Лучший педагог года

Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим»

Оксана Скворцова
Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим»

Проект «Математика вокруг нас

Подготовила: воспитатель МБДОУ № 21

Скворцова Оксана Николаевна

2015 год

Введение

Проблема: развитие у дошкольников правильного мышления по математике.

Публикация «Проект по математическому развитию дошкольников „Познаем, исследуем, творим“» размещена в разделах

Актуальность настоящей проблемы состоит в том, что часто встречающиеся подходы к математической подготовке ребенка-дошкольника (со стороны воспитателей и родителей нашего детского сада) обычно не приносит достаточных результатов, а в программах, которые создаются на современном этапе для детского сада большое внимание уделяется логической составляющей интеллектуальных способностей.

Большинство родителей считают, что главным при подготовке к школе является ознакомление ребенка с цифрами и научить его считать, складывать и вычитать. Самым главным, на мой взгляд, является научить ребенка думать, размышлять.

Цель: научить ребенка-дошкольника правильному мышлению в математике.

Задачи: К концу дошкольного возраста ребенок должен иметь определенный уровень знаний по математике. Эти знания ребенок получает как на занятиях так и в повседневной жизни.

знать цифры от 0 до 10;

называть предыдущее и последующее число;

называть числа в прямом и обратном порядке;

соотносить числа и количество предметов;

знать и уметь использовать математические знаки;

узнать название геометрических фигур, различать и находить их в

окружающей обстановке;

измерять и сравнивать предметы по величине, длине, ширине, высоте;

ориентироваться на листе бумаги, на листе в клеточку;

знать и уметь называть части суток;

научиться ориентироваться в пространстве и времени;

изучить понятия вчера, сегодня, завтра. ; пространственные

расположения: слева, справа, налево, направо;

закреплять знания в повседневной жизни.

Проект долгосрочный, групповой, т. к. в нем участвуют воспитатели, дети и их родители.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей. Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.

По – моему мнению, очень важно иметь правильный подход, заниматься с ребенком исключительно в игровой форме, методом игр и подсказок, так ребенку интереснее и проще усваивать и хорошо понимать материал. Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе и дальнейшей учебе.

А далее представлена непосредственно образовательная деятельность, направленная на познание и творчество детей.

Изучив достаточное количество литературы по педагогике, следуя собственному опыту и опыту старших воспитателей, благодаря курсам по повышению квалификации, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

Ориентировка в пространстве.

Детей знакомят с пространственными направлениями от себя: вверху- внизу; впереди (спереди)- сзади (позади); справа- слева. Основой обучения является формирование умения различать части своего тела. Этому детей учат в повседневной жизни: в процессе умывания, одевания, воспитатель и родители учат детей различать правую и левую руку, во время обеда- держать ложку в правой руке, а хлеб в левой, объясняют, что левая нога, глаз, ухо находятся с той стороны что и левая рука, а правая нога, глаз и ухо со стороны правой руки. Эти знания я довожу до детей с помощью таких дидактических игр, как: «Купание куклы», «Одевание куклы» и т. д. Упражняемся с детьми в соотнесении пространственных направлений с определенными частями собственного тела (вверху- там, где голова; внизу- там, где ноги; спереди- лицо, глаза; сзади- спина; слева- левая рука, справа- правая). Закрепляем знания- играми: помаши мишке сначала правой ручкой, затем левой; указать и сказать куда пошла кукла; топнуть сначала левой ножкой, затем правой; куда едет машина- вперед или назад и т. д. Учимся с детьми выделять разное положение предметов в пространстве, проводим такие игры, как: «Где шарик (кукла, кубик)?», «Где бьет барабан?», «Что изменилось?». Примеры других игр можно рассмотреть в приложении данного проекта.

Ориентировка во времени

Закрепляем в активном словаре детей названия частей суток, углубляем и расширяем представления об этих отрезках времени, обращает внимание на последовательность их смены. Каждый день, приходя в сад, обсуждаем, что утро настает после ночи, ночью мы спим, утром просыпаемся и идем в сад, затем оно сменяется днем, день- вечером, а вечер- ночью. Таким образом, ориентироваться во времени дети учатся в повседневной жизни. Для развития представлений о смене частей суток рассматриваем картинки, пейзажи и т. д. также не менее важным и интересным для детей является чтение отрывков из рассказов и стихотворений, в которых описываются характерные для разных частей суток практические действия людей. На примере игр с куклой показываем, что утром нужно завтракать и идти в сад, в обед кушать и ложиться спать, просыпаться и играть (потому что на улице день, когда мама заберет домой будет вечер, затем ночь.

На конкретных примерах учимся устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала, что позже (потом, определять какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Для более понятного и интересного усвоения материала выбираем занимательные и увлекательные игры и игровые ситуации (примеры см. в приложении).

Изучаем величину

В возрасте трех лет дети способны отличать большие предметы от маленьких, но не умеют обозначать размерные отношения словами и различать сравнительно близкие величины. Поэтому в игровой форме мы знакомимся с тем, как можно сравнивать два предмета (две ленты, полоски бумаги, кубики и т. д., резко отличающиеся по длине, ширине, высоте, величине в целом. Во время этого дети лучше всего запоминают соотношение предметов по размеру: длинный- короткий; широкий- узкий, высокий- низкий; большой- маленький. Знакомить детей со способами сравнения предметов по длине, ширине, высоте, на мой взгляд, удобнее и для детей понятнее- приложением и наложением предметов друг на друга. Создаем игровые ситуации для привлечения интереса детей: завязываем мишкам шарфы, куклам-банты. Один шарф (бант) завязался, другой- нет. Почему? Приложив один шарф (бант) к другому, рассматриваем, что один из них короче другого. Также на примере других игр и игровых ситуаций (см. приложение).

Изучаем количество

Изучая количество, прежде всего нужно научить ребенка различать контрастные количественные образования, создавать группы предметов по количественному признаку, отвечать на вопрос «сколько?» словами много- один; один- много.

Начинаем мы с рассмотрения игрушек в группе и переходим к понятию количества уточняя «Как много у нас зайчиков (мишек, кукол). При этом обязательно учесть, чтоб некоторые игрушки были по одной, тем самым ребенок начинает понимать какая игрушка одна и что такое один, и каких много и что представляет из себя «много». Интересным и познавательным для детей является игра с кубиками. Выкладываем на стол небольшие кубики (7-10 штук один за другим) и поясняем: «Вот кубик, вот еще кубик, еще кубик.», затем приходим к выводу: «Здесь много кубиков!», дети повторяют, показывая на все кубики «много!». Затем один кубик кладем отдельно и спрашиваем у детей сколько, на что они вместе отвечают «Один!» и на контрасте еще раз запоминают соотношение один- много. По мере того как быстро дети усваивают материал и учатся отвечать на вопрос «сколько?», учимся различать и называть неравные по количеству группы и обозначать их словами: много- один, один- много, а затем – много- мало, мало- много. В этой ситуации мы начинаем с инсценировки прихода к нам в гости матрешек. Акцентируем внимание на их количестве: «Сколько матрешек пришло к нам в гости? Много!». Затем каждый ребенок берет в руки матрешку и спрашиваю у ребенка «Сколько ты держишь матрешек?», помогаю ответить «Одну!». Затем мы смотрим, что у всех по одной матрешке и выясняем сколько же всего матрешек- «Много!»- отвечают дети. «Да, на столе матрешек много, а у каждого- только одна матрешка»- делаем вывод с ребятами. Такие же примеры проводим с цветами, флажками и т. д. с целью закрепления понятий много- один, один- много обязательно используем любимые игры детей, такие как: «Воробышки и кот», «Кот и мыши», «Зайцы и мишка», «Солнышко и дождик» и т. д. На улице играем в игру «Один- много» используя шишки, желуди и т. д.

Изучаем форму

Знакомство детей с формой осуществляется с целью более глубокого познания предметов окружающей действительности и более правильного их восприятия. Мы знакомимся с кругом, квадратом, треугольником и учимся их различать. Каждый ребенок берет две фигуры в руки, например, красный круг и зеленый квадрат (я держу такие же фигуры, показываю одну из них, не называя его, и предлагаю ребенку найти у себя такую же и показать. Затем показываю другую и дети находят у себя такую же и показывают. При ознакомлении с фигурами, обводим контур каждой фигуры пальчиком несколько раз, фиксируя пальчик в углах и называя фигуры. Для таких упражнений используем кубики разной формы, карточки, на которых изображены два- три круга (квадрата, треугольника). Учимся различать фигуры, также накладывая друг на друга круг и квадрат, квадрат и треугольник, треугольник и круг и рассматривая при этом существенные различия: у круга нет углов, у треугольника только три, квадрат имеет больше углов, чем треугольник. Для развития представлений о круге, квадрате и треугольнике используются такие игровые приемы, как: «Назови, что это», «Возьми круг (квадрат) в руку», «Покажи мишке красный круг», «Выбери все большие (маленькие) квадраты», и т. п.

Приложение

Пословицы, поговорки, считалки и загадки тоже наши «лучшие друзья», очень помогают нам в изучении счета, цифр, количества. Интересно, увлекательно, а главное легко и доступно для детского мышления. Дети сами заинтересованы в изучении цифр, считалок и тут же понимают, что означает один, что много и т. д.

Начинаем обычно с цифры один

Один в поле не воин.

Один за всех и все за одного.

Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.

Загадки:

• Стоит Антошка -

На одной ножке. (Гриб)

• Одна подружка

Полезла другой в ушко. (Иголка с ниткой)

• Много рук,

А нога одна. (Дерево

• Зимой и летом

Одним цветом. (Ель)

Далее 2 и т. д.

Два сапога - пара.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научится лени - только три дня.

Обещанного три года ждут.

От горшка три вершка

Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.

Без четырех углов изба не рубиться.

Семь бед - один ответ.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Загадки

• Один льет, другой пьет,

Третий зеленеет, да растет. (Дождь, земля, растения).

• Лапок у кошки столько

Ножек у стула столько.

О какой цифре я говорю,

Кто отгадал загадку мою? (Четыре)

Стишки о цифрах

На что похожа цифра "5", на серп, конечно,

как не знать. Г. Виеру

Цифра 6 - дверной замочек : сверху крюк, внизу кружочек.

С. Маршак

-Девять, как шесть, вглянись. Только хвост не вверх, а вниз.

Г. Виеру

Считалочки

Вышла мышка как-то раз,

Посмотреть, который час

Раз, два, три, четыре

Мышка дернула за гири.

Вдруг раздался сильный звон

Выходи отсюда вон.

***

Раз, два, три, четыре, пять.

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга.

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Кошка учится считать.

Потихоньку, понемножку

Прибавляет к мышке кошку.

Получается ответ:

Кошка есть, а мышки нет!

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать? Как нам быть?

Нужно заиньку ловить.

Снова будем мы считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Игры

1.«Цветик – семицветик»

Дети, сегодня к нам в гости пришла девочка (показ куклы). Эта девочка из какой-то сказки. Попробуйте угадать из какой: эта девочка была очень рассеяна, невнимательна и однажды заблудилась. А попасть домой ей помог волшебный цветок. Что это за сказка и как зовут девочку? (ответы)

-Правильно, девочку зовут Женя, а сказка — «Цветик-семицветик». Но что же произошло с Женей на этот раз? (кукла «шепчет на ушко»). Ребята, Женя опять заблудилась, старушка ей снова подарила цветок, но на этот раз он не простой, а с заданиями. Сама она не справится, вот и просит вас помочь ей. Поможете? Давайте рассмотрим его.

Основная часть:

-Какого цвета лепесток обозначен цифрой 1? Если двигаться по часовой стрелке, то лепесток какого цвета будет вторым по счёту? А каким по счёту будет жёлтый (синий) лепесток? Лепесток какого цвета будет седьмым по счёту?

-Итак, чтобы помочь Жене, нужно отрывать лепестки по порядку и выполнять задания. И если задание выполнено верно – лепесток улетает. Готовы? Отрываем первый лепесток: «ЦИФРЫ ПАРАМИ СЛОЖИ СУММУ 9 ПОКАЖИ»

Для того, чтобы выполнить это задание, вам надо взять по одной цифре, они лежат на столе. Те, у кого цифра 5 и больше 5 – встанут слева от меня. Те, у кого меньше 5 –напротив (в шеренгу). Цифры возьмите так, чтобы было видно друг другу.

Давайте вспомним задание, внимательно посмотрим на цифры стоящих напротив и встанем парами так, чтобы сумма ваших чисел была равна 9 (дети встают парами). Проверяем, считаем полученные примеры. Молодцы! Все постарались и лепесток улетел.

2.«Кто где» : Расставляем игрушки в разных местах комнаты. Спрашиваю ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и так далее спрашиваю, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.

3. " У кого хвост длиннее?" Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с Винни- Пухом они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т. д.

4. «Когда это бывает?» Дети сидят вокруг стола. У меня в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Разъясняю правила игры, раздаю всем по картинке. Затем вращаю стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутим стрелку и тот на кого она указала угадывает время года.

Как вариант этой игры читаю отрывки из художественных произведений о сезонных природных явлениях и ищем картинки с соответствующим содержанием.

5. «Зверята» В этой игре дети усваивают пространственные ориентировки в движении. Например, разделившись на три группы (одна группа — Лисички, другая — Зайцы, а третья — Белочки, садятся на стульчики. В кругу стульчиков ребенок, изображающий Мишку. Воспитатель, создав эмоциональную обстановку игры, говорит: «Однажды Мишка позвал к себе в гости зверят. Вот пришли к Мишке Лисички (идут, а вот Зайки и Белочки побежали к нему в гости». Дети встают со стульчиков и бегут к Мишке. А Мишутка как зарычит: «Что за беспорядок!» Испугались зверята и побежали обратно. А Мишка ласково говорит: «Зайки, становитесь от меня с правой стороны, Лисички — с левой, а Белочки -впереди». Когда все встанут, каждая группа громко повторят где они стоят по отношению к Мишке. Затем дети меняются местами и громко повторяют, где они стоят. Эту игру можно провести и за столами, зверями будут игрушки, а дети их передвигают и называют направление.

Вывод: на мой взгляд, вывод можно сделать один, он главный и единственный, учить детей познавать мир, а математика- это одно из главных направлений в познании и подготовке ребенка, это не только наша прямая обязанность, но призвание и самоудовлетворение. Ведь сколько радости и счастья приносят нам дети, когда на глазах взрослеют, умнеют, становятся любознательными и интересными.

Хочется отметить, что новая программа в соответствии с ФГОС, по которой мы работаем с недавнего времени, более простая в понимании и тут же достаточно емкая относительно знаний и информативности. Детям в разы интереснее заниматься в игровой форме, заметно быстрее усваивают материал и сами интересуются все большим и большим потоком информации. Занятия в игровой форме «по- душе» практически всем родителям, ведь ребенок сам хочет и интересуется всем, что его окружает, старается запомнить и рассказать всем, что он узнал в детском саду.

Список использованных источников:

1. Н. А. Арапова- Пискарева «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», изд. Мозаика- Синтез- Москва, 2009г.

2. В. П. Новикова «математика в детском саду» изд. Мозаика- Синтез 2010г

3. https://doshkolnik.ru/matematika/12963-razvitie-tvorcheskogo-myshleniya-shkolnikov-pri-obuchenii-sostavleniyu-zadach-po-matematike.html

4. https://bebygarden.ru/kartoteka-didakticheskih-igr-po-matematike-v-sredney-gruppe/

5. https://ped-kopilka.ru/igry-konkursy-razvlechenija/razvivayuschie-igry-dlja-doshkolnikov/didakticheskaja-igra-po-matematike-dlja-srednei-grupy.html

Публикации по теме:

Конспект занятия по математическому развитию младших дошкольников «Домик для щенка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 «Родничок» города Георгиевска КОНСПЕКТ организованной образовательной.

Фотоотчет «Мы исследуем, познаем, проверяем»Фотоотчет «Мы исследуем, познаем, проверяем» Детское экспериментирование занимает значимое место в образовательном процессе с детьми, так как может наглядно продемонстрировать ребятам.

Методические материалы по математическому развитию старших дошкольников Актуальность проблемы. На современном этапе развития общества происходят изменения и в системе дошкольного образования. В условиях реализации.

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Исследуем лук» Автор проекта: Ковалёва Л. Ф. воспитатель МДОУ № 7 ст. Ладожской. Участники: Дети старшей подготовительной группы, родители воспитанников,.

Педагогический проект по развитию мелкой моторики с помощью пластилинографии «Волшебство творим вместе!»Педагогический проект по развитию мелкой моторики с помощью пластилинографии «Волшебство творим вместе!» Ведущая идея проекта: «Волшебство с ребёнком вместе сотворим – в этом поможет нам пластилин!» Актуальность проекта: Вопрос развития мелкой.

Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим» Название проекта: «Познаем, исследуем, творим». Тип проекта: исследовательско – творческий. Участники проекта: дети средней группы, воспитатели,.

Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим» Пояснительная записка Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений. Цель проекта.

Проект по математическому развитию дошкольников в условиях ФГОС ДО «Какая она-математика?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 г. Курганинска муниципального образования Курганинский район.

Проект по математическому развитию дошкольников в условиях ФГОС ДО «Увлекательная математика» Кто занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, вос-питывает настойчивость и упорство в дости-жении.

Проект по сенсорному развитию «Мы играем день за днем — мир активно познаем»Проект по сенсорному развитию «Мы играем день за днем — мир активно познаем» Паспорт педагогического проекта «Мы играем день за днем – мир активно познаем». Структура Содержание Тема Проект по сенсорному воспитанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим»
Опубликовано: 19 марта 2016 в 16:15
+78Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД