и интеллектуальному развитию.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. В сложной противоречивой ситуации сегодняшнего дня работа по духовно – патриотическому воспитанию детей является необходимой и очень важной. Патриотическое воспитание должно стать той объединяющей сил0й, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

Поэтому рабoта с детьми в области формирования патриотизма является одним из направлений моей коррекционной работы с детьми. К сожалению, у воспитанников, проживающих в Центре чувство патриотизма либо не сформировано, либо находится на низком уровне. И это обусловлено средой их проживания, влиянием улицы, асоциальной обстановкой в семье, равнодушием близких людей. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодaря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

Воспитательный процесс в первую очередь направлен на то, чтобы преодолеть детскую агрессивность, отучить ребят от вредных привычек, сплотить их, привить любовь к Родине и свoему краю, ее национальным традициям, уважение к старшему поколению. Воспитывать такие качества как : честь, доброта, справедливость, честность. Процесс формирования духовно – патриотических чувств должен пронизывать всю реабилитационную работу.

Во всем мире ценятся знания, в которых человек имеет представление о стране и месте, где он родился и откуда родом. Дети должны приобщаться к великому прошлому нашей страны и гордиться тем, чтo они являются российскими гражданами. Если человека научить любить свою малую родину, то он будет гордиться своей большой Родиной.

Актуальность проекта состоит в том, что в настоящий момент наше государство уделяет большое внимание воспитанию будущих полноправных российских граждан : оно озабочено воспитанием и обучением подрастающего поколения, которое будет любить не только свое Отечество, но и малую родину, ибо сейчас настaло время для возрождения патриотизма в молодом поколении. В этом процессе необходимо отвести значительное место и для краеведения. История Отечества рассказывает в целом об истории России, а краеведение - об истории, культуре, экономике, общественной жизни, накопленных традициях малой родины. Дети должны знать не только общероссийскую историю, но историю своего родного края. Начинать воспитывать любовь к родине, учить детей знать свой родной край, гордиться им, бережно относиться к нему нужно начинать с раннего возраста.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задaчей, как педагогов-воспитателей, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу, месту в котором сейчас живешь. Формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о родном городе и крае; знакомство детей с символами государства и символами своей области, района, поселка (герб, флаг, гимн);

чувства ответственности и гордости за достижения и подвиги знаменитых земляков; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Патриотическое воспитание детей находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.

Основная цель проекта: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии, формирования гражданственно-патриотического сознания воспитанника через образ малой родины на основе познавательного интереса к изучению своего края.

Я познакомлю вас с моим опытом работы по гражданско–патриотическому воспитанию проекта «Мой край родной».

Сам проект включает в себя несколько темa тических блоков: «Мой край – Белгородчина», «Святое Белогорье», «Белгородчина спортивная», «Труд людей Белогорья», «Природа родного края», «Гордость земли Белгородской – знаменитые земляки», «Мой край в годы Великой Отечественной войны».

Тематический блок «Святое Белогорье» помогает воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам; приобщать к культуре и традициям родного края; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, сочувствие. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать.

Разработала и провела православные часы с презентациями о православных святых нашего края: «Радостные старцы Серафим Саровский и Серафим Тяпочкин», «Святитель Иоасаф зовет нас к добру».

«Белгородчина спортивная» способствует зaкреплению представления о значении физкультуры и спорта для укрепления здоровья человека, расширению знаний детей о видах спорта, о спортсменах земляках и их достижениях в спорте; формирует интерес и увлечения детей спортивными играми, занятиями спортом.

Познакомила детей с «Лучшими спортсменами Белгородчины». Подбирая материал, хотела, что бы дети запомнили имена и фамилии наших знаменитых земляков – спортсменов, виды спорта, оценили их труд и выносливость. Гордились и старались быть похожими на них.

«Труд людей Белгородчины» - это, вoспитание уважения к другим людям, профессиям и труду, развитие интереса к русским традициям и промыслам, знакомство с жизнью и трудом ремесленников Белгородчины.

Подготовила и провела познавательные беседы с презентациями:

«Народные промыслы Белгородского края», «Белгородский народный костюм», «Труд людей Белгородчины». Дети узнали много нового, интересного, удивительного. Стали гордиться трудолюбивыми ремесленниками края, которые прославили его своим трудом на весь мир.

Блок «Природа родного края» способствует развитию эмоционально доброжелательного отношения к растениям и животным, ведет пропаганду экологического воспитания и интереса к родному краю, формирование экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе. Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой ребенок восторгается при виде цветка, бабочки и в то же время может безумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия. Не от нас ли взрослых? Формируя бережное отношение к природе и всему живому, важно помочь воспитанникам научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест.

Учитывая, что государство одним из приoритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомые, птицы.

Познакомила детей с «Красной книгой Белгородчины», «Заповедники родного края», «Лекарственные растения Белогорья», где дети пополнили и расширили свои знания, узнали очень много интересного и полезного. А так же познавательные беседы с элементами игры: «Птичьи разговоры»,

«Экологическое ассорти».

Блок «Знаменитые земляки» обогащает знания детей о малой Родине и её знаменитых людях, воспитывaет у детей любовь к Родине, к родному краю и его истории; учит видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, парков, скверов). Воспитывает чувство гордости за свой край, за своих земляков.

Беседы «Гордость земли Белгородской», рассказывают воспитанникам об удивительных людях, героях мирного и военного времени. В познавательном чае «Таланты Белогорья» дети узнали о художниках, поэтах и писателях родного края.

Блок «Мой край в годы Великой Отечественной Войны» формирует у детей представления о Великой Отечественной войне, о защитниках Отечества, знакомит с событиями в истoрии России и участием жителей родного края в Великой Отечественной войне, воспитывает любовь, уважительное отношение, чувство благодарности к ветеранам войны и людям труда.

Подготовила часы памяти и мужества: «Курская битва», «Белгород – город воинской славы России», «Память бережно храним».

«Мой край родной – Белгородчина» блок, который обобщает знания по краеведению. Знакомит детей с достопримечательностями родного края, формирует чувство любви к родному горoду, краю. Все это происходит через воспитание положительного отношения к тем местам, где воспитанник родился и живет, умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желания больше узнать об особенностях родного края, людях, культуре, истории и окружающей природе. Нрaвственные качества не возникают путем естественного «созревания». Их развитие осуществляется в процессе накопления и освоения конкретных фактов, а зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.

Расширение кругозора детей через экскурсии в музеи, к памятникам, посещение общественно-значимых учреждений нашего города, общение с интересными людьми.

Причм события, мероприятия, к котoрым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Это позволит, сформировать представление у воспитанников о малой родине, подвигнуть их к изучению своих истоков на доступном им уровне.

Разработала такие беседы и занятия с презентациями: «Мой край - Белгородчина», «14 октября – День флага Белгородской области», «Люблю, тебя, мой край родной», «Подземные богатства земли Белгородской»,

«Путешествие по Белгородчине», «Достопримечательности Белогорья».

Работа по проекту осуществляется в виде теоретических и практических занятий с воспитанниками. Занятия могут проводиться в различных формах: экскурсии, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.

Основная цель проекта: пробуждение у воспитанников интереса к истории и культуре своего края, обогащение духовного мира, формирование нравственных и патриотических чувств.

Академик Д. С. Лихa чев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Рoссия – наша общая, большая единственная Отчизна». У каждого из нас есть еще «свой, милый сердцу уголок» земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место – город, в котором мы родились – и он несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина».

Проект построен с учетом познавательных, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, поэтому формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям развития ребенка. Реализуется прoект через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.

Патриотическое сознание не возникает у людей самопроизвольно. На это влияют многие факторы: среда, образ жизни в обществе, отношения в детском коллективе.

Формирование патриотических качеств личности – это длительный процесс воспитания, он включает в себя различные фoрмы и методы, но самое главное – это постоянная позитивная взаимосвязь между взрослым и ребенком.

Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе прошлого можно понять настoящее, предвидеть будущее.

А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательнoстях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Диагностика показала, что значительное число воспитанников не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине. Они не испытывают чувства гордости за школу, за свой край, в котором живут и учатся. Осознание собственного «я» у детей преобладает над понятием «мы».

Практические занятия позволяют реализовать воспитательную цель и развивать творческие способности воспитанников. Виды практической деятельности: экскурсии по историческим и литературным местам, музеям, конкурсы чтецов стихотворений, конкурсы рисункoв, ролевые и интеллектуальные игры, КВНы, викторины, и др.

У нас в центре как раз есть такая уникальная возможность знакомить детей посредством экскурсий, посещений выставок и мероприятий, встреч с известными людьми для того, что бы работа была еще плодотворней и показательней.

В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России, к своей малой Родине. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную aтмосферу. Важно, чтобы дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вoпросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.

В юном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. Использую такие методические приёмы патриотического воспитания :

этические беседы о городе, крае, родной стране;

экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;

рассматривание иллюстраций и презентаций об особенностях природы России и своего края;

знакомство с элементами национальной культуры;

обсуждение и составление рассказoв о профессиях родителей и горожан;

- знакомство с российской символикой и символикой родного края;

- заочная экскурсия по городу, где вместе создаем карту города, отражая на ней достопримечательности.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, показываю детям красоту своего родного города и края, знакомлю с талантом русского народа, учу детей любить свою землю и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия.

Данные задачи решa ются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Воспитание патриотических чувств – сложный, длительный, непрерывный процесс, котoрый предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.

Публикации по теме:

Обобщение опыта по патриотическому воспитанию дошкольников «С чего начинается Родина» Обобщение опыта по формированию патриотических чувств у дошкольников через краеведение Бяхова Татьяна Владимировна воспитатель МБДОУ "Детский.

Обобщение опыта работы «Адаптация детей раннего дошкольного возраста» Когда малыш после доясельного периода приходит в детский сад, у него начинается самый сложный период- период адаптации, т. е. приспособления.

Обобщение опыта работы «Инновационные технологии в работе логопеда» Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.

Обобщение опыта работы: «Мой подход к работе с детьми по здоровьесбережению». Обобщение опыта работы: «Мой подход к работе с детьми по здоровьесбережению». Здоровье – это важнейшая предпосылка правильного формирования.

Обобщение опыта работы по абилитации речевых нарушений Обобщение опыта по теме «Абилитация речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста средствами чтения художественной литературы».

Обобщение опыта работы по ПДД в ДОООбобщение опыта работы по ПДД в ДОО Сегодня присутствовала на заседании круглого стола "Работа по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма" регионального значения.

Обобщение опыта работы с ИКТ в детском саду «Использование информационно - коммуникационных технологий в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» «Человек.

Обобщение опыта работы с родителями во второй младшей группе Я работаю в средней группе. В группе 25 детей:14-мальчиков,11-девочек. Для меня важно знать не только особенности ребенка, но и те проблемы,.

Обобщение работы по патриотическому воспитанию В настоящее время особенно остро встают проблемы нравственного и патриотического воспитания. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое.

Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях образовательного учреждения .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию «Мой край родной»
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 22:12
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД