Марина Алексеева
Проект по патриотическому воспитанию. Я — часть России.
▼ Скачать + Заказать документы
Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Актуальность проекта:
Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию, Я — часть России,» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.
Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Цель проекта:
- обогащать имеющий опыт детей и полученные ранее знания о своей Родине, через культурно - историческое наследие своего родного края.
Задачи:
Расширять и углублять представление о Родине – России, как о большой стране.
Расширять знания о малой родине, месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой он должен беречь.
Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, стихов, рассказов об исторических событиях нашей Родины.
Воспитывать детей в духе патриотизма, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну: от былинных героев до героев великой отечественной войны.
Способствовать общему развитию ребенка, прививать ему любовь к семье, близким людям.
Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.
Создание предметно-развивающей среды в детском саду и на участках.
Участники проекта:
дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Предполагаемый результат:
Итоговый результатом является мониторинг знаний и умений детей.
Сформирован устойчивый интерес к новой информации о том, что его окружает, о семье, о родном городе, стране, о людях оставивших свой след в истории родного края.
Сопереживают персонажам сказок, былин, историй и рассказов о героях вонах и героях богатырях земли Русской.
Эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства.
Имеют представление о семейных традициях и ценностях, об обществе его культурных ценностях, государстве в целом.
Имеют представление о родном крае и его достопримечательностях, о преемственности поколений в том числе – защитников Отечества.
Методы проекта:
- Беседы
- Чтение и прослушивание литературных произведений (стихов, сказок, рассказов, былин)
- Игры
- Литературно-развлекательные мероприятия
- Творческая деятельность детей самостоятельная и с родителями.
- Экскурсии
- Анкетирование
I этап проекта (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария.
Подготовительный этап:
Определение инициативной группой темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
Обсуждение проекта с родителями и инициативной группой, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Вид проекта: познавательный, групповой.
Срок реализации – февраль – март
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Труд», «Социализация»
Сценарий совместных действий по решению задач:
(основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (картотеки стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями, презентация проекта.)
Описание продукта:
Создание картотеки:
• «Стихи о России»;
• «Стихи о Самарском крае»;
• «Пословицы и поговорки о родном крае».
Фотоальбомы:
• «Мой посёлок»;
• «Перелётные птицы средней полосы России»;
• «Моя семья»;
Конкурс рисунков:
• «Матрёшка»;
• «Хохлома»;
• «Гжель»;
• «Дымковская игрушка».
Создание предметно-развивающей среды:
• «Моя Россия, мой поселок, моя семья»;
Альбом рисунков:
• «Родина моя Сызрань»
Презентация проекта «Я часть России»
2 этап проекта
Проект представлен 2 блоками:
Февраль
Культурно-патриотический блок:
«Мой дом, моя семья»
Цель: воспитание любви в родной семье, проявлять заботу и любовь к каждому члену семьи. Приобщение к духовным и культурным ценностям, традициям; прививается интерес к языку и культуре страны, города (экскурсии по родному поселку, по улице на которой находится наш детский сад, а также путешествие по родному краю) – с помощью фотографии, слайдов, небольших видеороликов, знакомство с гербом и флагом родного города, чтение стихов, разучивание песен, выставки детских работ и т. д.
Оформление альбома «Родина моя Сызрань»
Рисование
«Матрёшка», «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка».
Март
Гражданско-патриотический блок:
«Мой край и город, в котором я живу»
Цель: воспитание гордости за свою малую Родину. Развитие познавательных процессов, памяти внимания, желания приумножать красоту родного города, улицы, украшая новыми посадками и воспитывая бережное отношение к насаждениям и постройкам. Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе».
Оформление альбома «Достопримечательности моего города»
Лепка «Животные Самарского края»
3этап рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Гипоте
а:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.