МААМ-картинки

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с былинами

Наталья Малахова
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с былинами

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Вид проекта : групповой.

Участники проекта : Воспитатели, дети старшей группы, родители.

Актуальность проекта : Сегодня на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка, которое невозможно без формирования духовных и общечеловеческих ценностей, без восполнения недостатков духовно-нравственного и эмоционального воспитания, без формирования основ базовой культуры личности, без приобщения ребенка к культуре своего народа, без обращения к отеческому наследию, к истории своих предков.

Публикация «Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с былинами» размещена в разделах

Познавая окружающий мир, ребенок постепенно начинает задумываться над своими поступками, поступками других людей. Он понимает, что только честные люди, храбрые, сильные духом, способны совершить подвиг. Их называют героями. Образцом таких воинов земли Русской являются богатыри. Русский народ сохранил память о них в богатырских сказахбылинах. Богатыри совершали подвиги, защищая свою Родину, свой народ, близких людей. Защита своей страны – это правое дело и только верный своей земле, своему народу человек сможет стать настоящим защитником.

«Богатырская тема» понятна и интересна детям, так как, неся в себе определенный сказочный смысл, раскрывается перед детьми на понятном для них языке. Постепенный переход от сказки к «былинам», реалиям открывает дошкольникам огромный диапазон возможностей удовлетворить свой познавательный интерес, заставляет их с интересом, осознанно заглянуть в прошлое своей страны и сделать для себя много открытий.

Ребята становятся соучастниками тех давних событий, проживают, переживают жизнь былинных и реальных героев, приобщаются к истории родной страны, начинают осознавать себя её частичкой, у них закладываются основы патриотизма.

Этот проект - возможность лишний раз рассказать детям, что такое смелость и отвага, привить любовь к своей стране, воспитать патриотов, чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожим на смелых и отважных воинов своей страны, является отличной возможностью воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину.

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста чувство патриотизма, гордости и уважения за Землю Русскую.

Приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребёнка через поиск и внедрение эффективных форм работы.

Задачи:

- Продолжать знакомить с жанром устного народного творчества – былиной.

- Расширять, обобщать, систематизировать знания детей о былинных героях – (Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче) на Руси.

- Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях, - Развивать и обогащать речь дошкольника.

- Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.

- Воспитывать детей в духе патриотизма и любви к Родине.

- Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.

- Воспитать чувства уважения к Российскому воину, его силе и смелости

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение.

1. Воспитание нравственных качеств посредством ознакомления с

русским фольклором.

2 Организация работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с былинами.

II. Воспитание этических качеств ребенка в процессе его приобщения

к былинному наследию.

1. Что такое былина, История создания былин,

2. Влияние былин на изобразительное и прикладное искусство.

3. Былина — наше культурное наследие.

III .Приложение.

2. Познавательное занятие «Мир русских былин в картине В. М.

Васнецова «Богатыри».

3. Познавательное занятие «Герои былин».

4. Беседы на темы : «Одежда русских богатырей», «Доспехи богатырей».

5 Итоговое занятие «богатырская наша сила»

6. Контурные изображения былинных героев для самостоятельного

раскрашивания.

7. Детские творческие работы.

IV. Список использованной литературы.

Введение

Воспитание нравственных качеств посредством ознакомления с русским фольклором

Последнее время дошкольное образование большое внимание обращает на нравственное воспитание дошкольников.

Нравственность оказывает влияние па других людей. Нравственно невоспитанный человек тяжел и неприятен, после общения с ним в душе остаются неприятные воспоминания, ощущения. Все это призывает нас обучать детей нравственности - любви к Родине, родителям, добру к окружающим людям, ко всему живому.

Отсутствие нравственных качеств - знак невоспитанности, неблагополучия детей. Духовное становление связано с познанием окружающего мира. Приоритетными являются ценности добра, любви, красоты, благородства. Именно эти ценности отражены в былинах.

Я в своей работе использую былины - они близки детям, доступны их пониманию; а это способствует чувствам удовлетворения, радости, что дает эмоционально благоприятную для детей обстановку.

Дети отвлекаются от обид, грустных мыслей. Все это обеспечивает психологическую разгрузку. Появляется спокойствие, уверенность в себе, ощущение радости.

Велико культурное наследие России. Люди вкладывали в свои творения труд, душу, мечты, радости, надежды. Терялось многое, но то, что сохранилось, что дошло до нас - открывает нам лик народа-творца. Одним из таких творений и являются былины.

Целью ознакомления старших дошкольников с былинами является обеспечение нравственных и этических качеств - гордости за Россию, желания подражать героям былин, любви к родителям и родной земле, защите слабых и т. д.

Воспитание этических качеств ребенка посредством его приобщения к былинному наследию.

Знакомство с былинами необходимо проводить естественно. Очень легко объяснить детям красоту подвигов богатырей. Понимание этой красоты дрем-лет в них, его нужно разбудить. Помогут нам иллюстрации, репродукции, поделки. Красивое панно, ярко изображающее бой богатыря с иноземцем, дети встретят с восхищением, пониманием.

Важно, чтобы дети не только радовались, а были готовы слушать рассказы о богатырях, сказителях, писателях, которые для нас собирали былины в далеких деревнях Севера. Дети должны уметь поделиться своими впечатлениями дома, со сверстниками.

Наша задача – научиться видеть жизнь, историю, с интересом в них всматриваться – это фундамент доброты, уважения, умения ценить созданное человеком.

Не нужно охватывать все сразу. Необходимо постепенно знакомить детей с былинами, обращать их внимание на внешний вид героев, их красивый наряд, самостоятельно замечать какие-то любопытные детали.

В последствии дети смогут сами передать увиденное и услышанное в поделках, создавая рисунки, аппликации, работая с разными материалам.

Что такое былина. История создания былин.

Слово «былина» употребляется в народной речи в значении «быль»,«былое». Уже пятьсот лет назад никто на Руси не мог сказать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они переходили от предков вместе с обычаями и обрядами. Это были заветы, которые народ глубоко чтил.

Мир и быт русской крестьянской жизни составили основу былинного творчества. В последнее столетие былины исполнялись без музыки, о более давние времена - под гусли. Былины знати наизусть и исполняли немногие знатоки, которых называли сказителями.

В среде крестьян сказители пользовались огромным почетом и уважением., мастерство сказывания былин передавалось из поколения в поколение. Сказители переживали за своих героев. Они жили со своими любимцами - богатырями, жалели до слез большого Илью Муромца, когда он сидел сиднем тридцать лет; праздновали с ним победу над Соловьем-Разбойником, жили с героями былин и все присутствующие. То дружный смех гремел в комнате, то кто-то тихонько смахнет с ресниц слезу. Все сидели, не сводя глаз с певца, ловили каждый звук.

Вера в то, что могучие богатыри жили в далеком прошлом сохранилась до недавнего времени. Слово «богатырь» вошло в нашу жизнь как мера оценки людей в проявлении их возможностей и лучших качеств. Но богатыри прежде всего - главные герои былин, рассказывающих о защите Древней Руси. Свои богатырские качества герои былин проявляют в воинских подвигах во имя защиты родной земли.

«Мы защищаем ее в беде. Мы не отдадим ее врагу.» Так несли службу верную и герои сказок и былин : Иван - крестьянский сын, Никита Кожемяка, Илья Муромец.

Былина хоть и не сказка, а все же у них много общего. Бок о бок сражались Добрыня и Никита Кожемяка, Илья Муромец и Иван - крестьянский сын, защищая русскую землю и ее парод от врагов.

Влияние былин мы находим в творениях изобразительного и прикладного искусства.

Мастер писал икону Святого Георгия, повергающего копьем дракона -выходил победитель Змея Горыныча. Ювелир плавил золото, вытягивал тонкую нить, крепил самоцвет, и возникала явь сказочного дива. Зодчий возводил храм - получалась просторная палата, словно было возведено жилище для былинных героев. Прямо с расписной прялки, изготовленной плотником, скакали былинные кони. Праздничные сапоги, сшитые сапожником, напоминали те, про которые в былинах пели, что под пяту воробей пролетит, а около носка хоть яйцо прокати.

Расшитые золотом одежды, которые вышивали мастерицы долгими вечерами, напоминают одежды былинных богатырей. У них ведь всегда праздничная одежда, украшенная драгоценностями. Даже на работающем в поле Микуле Селяниновиче кафтан черна бархата и остроносые сапожки зелена сафьяна на каблуке.

Хотелось бы подробнее остановиться на вышивке. При ознакомлении детей с былинами, я обращаю их внимание на внешний вид богатырей, их одежду. Из удачно подобранных иллюстраций ребята видят, что одежда богатырей яркая, нарядная, расшитая узорами, что такие украшения делались не только

для красоты. Вышитые рубахи служили богатырям «оберегом», т. е. оберегали их от вражеского меча. Узоры в вышитых изделиях тоже имели свой смысл.

Былина - наше культурное наследие

Как же былина сохранилась до наших дней? Ведь прошло более пятисот лет!

В 1804 году в Москве вышла книга «Древние Российские стихотворения»Кирши Данилова. Любители народного творчества с восторгом встретили выход в свет этого сборника. Но кто такой Кирша Данилов до сих пор не установлено. Это мог быть собиратель былин или их знаток и исполнитель. Ученые считают, что сборник был составлен в середине XVIII века где-то в Сибири.

Да, собирателя былин совершили подвиг. Они открыли и сохранили для нас драгоценное искусство, величайший памятник народной духовной культуры.

Вместе с тем, изменение условий труда и быта, приобщение к новым ви-дам искусства, всеобщая грамотность, большой интерес к художественной ли-тературе обусловили снижение интереса к былинам. Их стали записывать и ис-полнять все реже и реже. Но тут уже ничего не поделаешь! «Новые времена - новая песня», - так говорят в народе.

Мы должны быть благодарны тем, кто в XIX в. сумел записать былины и издать их. И мы должны помнить о сказителях-певцах, скромных, простых и сердечных людях, с радостью делившихся своим искусством, таким необходимым и таким простым. Их песни, сказания доставляют нам и сейчас художественное наслаждение.

А мы, взрослые, стараемся былинное слово донести до наших детей.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_mqepq.pptx | 10222,17 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Помоги белочкам»Дидактическая игра по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Помоги белочкам» Предлагаю вашему вниманию игру по ознакомлению дошкольников старшего возраста с окружающим миром, по теме "Грибы". Цель: Учить детей называть.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Осенние листья»Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Осенние листья» Осень приходит неслышно, но ярко, перекрасила все листья в разные цвета, золотом украсила все парки и скверы, ярко горят гроздья рябины,.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Встреча со звездочётом»Образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста «Встреча со звездочётом» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие. Цель: воспитание любви к Родине и чувство гордости.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на сентябрь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2019 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на декабрь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2019 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на январь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный.

Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на ноябрь для детей старшего дошкольного возраста Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД (старшая группа)Выполнила:Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2019 г. Перспективный.

План работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей Кубани-своей малой Родины Совсем скоро Краснодарскому краю - 80 лет. Город Краснодар и весь край – в преддверии значимой даты. И, конечно, мы с ребятами не остались.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с былинами
Опубликовано: 13 февраля 2020 в 22:01
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД