МААМ-картинки

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы «Маленький исследователь»

Елена Олеговна Мананкова
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы «Маленький исследователь»

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы

Очень быстро поколение, сменяется поколением, однако наши современные дети растут в век повсеместной компьютеризации. В общем, со стороны посмотреть: дети как дети. Ничего необычного. Однако меняется мир – меняются и дети. Какие же они, современные дети? Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом.

Публикация «Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы „Маленький исследователь“» размещена в разделах

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя мир. Он стремится к активной деятельности. Подрастая, ребенок все больше и больше чувствует потребность в знаниях. Одной из главных задач воспитателя является воспитать у ребенка потребность к знаниям, которые проявляются в познавательном интересе. Дошкольный возраст является тем самоценным этапом развития познавательной активности ребенка, под которым понимается поиск знаний, приобретение этих знаний самостоятельно или совместно со взрослым.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы : летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Таким образом все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника являются предметом единой системы. Вот эту систему и ее взаимосвязи и пытаются узнать и изучить дошкольники. Они готовы к усвоению этих знаний, они воспринимают их с огромным интересом. Наша задача познакомить дошкольников с миром который их окружает, поддержать то стремление к неизведанному. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы.

Актуальность данного проекта состоит в том, что необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, необходимо предоставить им возможность приобретать знания самостоятельно. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование! Как утолить детскую любознательность, жажду познания маленьких «почемучек»? Это можно сделать в детском саду, создав комфортные условия для детского экспериментирования. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Тема ознакомления детей с миром неживой природы в детском саду тесно переплетается с экспериментальной деятельностью дошкольников и практическими наблюдениями за различными природными явлениями.

Работа с родителями: Организовывая познавательно – исследовательскую деятельность в ДОУ воспитатель в первую очередь организовывает работу с родителями. В задачу воспитателя входит выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса, а также привлечь к организации и пополнению познавательно – экспериментального уголка в группе. Консультируя родителей, как смоделировать ситуацию для экспериментов в домашних условиях, предлагаем практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности. Развитие ребенка не останавливается ни на минуту, задача воспитателя использовать как можно больше время для организации учебного процесса, опираясь на помощь родителей.

Опрос и анкетирование родителей выявил, что родители определяют в своем запросе к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ следующие приоритетные направления развития детей : интеллектуальное развитие детей, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

А если рассмотреть схему параметров интеллектуального развития дошкольников, то напрямую прослеживается составная часть эмоциональной сферы развития ребенка - познавательная потребность (любознательность).

Интеллектуальное развитие:

Когнитивная сфера: Эмоциональная сфера: Волевая сфера:

- интеллектуальная активность

- интеллектуальные способности

- творческие способности - познавательная потребность

(любознательность)

- эмоции достижения - Произвольность и саморегуляция поведения

Паспорт проекта

Вид проекта : практико-ориентированный.

Участники: Воспитанники старших групп ДОУ, воспитатели, родители или законные представители.

Цель проекта :

1. Установление эффективности использования детского экспериментирования как метода формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой.

2. Изучение детьми объектов неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно - правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта :

1. Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

2. Развивать интерес к объектам природы и любознательность в процессе экспериментирования;

3. Научить детей вести наблюдения за объектами неживой природы.

4. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов неживой природы.

5. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

6. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

7. Повысить воспитательную компетентность родителей в познавательном воспитании дошкольников.

Формы работы с детьми: занятия, опытно-экспериментальная деятельность, беседы, использование художественной литературы, наблюдения.

Этапы проекта :

Этапы проекта Задачи Формы работы

Подготовительный Определить направления работы по реализации проекта. Формирование проблемы, целей и задач проекта.

Выявить уровень знаний и заинтересованности детей данной проблемой.

Определить формы и методы работы с детьми.

Создать условия для развития экспериментальной деятельности детей.

Изучение методической литературы.

Провести диагностику уровня знаний детей.

Составление плана работы с детьми, подбор игр, занятий, опытов проводимых с детьми.

Подготовка необходимого оборудования для экспериментальной деятельности детей.

Основной Приобщение родителей к проектной деятельности.

Уточнить и систематизировать знания детей о воде.

Закрепить уже полученные ранее знания о воде и ее свойствах.

Расширять и совершенствовать знания детей о воде и ее свойствах растворять некоторые вещества.

Уточнить и систематизировать знания детей о воздухе.

Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, развивать наблюдательность детей.

Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Провести опрос и анкетирование родителей по данной теме.

Ситуативный разговор с детьми о воде, беседа.

Опыт «Свойства воды»

Экспериментирование «Что растворяется в воде?», «Лед и снег тоже вода», «Как создать искусственное облако?» и другие.

Ситуативный разговор с детьми о воде, беседа.

Проведение опытов с детьми: «Воздух - невидимка», «Образование углекислого газа», «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «ветер тоже воздух». И другие.

Проведение опытов «Песчаный конус», «Свойства песка», «Волшебный материал».

Проведение инструкции для детей перед проведением опытов. Опрос, закрепление знаний.

Заключительный Выявить знания детей, уровень интереса к экспериментальной деятельности.

Разработать памятки и консультации для родителей.

Подведение итогов. Итоговая диагностика детей в форме беседы, опроса.

«Проведение опытов и экспериментов в домашних условиях»

Оформление материалов по проекту, создание презентации.

Ожидаемые результаты реализации проекта :

При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.

На занятиях по ознакомлению с явлениями неживой природы, дети получили правильное представление об окружающем мире. Такие занятия, беседы и экспериментирования помогут детям в процессе наблюдения углубить и закрепить свои знания о неживой природе.

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной потребности, творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности. А детское экспериментирование является замечательным средством интеллектуального развития дошкольников.

Публикации по теме:

Ёлок много не бывает!Ёлок много не бывает! Ёлок много не бывает! Пусть об этом каждый знает! Скоро, скоро Новый год, Ёлки станут в хоровод! Скоро наступит Новый год. Новый Год –.

Сумочка для телефонаСумочка для телефона Идея не новая, но применить её мне следовало давно. Современные сотовые телефоны как ни хороши в функциях, однако часто разряжаются. Чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы «Маленький исследователь»
Опубликовано: 1 февраля 2015 в 18:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД