Татьяна Касьянова
Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе «Этот День Победы»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный творческий проект
«Этот День Победы»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Автор проекта : воспитатель старшей группы Касьянова Т. В.
Место реализации проекта : МБДОУ Еланский детский сад №4 «Сказка»
Тип проекта :
групповой, краткосрочный
По содержанию:
познавательно- исследовательский
Участники проекта :
дети старшей группы, родители, воспитатели.
Срок реализации:
апрель-май 2015г.
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию в старшей группе „Этот День Победы“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Актуальность проекта :
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина своей Родины. Задача воспитания патриотизма в настоящее время сложна, потому что в силу последних перемен, смены поколений, все более заметной стала утрата нашим обществом патриотического сознания. В наше время наблюдается низкая социальная активность у детей и молодежи. Очень часто интересы сводятся к мобильным телефонам, компьютеру, компьютерным играм, мультфильмам и фильмам сомнительного содержания и меньше интереса к истории и традициям своего народа. Всё меньше остается непосредственных участников тех великих исторических событий которые могли бы рассказать детям о войне, о тяжестях военного времени. Наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне. Возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь. Патриотическое чувство не возникает само по себе – его надо воспитывать в ребёнке. Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать разнообразные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые бы гармонично и естественно наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные ребёнку стороны окружающей действительности и являлись бы доступным для восприятия.
Цель проекта :
Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, через бережное отношения к истории, традициям своего народа, на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества. Воспитание у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне
Задачи проекта :
1. Расширять представления детей о родной стране, о ее истории, о Великой Отечественной войне на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
2. Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;
3. Обогащать духовный мир детей через ознакомление с художественной литературой, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания.
4. Обогащать и развивать словарный запас детей, через, песни, стихотворения, диалоги о войне, названия действий, техники, предметов времен ВОВ
5. Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.
6. Сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны
7. Формировать активную гражданскую позицию у дошкольников, воспитывать чувство любви и гордости к Родине;
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1. Создание условий для детской деятельности в рамках проекта :
• альбомы: «Наши защитники 1941-1945 год», «Герои Великой Отечественной войны- наши земляки», «Дети – герои Великой Отечественной войны», «Великая Отечественная война в произведениях художников», «Город-герой «Волгоград», «Военная техника времен Великой Отечественной войны», «Ордена и медали Великой Отечественной войны», «Города – герои».
• копии наградных документов и фотографии участников и ветеранов Великой Отечественной войны предоставленные родителями ;
• ордена, юбилейные медали и знаки Ветерана Великой Отечественной войны;
• дидактические игры с патриотическим содержанием «Люби и знай родной свой край»;
• подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, празднике 9 мая, о мире
• подборка песен военных лет
2. Оформление в группе уголка «ВОВ»
3. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе осуществления проекта
4. Активное участие родителей в проектной деятельности
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Этапы работы над проектом :
I. Подготовительный этап:
• Изучение имеющихся условий для реализации проекта,
• Изучение методической литературы по теме проекта;
• Формулировка цели и задач, составление плана деятельности;
• Сотрудничество с родителями, подбор материала из семейных архивов;
• Подбор литературных произведений военных лет, иллюстраций и фотоматериалов;
• Подготовка цикла бесед и занятий о ВОВ;
• Подготовка презентаций по теме.
II. Основной этап:
Основной, организационно-практический:
Перспективный план проведения
Вид деятельности Содержание работы Время проведения
Познавательная 1. Тематическое НОД о войне,
2. Проведение НОД в местном музее «Героическое прошлое нашего поселка»
3 Изготовление лепбука «Великая Отечественная Война».
4. Чтение и заучивание стихотворений, чтение рассказов о войне, отваге, празднике Победы
* Ю. П. Герман «Вот как это было» ;
* А. М. Жариков «Смелые ребята»;
* В. А. Осеева «Андрейка»;
* Шишов А. «Лесная девочка»;
* Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил»;
* Л. Кассиль "Твои защитники";
* С. Михалков "День Победы".
5. Отгадывание загадок о военной технике, знакомство в пословицами и поговорками о героизме. С 21.04.14 по 8.05.14г.
Художественно - изобразительная 1. Поделка из бумаги «Голубь мира"
2. Рисование нетрадиционным способом «Праздничный салют»
3. Лепка коллективная: «Военная техника»
4. Выставка детских работ: «Враг не пройдет», «Праздник 9 мая», «Пусть всегда будет солнце». С 28.04 по 6.05.16г.
Физкультурная Спортивный досуг «Мы ребята – бравые солдаты» 29.04.16г.
Музыкальная 1. Тематическое: «Песня на войне». (песни
«Прощание славянки», «Три танкиста», «Темная ночь», «Катюша», «Журавли».)
2. Слушание музыки на военную тематику в свободное время на интегрированных занятиях. «Священная война», «День Победы», «В землянке»,
3. Подготовка к празднику посвященному Дню Победы.
4. Праздник: «Этот День Победы» С 21.04 по 6.05.16г.
Экскурсии 1. Экскурсия в библиотеку.
2. Экскурсия к мемориалу героям ВОВ совместно с родителями в парке. 4.05.16 г.
8.05.16г.
Игровая деятельность 1. Дидактические игры: «Отгадай и назови», «Узнай и назови боевую технику ВОВ» «Люби и знай родной свой край»;
2. Проведение подвижных игр: «Снайперы» (попади в цель,, «Перенеси снаряды», «Перетягивание каната»; Игр - эстафет: «Кто быстрее доставит донесение» (полоса препятствий, «Перейди минное поле», «Чья ракета попадет в цель».
Интегрированная НОД «Письмо солдата» 5.05.14г.
Работа с родителями Оформление папки передвижки «Никто не забыт, ничто не забыто» с использованием семейных фотографий, книжек – раскладушки родительских уголков.
Подготовка рекомендаций для родителей: «Что рассказывать детям о Великой Отечественной войне»
Рекомендации по теме "Прочтите вместе с детьми"
Фотовыставка: «Дети на войне» С 21.04 по 6.05.16г.
III. Заключительный этап:
• Экскурсия выходного дня с родителями к памятнику, возложение цветов;
• Анализ, обобщение и распространение результатов проекта : создание презентации выступление на педсовете, размещение материала проекта на сайте ДОУ.
Конспект интегрированного занятия.
Возрастная группа : старшая
Воспитатель : Касьянова Т. В
Тема: «Солдатское письмо».
Дата: 4 мая 2016 г.
Цель: Знакомить с героическими страницами истории нашей Родины; формировать и развивать социально значимые ценности у дошкольников через практическую творческую деятельность и познавательные исследования; способствовать воспитанию чувства патриотизма, прививать чувство гордости за свою Родину и свой народ, и уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие».
Программные задачи:
«Познавательное развитие» - формировать первичные представления о малой Родине и Отечестве, расширять представление детей о военно-полевой почте во время Великой Отечественной войны; познакомить с солдатскими письмами представления о социокультурных ценностях нашего народа, закреплять знания об отечественных традициях и праздниках.
«Речевое развитие» - развивать речь, обогащать словарный детей за счет новых слов и понятий, развивать звуковую интонационную культуры и выразительность речи.
«Художественно-эстетическое развитие» - научить детей складывать из бумаги военное письмо-треугольник, находить наиболее интересное решение выполнения творческой работы; продолжать знакомить с песнями военных лет.
«Физическое развитие» - способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма, координации движения, выполнением основных движений, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование:
Демонстрационный материал: видео презентация «Письмо солдата»; аудиозапись песен «В землянке», «День Победы», образец письма-треугольника, фотографии военных лет.
Раздаточный материал: бумага искусственно состаренная, клей, заготовки для яблоневых веточек, кусочки георгиевской ленточки (8 см, фломастеры. Компьютерное оборудование: мультимедийная установка.
Спортивное оборудование: дуги, спортивные модули.
Словарная работа: Отчизна, Родина, военно-полевая почта, письмо-треугольник, защитники,
Предварительная работа:
Беседы о Великой Отечественной Войне, знакомство с символикой – звезда героя, георгиевская лента.
Чтение детской литературы по теме: С. Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне». Л. Кассиль "Твои защитники"; С. Михалков "День Победы".
Рассматривание : альбома «Наши защитники», «Город –герой Волгоград» иллюстраций : «Памятник советскому солдату», «Родина – Мать зовёт» на Мамаевом кургане.
Слушание песен: «Священная война», «Катюша», «День Победы».
Рисование: «Этот День Победы», «Идет война народная».
Предварительное вырезывание заготовок цветов и листиков для оформления работ.
Ход ЗАНЯТИЯ
- Посмотрите, дети, какое у меня необычное письмо. Как вы думаете, чем оно отличается от современных писем. (Это письмо треугольной формы, без марки). Правильно, такие письма приходили с фронта родным и близким. Писали письма солдаты своим близким в минуты отдыха. Во многих семьях до сих пор хранят письма с фронта. Такие письма хранятся в нашем краеведческом музее.
Давайте послушаем одно такое письмо.
Ребенок читает письмо под фонограмму песни «В землянке» :
«Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром снова в бой!
Будем мы фашистов гнать,
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть –
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья. Твой отец».
К. Листов
Во время войны не было таким писем, как мы сегодня получаем, а военные письма выглядели так (идут слайды, слайд 2).
Как вы думаете, кому они могли писать домой? Правильно, у каждого из них дома остались близкие: мамы, жены, сестры, дети. Солдаты переживали за них, тосковали по дому. Да и родным хотелось знать как там солдат, жив ли, не ранен, как воюет. Письма приходили солдатам и на фронт от родных и близких. Очень ждали бойцы военно-полевую почту и радовались весточкам из дома. После теплых строчек из дома будто бы силы прибавлялись у доблестных защитников Родины (слайд 3)
. Помогала поддерживать связь с родными военно- полевая почта. Военно-полевая почта – это почтовая связь, устанавливаемая в армии в условиях ведения военных действий. (слайд 4)
Во время Великой Отечественной войны ежемесячно доставлялось в Красную армию 70 млн. писем. В годы войны, основная переписка шла между солдатами на фронте и родственниками в тылу. Кроме переписки между родными людьми почта пересылала секретную информацию, приказы,
донесения и посылки. Данный вид корреспонденции сопровождался вооружёнными солдатами, которые были на почтовой службе.
Письма, адресованные в Красную армию, сначала отправлялись в гражданское отделение связи. Затем, в почтовом вагоне они отправлялись на военно-почтовый пункт, а оттуда на военно-почтовую базу армии. (слайд 5) Потом письма отправляли в дивизию, полк, батальон и наконец, письмо попадало в руки солдату. Каждая армия, дивизия, полк или батальон имели свой номер, благодаря которому, почтальоны могли ориентироваться и доставлять письма. (слайд 6)
Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых на фронте всегда не хватало.
Конверт-треугольник - обычно двойной тетрадный лист бумаги, сложенный по специальной схеме, во время войны это умели делать все, даже маленькие дети. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. Большинство из них имели надпись «Воинское» или «Письмо с фронта» (слайд 7). Письма домой фронтовики писали в редкие минуты отдыха в землянках, в окопах, в перерыве между боями на привале (слайд 8). Но не всегда успевали отправлять свои весточки, потому что начинался бой. Иногда так и погибал солдат с не отправленным письмом. (слайд 9)
Немало подвигов совершили военные почтальоны в годы Великой Отечественной войны. Доставляя почту на передовые позиции, они шли на риск, зная, что письмо «согреет солдата домашним теплом» и даст ему силы дальше защищать свою Родину, быть на страже у своего Отечества. Тяжело на фронте было всем и военному почтальону также приходилось преодолевать трудности, проявлять смелость, ловкость. (слайд 10)
От бойцов не отставая
Шаг за шагом, день за днём
Едет почта полевая,
Пробираясь под огнём…
По лесам и горным склонам,
По тропинкам потаённым
Ходит почта на войне.
Слава честным почтальонам,
Полевым и батальонным,
Слава честным почтальонам
С толстой сумкой на ремне
С. Я. Маршак
(слайд 11)
Воспитатель : Давайте и мы проведем эстафету «Доставь почту»
Воспитатель : С тревогой ожидали солдатские письма на Родине в тылу. Посмотрите на картину В. Лактионова «Письмо с фронта». Как вы думаете, о чем рассказывает эта картина? Где происходит действие картины? Кто принес это письмо? Кто читает письмо, кто его внимательно слушает? Как как вы думаете, какие чувства испытывают люди на картине? В своей картине «Письмо с фронта» художник А. И. Лактионов показал, как радовались солдатским письмам в дни войны. У распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика. Долгожданную весточку с фронта принес раненный боец, иногда и такое бывало, мальчик читает письмо отца вслух, близкие, а возможно соседи слушают его и радуются долгожданной весточке. (слайд 12)
Но кроме писем с фронта шли и похоронки, но выглядели они иначе -были прямоугольной формы. (слайд 13) Родные всегда с тревогой и надеждой ждали почтальона, увидев в руках заветный треугольничек очень радовались, и печалились, когда почтальон проходил мимо. Непростая была работа у почтальонов и в тылу. И в дождь и в жару, и в холод им приходилось преодолевать большие расстояния от деревни к деревни. Они, так же как и получатели писем, переживали и радовались (слайд 14). Когда было объявлено о победе, почте предстояло выдержать еще один последний «бой». Поток поздравительных писем и открыток буквально захлестнул все почтовые отделения нашей страны. Люди спешили поделиться своей радостью со всем миром. Почтовые отделения и пункты были переполнены письмами и открытками, все поздравляли друг друга с Победой (слайд 15).
Ребята, а давайте возьмём бумагу и попробуем сложить такое письмо. Во время войны это умели делать все, даже маленькие дети, которые иногда, играя, складывали "письмо" из куска газеты и "отправляли" папке на фронт. Верхний левый угол сгибаем пополам к нижней стороне листа, проглаживаем сгиб получается треугольник. Его сворачиваем еще пополам. У оставшейся части загибаем уголки по диагонали и заправляем во внутрь треугольника.
Молодцы ребята, правильно сделали. Обведем кружочек, будто это печать военно-полевой почты. Наше письмо - треугольник готово. Наши письма будут письмами радости, они рассказывают о Победе, поэтому мы украсим их георгиевской ленточкой, символом героизма солдат и цветущей веточкой, ведь победа пришла к нам в мае, когда всё вокруг цвело.
Сейчас дети прочитают стихи, посвящённые празднику «Дню Победы». Леша- Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны
Лера - Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май
Арина- Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Дима - Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Саша – Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живём!
Алина - Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк, взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны!
Воспитатель : Закончим наше занятие песней «День Победы»