Елена Олеговна Мананкова
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы «Маленький исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы
Очень быстро поколение, сменяется поколением, однако наши современные дети растут в век повсеместной компьютеризации. В общем, со стороны посмотреть: дети как дети. Ничего необычного. Однако меняется мир – меняются и дети. Какие же они, современные дети? Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом.
Публикация «Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с явлениями неживой природы „Маленький исследователь“» размещена в разделах
- Живая-неживая природа. Проекты, планы тематических недель
- Исследовательская деятельность
- Неживая природа
- Погода и природные явления
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя мир. Он стремится к активной деятельности. Подрастая, ребенок все больше и больше чувствует потребность в знаниях. Одной из главных задач воспитателя является воспитать у ребенка потребность к знаниям, которые проявляются в познавательном интересе. Дошкольный возраст является тем самоценным этапом развития познавательной активности ребенка, под которым понимается поиск знаний, приобретение этих знаний самостоятельно или совместно со взрослым.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы : летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Таким образом все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника являются предметом единой системы. Вот эту систему и ее взаимосвязи и пытаются узнать и изучить дошкольники. Они готовы к усвоению этих знаний, они воспринимают их с огромным интересом. Наша задача познакомить дошкольников с миром который их окружает, поддержать то стремление к неизведанному. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы.
Актуальность данного проекта состоит в том, что необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, необходимо предоставить им возможность приобретать знания самостоятельно. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование! Как утолить детскую любознательность, жажду познания маленьких «почемучек»? Это можно сделать в детском саду, создав комфортные условия для детского экспериментирования. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Тема ознакомления детей с миром неживой природы в детском саду тесно переплетается с экспериментальной деятельностью дошкольников и практическими наблюдениями за различными природными явлениями.
Работа с родителями: Организовывая познавательно – исследовательскую деятельность в ДОУ воспитатель в первую очередь организовывает работу с родителями. В задачу воспитателя входит выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса, а также привлечь к организации и пополнению познавательно – экспериментального уголка в группе. Консультируя родителей, как смоделировать ситуацию для экспериментов в домашних условиях, предлагаем практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности. Развитие ребенка не останавливается ни на минуту, задача воспитателя использовать как можно больше время для организации учебного процесса, опираясь на помощь родителей.
Опрос и анкетирование родителей выявил, что родители определяют в своем запросе к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ следующие приоритетные направления развития детей : интеллектуальное развитие детей, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
А если рассмотреть схему параметров интеллектуального развития дошкольников, то напрямую прослеживается составная часть эмоциональной сферы развития ребенка - познавательная потребность (любознательность).
Интеллектуальное развитие:
Когнитивная сфера: Эмоциональная сфера: Волевая сфера:
- интеллектуальная активность
- интеллектуальные способности
- творческие способности - познавательная потребность
(любознательность)
- эмоции достижения - Произвольность и саморегуляция поведения
Паспорт проекта
Вид проекта : практико-ориентированный.
Участники: Воспитанники старших групп ДОУ, воспитатели, родители или законные представители.
Цель проекта :
1. Установление эффективности использования детского экспериментирования как метода формирования познавательного интереса при ознакомлении с неживой природой.
2. Изучение детьми объектов неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно - правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи проекта :
1. Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
2. Развивать интерес к объектам природы и любознательность в процессе экспериментирования;
3. Научить детей вести наблюдения за объектами неживой природы.
4. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов неживой природы.
5. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
6. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
7. Повысить воспитательную компетентность родителей в познавательном воспитании дошкольников.
Формы работы с детьми: занятия, опытно-экспериментальная деятельность, беседы, использование художественной литературы, наблюдения.
Этапы проекта :
Этапы проекта Задачи Формы работы
Подготовительный Определить направления работы по реализации проекта. Формирование проблемы, целей и задач проекта.
Выявить уровень знаний и заинтересованности детей данной проблемой.
Определить формы и методы работы с детьми.
Создать условия для развития экспериментальной деятельности детей.
Изучение методической литературы.
Провести диагностику уровня знаний детей.
Составление плана работы с детьми, подбор игр, занятий, опытов проводимых с детьми.
Подготовка необходимого оборудования для экспериментальной деятельности детей.
Основной Приобщение родителей к проектной деятельности.
Уточнить и систематизировать знания детей о воде.
Закрепить уже полученные ранее знания о воде и ее свойствах.
Расширять и совершенствовать знания детей о воде и ее свойствах растворять некоторые вещества.
Уточнить и систематизировать знания детей о воздухе.
Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, развивать наблюдательность детей.
Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Провести опрос и анкетирование родителей по данной теме.
Ситуативный разговор с детьми о воде, беседа.
Опыт «Свойства воды»
Экспериментирование «Что растворяется в воде?», «Лед и снег тоже вода», «Как создать искусственное облако?» и другие.
Ситуативный разговор с детьми о воде, беседа.
Проведение опытов с детьми: «Воздух - невидимка», «Образование углекислого газа», «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «ветер тоже воздух». И другие.
Проведение опытов «Песчаный конус», «Свойства песка», «Волшебный материал».
Проведение инструкции для детей перед проведением опытов. Опрос, закрепление знаний.
Заключительный Выявить знания детей, уровень интереса к экспериментальной деятельности.
Разработать памятки и консультации для родителей.
Подведение итогов. Итоговая диагностика детей в форме беседы, опроса.
«Проведение опытов и экспериментов в домашних условиях»
Оформление материалов по проекту, создание презентации.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.
На занятиях по ознакомлению с явлениями неживой природы, дети получили правильное представление об окружающем мире. Такие занятия, беседы и экспериментирования помогут детям в процессе наблюдения углубить и закрепить свои знания о неживой природе.
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной потребности, творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности. А детское экспериментирование является замечательным средством интеллектуального развития дошкольников.