Пелевина Ирина
Проект по нетрадиционной технике рисования «Осень золотая»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
По нетрадиционной технике рисования
Подготовила и провела воспитатель МДОУ Расловский ДС: Пелёвина И. Н.
2017
I. Введение.
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.
Публикация «Проект по нетрадиционной технике рисования „Осень золотая“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Осень. Рисование
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей.
Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
Тип проекта : информационный, познавательный, творческий.
Вид проекта : краткосрочный (недельный).
Участники проекта : дети средней группы в возрасте 4-5 лет.
Актуальность:
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат практической деятельности - художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё : и цвет, и линия, и сюжет.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока не-известных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".
Проблема:
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадици-онные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчи-ками, тиснение, тычкование и т. д.)
Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техника-ми рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Развивающие:
Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования «печатание листьями», рисование пальчиками. Закрепить умение пользоваться красками (гуашью).
Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, по-знавательного интереса.
Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально
Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Методы реализации проекта :
метод обследования, наглядности;
словесный (беседа, рассказ, наблюдение, использование художественного слова, указания, пояснения);
практический (самостоятельная деятельность при выполнении ра-боты);
проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятий);
сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);
мотивационный (убеждение, поощрение).
Планирование результатов проекта.
Дети:
o познакомятся с нетрадиционными техниками рисования;
o получат практические навыки и умения по использованию техник «печатанья листьями», рисования пальчиками, монотипия;
o появится устойчивый интерес к разнообразным видам и способам рисования;
o обогатится словарь детей словами «пейзаж», «изображение», «рамка», «фон», «мольберт», они выучат стихи об осени, о деревьях;
II Основное содержание.
Предварительный этап (организационный) :
• обследование темы, мотивация ее выбора;
• определение цели и задач проекта;
• подбор литературы, пособий, дидактического материала;
• обсуждение с родителями, детьми вопросов связанных с проведением проекта;
• составление тематического планирования работы с детьми, родителями;
• разработка содержаний НОД.
Основной этап (практический) :
Проведение:
Ознакомление с окружающим миром в средней группе «Красавица осень».
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Осень».
Конспект занятия в средней группе по Художественному творчеству нетрадиционная техника рисования кляксография. Тема: «Осеннее дерево».
Конспект занятия «Аппликация с элементами рисования. Тема: «Дерево под порывом ветра».
Дидактических игр с детьми.
Организация выставки итоговых работ «Осенние фантазии».
Заключительный этап (итоговый) :
Самоанализ проделанной работы, оценка результатов, формирование выводов.
Беседы с родителями
Внесение коррективов и дополнений в планирование дальнейшей работы по данному направлению.
Мониторинг.
Интеграция образовательных областей: коммуникативно-личностная, познавательно-речевая, художественно-творческая, а также чтение художественной литературы, музыка.
Реализация проекта :
Деятельность педагога:
1. Подбор соответствующего материала, литературных источников, иллюстраций на осеннюю тематику и по техникам нетрадиционного рисования.
2. Подготовить учебно-методические пособия, наглядность:
o картотека по нетрадиционной технике рисования;
o альбом по многообразию способов нетрадиционного рисования;
o разработка рекомендательных буклетов для родителей о развитии художественно-творческих способностей детей;
o изготовить дидактические игры.
3. Предложить родителям принять совместное участие в реализации проекта.
Работа с детьми:
Проведение непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству, познанию.
Беседы и рассказы об осени, ее характерных признаках.
Наблюдения в природе за осенними явлениями.
Рассматривание репродукции картин И. Левитана «Золотая осень» и «Октябрь».
Знакомство с техникой рисования «печатание листьями».
Дидактические игры «Осенняя палитра», «Составь узор», «На что похоже?», «Волшебные картинки».
Прослушивание аудиозаписи музыкальных пьес и театральных шумов.
Чтение и заучивание стихотворений, пословиц и поговорок об осени, рябине.
Организация выставки детских работ.
Подготовка и участие детей в итоговом развлечении.
Работа с родителями:
Памятка для родителей «Нетрадиционные способы рисования»
Помощь родителей в организации выставки «Осенние фантазии»
Перспективное планирование:
Понедельник. Ознакомление с окружающим миром в средней группе «Красавица осень». (Приложение 1)
Задачи: закрепить и уточнить знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Формировать у детей представление об осени, как о красивейшем времени года. Закрепить умение пользоваться гуашью. Воспитывать аккуратность, интерес к изобразительной деятельности.
Вторник. Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Осень». (Приложение 2)
Задачи: Формировать представления детей о временах года, их последовательности и цикличности.
Среда. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. (Приложение 3)
Задачи: Познакомить детей с рисованием гуашью, способом – эстамп (печать). Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев) на бумаге. Способствовать возникновения интереса к экспериментированию, закреплять умение узнавать и называть цвета, развивать мелкую моторику рук.
Четверг. Конспект занятия «Аппликация с элементами рисования. Тема: «Дерево под порывом ветра». (Приложение 4)
Задачи: закрепить знания детей о нетрадиционных видах изобразитель-ной техники (рисование пальчиками, ватной палочкой, выдувание трубочкой от сока, развивать творческое мышление, речь, коммуникативные навыки, внимание, память, воспитывать бережное отношение и любовь к природе, к деревьям.
Пятница. Конспект занятия в средней группе по Художественному творчеству нетрадиционная техника рисования кляксография. Тема: «Осеннее дерево». (Приложение 5)
Задачи: учить детей с новым способом рисования кляксография.
Дидактические игры:
«Что стало не так?»
Задачи: Развивать наблюдательность детей, учить выделять цветовые свойства, сравнивая одно предметное изображение с другими по представлению.
«Составь узор»
Задачи: Формировать умение понимать законы композиции, подбирать разнообразные сочетания цветов, используя их в декоративной аппликации. Подводить детей к пониманию того, что красота узора зависит от повторения одних и тех же элементов одного цвета.
«Найди такой же»
Задачи: Закреплять умение узнавать и правильно называть голубой цвет, различать четыре оттенка голубого цвета. Закреплять понятие «цвет», «оттенок». Формировать умение осуществлять последовательный выбор оттенков голубого цвета в порядке убывания светлоты.
Работа с родителями
Провести анкетирование родителей на тему: «Что рисует ваш ребенок?»
Папка-передвижка «Роль рисования в жизни ребёнка»
Консультация на тему: «Приобщение к нетрадиционной технике рисования» (фитодизайн)
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Заключение.
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыс-лить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности до-школьника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин и многое другое.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с раннего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Таким образом, разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.
Анализ результатов.
В ходе реализации проекта достигнуты определенные результаты:
В группе организована выставка детских работ по нетрадиционным способам рисования;
У детей сформировались устойчивые знания и практические умения по данным видам нетрадиционного рисования;
Развит устойчивый познавательный интерес к изобразительному искусству в целом;
Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта.
Выводы:
Данный проект помог развить в детях познавательный интерес к изобразительному искусству с применением нетрадиционных способов рисования.
Родители стали более компетентны в вопросах развития художественно-творческих способностей у детей среднего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.
Мне, как педагогу, проект помог систематизировать знания по нетрадиционным техникам рисования, узнать что-то новое, пополнить свою методическую копилку новыми материалами и пособиями.
Все вместе мы решили продолжить знакомство с нетрадиционными способами рисования через организацию новых проектов.