Папки-передвижки

Проект по гражданско патриотическому воспитанию старших дошкольников

Надежда Кузнецова
Проект по гражданско патриотическому воспитанию старших дошкольников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 13 «РОДНИЧОК»

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на основе познания социального мира

Авторы – составители:

Н. И. Кузнецова

С. Н. Андрощук

пгт. Высокий, 2016

СОДЕРЖАНИЕ:

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Паспорт проекта 3-4

1.2 Пояснительная записка 4-5

1.3 Цели и задачи проекта 5-6

Публикация «Проект по гражданско патриотическому воспитанию старших дошкольников» размещена в разделах

1.4 Принципы и формы работы проекта 6

1.5. Тематический блок 6-7

1.6. Предполагаемый результаты 7

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Календарно – тематический план 8-10

2.2. Работа с родителями 10-13

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Развивающая предметно-пространственная среда как условие гражданско - патриотического воспитания дошкольников 14-15

3.2 Список литературы 15

Приложение

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОЕКТА

1.1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Содержание Пояснение

Название проекта «Юный патриот»

Тип проекта Гражданско-патриотический

По содержанию Ребёнок и окружающий мир

Вид проекта Внутри - групповой

участники Дети, педагоги, родители

период Долгосрочный - с 08февраля по31 мая

Основания для разработки проекта Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В связи с этим проблема гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Цель Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны

Задачи Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;

Формирование чувства уважения к другим народам, их традициям;

Формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к своему дому, своим близким, детскому саду.

Предполагаемый результат Создана предметно-развивающая среда.

Составлены конспекты НОД, праздников, вечеров, развлечений

Гражданско-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит, сформирует чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду.

1.2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце, с детским садом, школой, в которых он вырос.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует духовно-нравственному развитию личности и патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Актуальность. Проблема патриотического воспитания в последнее время приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Новизна. «Гражданско-патриотическое воспитание детей через приобщение к истории родного края» содержит теоретические и практические материалы, помогающие организовать работу по воспитанию чувства патриотизма у детей.

1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель:

• Формирование гражданско - патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны.

Задачи:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

• Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• Развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;

• Формирование чувства уважения к другим народам, их традициям;

• Формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

1.4. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПРОЕКТА

Принципы работы:

1. Принцип энциклопедичности - отбор содержания знаний из разных областей действительности (социальный мир, природа, культура).

2. Принцип систематизации знаний и последовательного проведения работы с детьми.

3. Принцип индивидуальности - учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.

4. Принцип активности и сознательности всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых и эффективных форм и методов работы с детьми по данной проблеме.

5. Принцип комплексности и интегрированности - взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

6. Принцип целевой направленности - организация деятельности направленной на результат.

Формы работы:

1. Экскурсии.

2. Целевые прогулки.

3. Беседы и НОД по тематике.

4. Совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей.

5. Дидактические, подвижные и хороводные игры.

6. Сюжетно-ролевые игры.

7. Чтение художественной литературы

8. Рассматривание иллюстраций, картин

1.5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья» включает в себя: расширение представлений детей о своей семье, родословной; расширение представлений о дошкольном учреждении; знакомство с ближайшим окружением, социальными объектами расположенных рядом с детским садом; формирование представлений о профессиях взрослых; обогащение представлений о себе и своих сверстниках.

«Моя страна – Россия» включает в себя: расширение элементарных представлений о своей стране России, ее столице – город Москва; приобщение к истокам русской народной культуры, ее традициям и обычаям; знакомство с государственной символикой: флаг, герб, гимн; раскрытие перед детьми ценности окружающего мира.

«Наши праздники и традиции» включает в себя: расширение элементарных представлений о праздниках и традициях родного города, своей группы, формирование знаний о государственных праздниках своей страны.

1.6. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Гражданско-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит, сформирует чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду.

Умение выражать собственное мнение, анализировать происходящее, оказывать помощь.

Приобретение детьми старшего дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Этапы Содержание Цель

Социально – коммуникативное развитие НОД «День Защитника Отечества»

Беседа «Охрана границы» (стр. 122 Алешина)

Расширять и закреплять знание детей о традициях и истории русского воинства; воспитывать патриотические чувства, эмоционально положительное отношение к воинам – защитникам, желание подражать им, быть такими же смелыми, отважными, сильными и благородными.

НОД «Женщина - труженица»

Беседа «Мамин праздник», «Профессия моей мамы» Формировать представление детей о профессиях женщин, о профессии мам; развивать умение определять эмоциональное состояние людей (мам, бабушек, сестренок, оказывать посильную помощь и проявлять заботу о женщинах; воспитывать уважение к труду женщин.

Развлечение «Здравствуй, Масленица»

Познакомить с традиционным русским народным праздником – масленица; учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать любовь к традиционному праздникам; развивать понимание названия праздника.

Развлечение «Вороний день» Познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси, воспитывать чувство уважения к традиционным национальным праздникам.

Развитие и воздействие на чувства, эмоции детей, побуждение их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов.

Воспитывать уважение, развивать интерес к национальным традициям

НОД «Этот загадочный космос»

Беседа «Зачем летают в космос» Познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширить представление детей о профессии космонавта; воспитывать уважение к этой профессии; развивать воображение, фантазию.

Рассказ воспитателя о Великой Отечественной войне

НОД «Сталинград военный»

Экскурсия детей к памятнику павшим солдатам Познакомить с традициями празднования Дня Победы.

Рассказать о значении этого праздника для нашей страны, воспитывать внимательное и заботливое отношение к ветеранам.

Формировать нравственные и патриотические чувства; приобщать к традиционным российским ценностям; воспитывать внимательное и заботливое отношение к пожилым людям, ветеранам

Чтение художественной литературы Чтение рассказа А. Ляпидевского «Челюскинцы» (стр. 205 Волчкова) Закрепить знание детей о том, кто такие защитники Отечества; воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, Армию.

Чтение стихотворения М. Агашина «Мать» (стр. 143 Горбатенко) Учить детей выразительно рассказывать стихотворение о маме. Воспитывать любовь к близкому человеку – маме.

Заучивание заклички «Душа ль ты, моя Масленица» (стр. 53 Волчкова) Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать любовь к традиционному праздникам;

Художественное творчество Рисование «Я с папой»

Учить рисовать парный портрет в профиль, стараясь передать особенности внешнего вида себя и папы.

Рисование «Мы с мамой улыбаемся» Учить рисовать женский портрет по представлению или с опорой на фотографию, передавая особенности внешнего вида.

Рисование «Чудо писанки» Познакомить детей с искусством миниатюры на яйце.

Лепка «На, чем я полететь хочу»

Учить передавать форму основной части изделия и дополнительных частей, их пропорций.

Рисование

«Праздничный салют» Обогатить знания детей о Великом и светлом празднике - Дне Победы; учить рисовать салют.

Игровая деятельность Сюжетно – ролевые игры: «Скорая помощь», «Космонавты», «Семья», «Праздник 8 марта в семье», «Полет в космос», «Путешествие на Север», «Проектное бюро. Архитектор»

Подвижные игры: «Самолеты», «Чье звено скорее соберется», «Летчики на аэродроме», «Через болото»

Дидактические игры:

«Четвертый лишний», «Дострой дом», «Профессия военный», «Какие предметы космонавт в полет возьмет» и др. Учить детей придумывать сюжет игры, формировать ролевое взаимодействие во время игры; учить распределять роли в игре; развивать воображение, двигательную активность, память, мышление; воспитывать дружеские взаимоотношение во время игры.

Учить детей классифицировать предметы и закрепить знание об обобщающих понятиях.

2.2. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Наш детский сад в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования детской личности. Родители активные участники: помогали в оформлении фотовыставок о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков, поделок, принимали участие

Мы использовали следующие формы работы с родителями:

Февраль

№ Активные формы работы Цель

1. КВН «Что мы знаем о России» две команды родителей и детей. Продолжать привлекать родителей к совместной деятельности с детьми, получить положительные эмоции от совместной игры, пополнить знания о России.

2. "Война в истории моей семьи". «Никто не забыт….» четвертая страничка из книги «Про меня» "Семейные реликвии". Привлечь родителей и детей к оформлению выставки - поздравления ко Дню защитника Отечества. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество

3. Помощь в создании фотовыставки из репродукций «О Москве» Формировать у детей и родителей заинтересованность и желание в совместной деятельности.

4. Празднуем вместе.

«Масленица» Получить положительные эмоции, удовлетворение от совместного участия в развлечении, воспитывать сплочение, коммуникабельность

Март

№ Активные формы работы Цель

1. Фотомонтаж «Мама труженица» подготовка к празднованию 8 марта. Привлечь пап и детей к оформлению выставки - поздравления к 8 марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество. Уточнить представления детей о членах семьи и родственных связях;

2. «У войны не женское лицо» из цикла отдыхаем всей семьей. Совместное рассматривание иллюстраций, книг, фотографий, телепередач по тематике

Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном отдыхе, положительные эмоции, чувство коллективности. Познакомить детей с историей страны. Воспитывать патриотические качества, гордость за прошлое России.

3. Родной природы малый уголок. Страничка выходного дня. Стихи о природе, о малой родине. - Сочиняем сами. (Словотворчество) Создать условия для общения детей с родителями, объединить их общим делом. Содействовать семейному духовно-нравственному воспитанию

4. Фотовыставка наши прабабушки, страничка «Расскажи мне обо мне» восьмая страничка альбома «Про меня» Активизировать духовное и культурное сознание родителей. Развивать речь, пополнять словарь, развивать умение рассказывать о своих любимых книгах.

Апрель

№ Активные формы работы Задачи.

1. Страничка шестая альбома «Про меня» «Почему меня так назвали?» Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми, Развивать творческие способности, воображение.

2. Семейное древо - страничка семейного альбома. «Про меня» Формирование у родителей и детей коммуникабельности, сплочения, получение положительных эмоций, воспитание желания активно участвовать в совместной деятельности. Воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов.

3. Создание герба, флага и гимна семьи - конкурс. Зарисовки в альбом «Про меня». Привлечь родителей к воспитанию детей, Получить положительные эмоции, удовлетворение от совместного участия в творческой деятельности. Воспитывать сплочение, коммуникабельность.

Май

№ Активные формы работы Задачи.

1. Рисование «Моя бабушка - папина мама» (рисуем в парах) конкурс на празднике семьи. Уточнить представления детей о членах семьи и родственных связях; воспитывать уважение к старшему поколению.

2. Выставка семейного рисунка

Рисуют родители тема: «Каким я вижу своего ребенка через 15-20 лет». Сплотить на совместном развлечении коллектив группы! Получить положительные эмоции от встречи.

3. Выставка альбомов «Про меня» презентация, подведение итогов. Привлекать к отдыху на природе, учить подбирать удачные места игр с детьми. Воспитывать дружеские отношения между детьми и родителям, воспитателями.

Рекомендации для родителей:

• обращайте внимание ребенка на красоту родного город;

• употребляйте как можно чаще пословицы и поговорки о Родине и родном крае;

• во время прогулки расскажите о достопримечательностях города;

• читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа и т. д. ;

• не говорите при ребенке плохо о той стране, где вы живете;

• чаще рассказывайте о подвигах, великих войнах, победах и поражениях, правителях и государях, и даже простых людях которые, за столько веков, сотворили эту историю, а вместе с ней и страну, в которой вы сейчас живете;

• смотрите научные и документальные фильмы, находите интересную информацию, проводите свои расследования, обсуждайте увиденное, радуйтесь и переживайте вместе с героями.

Выстраивая, таким образом, совместную деятельность с родителями воспитанников нам удалось достичь следующих результатов:

- установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;

- родители проявляют искреннею заинтересованность жизнью ребенка в детском саду;

- принимают активное участие в жизни группы и детского сада;

- являются активными партнерами в воспитательно-образовательном процессе, понимая, что это необходимо их детям;

Публикации по теме:

«День семьи». НОД по гражданско-патриотическому воспитанию. Работа с родителями Гражданско – патриотическое воспитание. Тема: «День семьи». Работа с родителями, совместная воспитательно – образовательная деятельность.

НОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Никто не забыт, ничто не забыто» (старшая группа) Проект на тему :«Никто не забыт ничто не забыто». Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства.

Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях образовательного учреждения .

Проект «Прогулка в лес» по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшей группы Тема: «Прогулка в лес» Характеристики проекта: По доминирующему методу: исследовательский, практико-ориентированный. По характеру содержания:.

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию детей средней группы «Салют Победы» Срок реализации: 2 месяца (апрель – май 2015г). Участники проекта: воспитанники средней группы, педагоги, родители. Тип, вид проекта: по.

Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников Проект «Патриотическое воспитание старших дошкольников в МДОУ» Проект долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско-творческий.

Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников «Родословная моей семьи» МБДОУ г. Мценска «Детский сад №15» Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников «Родословная моей семьи» Составитель: Воспитатель.

НОД по гражданско-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Родина моя — бескрайняя Россия» НОД по гражданско-патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Тема: «Родина моя – бескрайняя Россия». Цели и задачи: Продолжать.

Тематическое планирование по гражданско- патриотическому воспитанию детей подготовительной логопедической группы Тематическое планирование по гражданско- патриотическому воспитанию детей подготовительной логопедической группы Н. В. Алешина «Знакомство.

Воспитательно-образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольниковВоспитательно-образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников Вид проекта: творческо-информационный Продолжительность проекта: январь-май 2014год Актуальность : Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по гражданско патриотическому воспитанию старших дошкольников
Опубликовано: 6 февраля 2016 в 15:48
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД