Получи документы

Проект по региональному компоненту: «Подвижные казачьи игры-основа здорового образа жизни» Часть 3

Евгения Иргашева
Проект по региональному компоненту: «Подвижные казачьи игры-основа здорового образа жизни» Часть 3
▼ Скачать + Заказать документы

Приложение 9

Конспект занятия по физкультуре «Казачьи игры»

Цель: развитие двигательной активности детей дошкольного возраста через приобщение к народным казачьим играм и забавам.

Задачи:

1. Создать условия для ознакомления детей с казачьими подвижными играми, посредствам ознакомления с правилами и содержанием.

2. Содействовать проявлению у детей творчества в подвижных играх, посредствам вовлечения их в игры.

Публикация «Проект по региональному компоненту: „Подвижные казачьи игры- основа здорового образа жизни“ Часть 3» размещена в разделах

3. Способствовать возникновению у детей желания самостоятельно организовывать и играть в казачьи игры, посредствам создания интереса к ним.

Ход занятия.

1. Вводная часть :

Физинструктор: ребята, в каком городе мы с вами живем?

Ответы детей (в Новочеркасске).

Физинструктор: а вы знаете, что давным -давно наш город строился как казачья столица! И жили в ней удалые и смелые казаки! В казачьих семьях было от 5 до 12 детей! Пока казаки охраняли границу, а казачки занимались хозяйством, их дети придумывали игры и забавы, в которых проявляли свою смелость, ловкость, выносливость. Сегодня мы с вами вспомним уже разученные игр и познакомимся с новой игрой. Но, сначала давайте, как следует разомнемся.

На право!

Разминка «Путешествие» :

Ать-два, левой!

Ать-два, левой! (дети шагают по кругу)

Вырос лес до небес! (руки вверх, ходьба на носках)

Вот глубокий ручеек, перейдем его скорей! (широкий шаг)

По дорожке топаем! (топают)

И в ладоши хлопаем (хлопают)

Мы шагаем, мы шагаем, свои ноги разминаем! (обычная ходьба)

Пришло время побежать, в беге ноги нам размять! (обычный бег)

Нужно носиком дышать!

Рот всем на замке держать!

А сейчас, как свистну я, остановитесь друзья! (бег с остановками)

Снова дружно побежали, наши ноги не устали.

Выше ноги поднимаем, на цветы не наступаем! (бег с высоким подниманием коленей)

Разрешаю вам опять, друг за другом пошагать! (переход на ходьбу)

Очень быстро вы бежали и немножечко устали.

Солнце светит высоко, мы вдыхаем глубоко! (глубокий вдох)

Руки вниз мы опускаем и спокойно выдыхаем! (выдох)

2. Основная часть :

Физинструктор: ребята а какие казачьи игры вы уже знаете?

(ответы детей)

А сейчас вспомним и поиграем в игру "Зевака"

Чему учит эта игра?

(ответы детей)

Игра с мячом «Зевака»

Играющие становятся в круг и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Кто не поймает мяч на лету, тот хватает мяч с пола и кидает в одного из играющих, если не попал, выходит из игры. Если попал, тот в кого попали садится на скамейку. И так далее.

Физинструктор: ребята скажите, а кто же у казаков был самым верным другом? (ответы детей)

Физинструктор: казачат учили ездить верхом на коне уже с 3 летнего возраста. Трехлетки сами ездили по двору, а пятилетки бесстрашно скакали по улице, стреляли из лука, играли в бабки. Конь занимал особое место в жизни казака, он был непременным спутникам казака на всех путях его жизни-и мирных и не мирных. От знания повадок лошадей, навыков общения с ними подчас зависила сама жизнь казака. Конь был своеобразным посредником между казаком и Доном-т. е. родной землей, родным домом, родной семьей.

Пришло время вспомнить игру «Всадник»

Эстафета «Всадники»

Расчет на первый, второй! Команды строятся в колонну по одному. Первый участник на палках-конях бегут змейкой между стойками, перепрыгивают через рейку на стойке (прыжок через препятствие)и бегом возвращаются назад, передовя коня следующему участнику команды. Выигрывает команда, первая выполнившая задание.

3. Заключительная часть :

Физинструктор: а я слышала, что казаки любят силою помериться. А вы ребята, казачата сильные?

(ответы детей)

Вот сейчас на канате силушку вашу и проверим.

Эстафета «Перетягивание каната»

Мальчики и девочки делятся на две команды и соревнуются.

Физинструктор: пришло время для разучивания новой каазачей игры.

Для этой игры вы должны выбрать водящего, давайте покичемся на палке, или посчитаемся?

(ответы детей)

Первый раз я буду водящим и познакомлю вас с правилами новой игры.

Игра малой подвижности "Воздух, вода, земля, ветер"

Играющие становятся в круг, водящий стоит в середине или за кругом. Подойдя к кому-нибудь из играющих, водящий говорит одно из четырех слов: «вода», «земля», «воздух», «ветер»- и считает до пяти. Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу, зверя или покружиться на месте если (ветер). Кто не успел дать ответ, выходит из круга. Водящий идет к другом и т. д. Ведущий может неожиданно сказать «огонь», при этом слове все игроки должен поменяться местами и водящий становиться на чье-нибудь место в кругу. Последний не успевший встать в круг, становится водящим.

Физинструктор: Играть вы умеете, а вот загадки сможете отгадать?

(ответы детей).

Загадки:

- Шесть ног, две головы, один хвост? (всадник на коне)

- Ни кого не родила, а все матушкой зовут? (земля)

- Погоны желтые, шашки острые

Пики длинные, кони борзые,

Полем идут с песней, искать царю чести, а себе славы? (казаки)

- Кто главный у казаков? (атаман)

- Где выбирают атамана? (на кругу)

- Кони взрослые готовы поменять свои? (подковы)

- Голове не будет страха, если есть на ней? (папаха)

Физинструктор: ребята, вам понравились казачьи игры?

(ответы детей)

Что на занятие вам запомнилось больше всего?

(ответы детей)

Вы можете теперь и сами играть в эти игры на прогулке. Занятие окончено, спасибо за внимание, вы на занятие были настоящими казаками и показали силу, ловкость, внимание и выдержку! На право, шагом марш!

(дети под музыку маршируют, выходя из зала)

Приложение 10

Сценарий физкультурно-познавательного развлечения

«Казачьи игры и забавы»

Цель: развивать интерес к физкультуре посредством кубанских народных игр.

Задачи:

1. Совершенствовать физические способности детей, развивать силу, ловкость, быстроту, выносливость.

2. Закреплять основные виды движений в процессе чередования подвижных и малоподвижных игр;

3. Вызывать положительный эмоциональный отклик на упражнения и подвижные игры.

4. Знакомить детей с традициями кубанского народа, формировать их духовно-эстетическую культуру, воспитывать интерес к природе родного края.

Материал и оборудование: 2 шали, мешочки с песком по количеству участников, 2 корзины, 2 палки-коня, 2 стойки с горизонтальными планками (высота 25 см, широкая атласная лента, 2 обруча, конусы, 2 дуги, 4 чашки с перемешанными в них горохом и фасолью, 8 пустых чашек, диск с веселыми кубанскими песнями, музыкальный центр.

Ход мероприятия:

Зал празднично украшен флажками, шарами, звучит казачий марш.

Физинструктор:

Люблю тебя, край мой,

Простор краснодарский,

Казачьи забавы,

И песни, и пляски!

Здравствуйте, дорогие ребята. Богата наша Кубань обычаями и традициями! Издавна повелось на Кубани, что молодые парни-казаки устраивали состязания, чтобы померяться силой и удалью молодецкой! Да и девицы-казачки не уступали им в своей смелости и ловкости. Вот сегодня мы ребята и проверим, какие Вы у нас казаки и казачки.

Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку.

С детства казак приучался чувствовать себя военным. О сражениях пела ему мать в колыбели, рассказывал о службе дед, отец. В возрасте 3-х лет казачонок ездил на лошади по двору, в 7-8 бесстрашно скакал без седла по улице, по степи, смело плавал, стрелял из ружья. Любимым занятием были скачки. Ловко поднимались казаки на стременах, на всем скаку поднимали с земли платки. Казачьи военные игры развивали ловкость и отвагу, готовили к будущей тяжелой военной службе.

Пришла пора показать военную сноровку

Начинаем джигитовку. По коням!

Проводится эстафета «Наездники» :

Нам необходимо две команды. Становимся в колонны по одному. Ребята на палках-конях бегут змейкой между конусами, перепрыгивают через рейку на стойке (прыжок через препятствие) и бегом возвращаются назад до линии финиша. Выигрывает команда, первая выполнившая задание (конкурс сопровождается музыкой).

Физинструктор: Казачьи забавы совсем не легки,

Покажем, какие вы меткие стрелки.

Проводится эстафета «Казаки - меткие стрелки» :

Ребята строимся в колонны по одному. На расстоянии от вас стоят корзины. Каждому участнику необходимо попасть мешочком с песком в корзину. Выигрывает команда, попавшая большее количество раз (конкурс сопровождается музыкой).

Физинструктор: А теперь пришла пора поиграть-

Свою удаль показать.

Эстафета «Удалые казаки» :

Собираемся в две команды. По очереди по сигналу проползаем под дугами, затем запрыгиваем на двух ногах в обруч, точно также выпрыгиваем из него, добегаем до стойки, обходим ее, возвращаемся на старт, передаем эстафету следующему. Побеждает та команда, которая быстрее пройдет все испытания.

Физинструктор: Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает казачьи традиции и обычаи. Уважительное отношение к женщине: матери, сестре,

жене - все это входило в понятие чести казака. Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Она являлась хранительницей очага и традиций.

Казачка в дому, что оладушек в меду.

Она прибирает, она подтирает

Одним-одна за все отвечает.

Эстафета «Перебери зерно» :

Участвуют 4 казачки - девочки. На столе стоят чашки, в них смешана фасоль и горох. По команде, играющие отделяют зерна, кладут в пустую посуду. Кто быстрее переберет, тот и выиграл.

Физинструктор: Молодцы, казачки, проворные. Не останется казак голодный! А сейчас, молодые казаки и казачки, поиграем в старинную казачью игру.

Выходите, парни, девки,

Удаль в играх показать,

Свои косточки размять!

Игра «Нагайка» :

Ребята становимся в круг и присаживаемся на корточки. Водящий с «нагайкой» (широкая атласная лента) обходит сидящих сзади по кругу, старается положить незаметно «нагайку» на плечо одному из игроков. Тот игрок, на плече которого находится «нагайка», должен взять ее в руки догнать водящего и успеть слегка «ударить нагайкой». Водящий должен успеть занять место игрока до того как его «ударят». Если не успел, выбывает из игры.

Физинструктор: Молодцы, ребята. А вот и еще одна интересная казачья игра для вас.

Игра «Плетень» :

Нам необходимо две команды. Ребята становятся шеренгами друг напротив друга, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящей напротив команде и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй шеренги. По сигналу вы ребята расходитесь по всему залу, выполняя определённые движения под звуки бубна (поскоки, лёгкий бег, галоп и

т. д.). По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест. Выигрывает та команда, которая первая построится.

Ведущий: Браво, ребята-казачата, а теперь подскажите мне, а вы знаете, как называется подворье казака? (ответы детей) Правильно, курень, именно так называется еще одна старинная казачья забава.

Игра «Курень» :

Нам необходимо две команды для участия. На разных сторонах зала стоят стулья. Дети вы становитесь вокруг стульчиков в круг по пять-шесть человек. У каждой команды есть шаль. Дети оставляют ее на стуле, а сами под веселую музыку врассыпную пляшут и танцуют по всему залу. С окончанием музыки каждая команда бежит к своим стульчикам, берет шаль и на вытянутых руках растягивает шаль над головами, образуя, таким образом, крышу куреня. Побеждает та команда, которая быстрее справится с задачей.

Физинструктор: Вам понравилось играть, ребята? Вот так же давным-давно кубанские казачата играли в эти веселые игры, а нам пришла пора прощаться, до свидания ребята!

Цвети, Урал, красою взор лаская,

Мы сбережем покой твоих границ!

Чтоб ты моя любимая станица

Была милей и краше всех других станиц!

Приложение 11

Казачьи подвижные игры

Жмурки

Жмурки — детская игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других.

Для игры потребуется платок, чтобы завязать глаза игроку (жмурке, который будет всех ловить. Далее его крутят несколько раз вокруг своей оси, чтобы он немного потерял ориентацию в пространстве.

Он должен поймать кого-нибудь из игроков и опознать.

Если он правильно опознал игрока, то они меняются местами.

Если жмурка близко подходит к каким-либо выступающим предметам, то игроки должны крикнуть "Огонь!", но нельзя так делать чтобы отвлечь жмурку от игрока.

Ещё как вариант жмурок можно играть в пятнашки, только без платка.

Цепи-цепи

Понадобится просторная площадка и много желающих. Чем больше игроков, тем лучше, но не меньше шести человек.

Все игроки делятся на две команды поровну. Команды становятся друг напротив друга в шеренги и берутся за руки, образовав «крепкие цепи».

Игроки одной из команд кричат: «Цепи – цепи, разбейте нас!» или, еще вариант: «Цепи кованы, раскуйте нас!». Вторая команда спрашивает: «Кого из нас?»

Противоположная команда, посоветовавшись, называет имя игрока, который будет «разбивать» (обычно выбирают самого слабого). Этот человек бежит со всей силы и пытается разорвать сцепившиеся руки противников (опять же, выбирает «самое слабое звено»). Если ему удалось разорвать цепь, то он забирает одного из двух игроков, между которыми прорвался и возвращается с добычей в свою команду. Если не удалось расцепить руки, неудачливый игрок остается у противника.

Игра «Цепи – цепи» продолжается до тех пор, пока в одной из команд не останется один игрок.

Ручеек

Это очень простая игра. Скорее, даже, не игра, а развлечение. Она учит детей преодолевать стеснение, помогает выявить симпатии. В нее можно играть и самым маленьким деткам и подросткам (подойдет для детского лагеря или школьной перемены, детского сада). Желательно собрать больше участников (нечетное количество). Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки, образуют «живой коридор - ручеек». Оставшийся без пары игрок проходит внутри коридора, выбирая себе пару. Обычно, по правилам, мальчик выбирает девочку, а девочка – мальчика. Новая пара, пройдя через коридор, становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару.

Игра продолжается, пока не надоест.

Прятки

Особенно интересно играть вечером, когда темнеет и можно спрятаться даже за углом в тени.

Выбирается водящий – тот, кто будет искать. Если желающих нет, то проблему решает считалочка. Нужно определить место (столб, дерево, скамейка, угол дома, где водящий будет «застукивать» найденных игроков.

Водящий становится возле выбранного поста, закрывает глаза и считает до 20 (50, 30, как договорятся). Потом громко говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать. Кто не спрятался, я не виноват!». И ищет спрятавшихся. Когда находит, громко называет имя (например, Маша) и бежит к посту, дотрагивается рукой и объявляет: «Стук, стук, Маша!». Но Маша, тоже, пытается добежать до поста раньше водящего, и «застукать» себя. Водящий старается недалеко отходить от поста. Потому что, близко спрятавшиеся игроки, могут выскочить из своего укрытия и «застукать» себя.

Игра продолжается, пока все не найдены. Проигравшим, обычно, становится тот, кого «застукали» первым. Он и становится новым водящим.

Игра в шапку

Цель игры : развитие ловкости, внимания.

На площадке играющие садятся на землю, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Сидящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры :

Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад и вперед;

Если стоящему в кругу не удается поймать шапку, то он садится в кругу, а тот игрок, у кого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.

Вариант игры : на ровной площадке один из играющих («болван»)

Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад и вперед;

Если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.

Вариант игры : на ровной игровой площадке один из играющих («болван»)

садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз. Остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот садится на место «болвана».

Заря

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря.

Она ходит сзади с лентой и говорит:

Заря–зарница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

Кольца обвитые - за водой пошла!

С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.

Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.

Иголка, нитка, узелок

О единстве идеи, пути её осуществления.

Ход игры : Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».

Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.

Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

Ловишка в кругу

Игра развивает чувство меры, умение жить в почитании и согласии с требованиями общества,не переступать запретную черту даже в экстремальных ситуациях, хранить устремление к реализации цели.

Подобная игра, входя в подсознание, как алгоритм поведения, поможет человеку и в дальнейшем, не выходя из круга своих возможностей и заслуг,

регулировать свои действия, соотносить их безболезненно для самолюбия с действиями окружающих.

Ход игры : На площадке чертят большой круг — от 3 м и более, в зависимости от количества играющих.

В середине круга кладут палку, её длина должна быть значительно меньше диаметра круга. Участники игры стоят в кругу,один из них — «Ловишка». Он бегает за детьми в кругу и старается кого–то поймать. Пойманный игрок становится «Ловишкой».

Правила игры. Никто не встаё т на палку ногами: «Ловишка» её оббегает, игроки могут перепрыгивать.

Пойманному игроку не вырываться из рук «Ловишки».

Грыбаки

Цель игры : развитие скоростной выносливости.

Играющие дети берутся руками попарно и становятся пара за парой. Выбираются «грыбаки» — пара, которая становится впереди всех на небольшом от них расстоянии. Сначала бежит первая пара игроков, мимо «грыбаков». Бегущие должны бежать в одиночку, не держась за руки. «Грыбаки» ловят и бегут вместе с ними, взявшись за руки.

Правила игры :

Если один из бегущих будет пойман «грыбаками», не успев подать руку товарищу, то он и его товарищ становятся «грыбаками», а «грыбаки» становятся позади все пар; если «грыбаки» не поймали ни одного из бегу-щих, то становятся на прежнее место и бежит следующая пара, а та, что бежала, становится позади последней.

Прыгалки

- через одну (двое вращают верёвку, один прыгает);

- через две – вращение в одну сторону (четверо (по двое) вращают верёвку, один прыгает, расстояние между держащими разные верёвки примерно 1,5 метра;

- через две – вращения в разные стороны (четверо (по двое) вращают верёвку, один прыгает) расстояние между держащими разные верёвки примерно 1,5 метра.

Публикации по теме:

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Лэпбук «Основы здорового образа жизни»Лэпбук «Основы здорового образа жизни» Воспитатель Сафонова В. А. СП «Детский сад» МАОУ ООШ с Комсомольское Балаковского района Саратовской области. Добрый день, уважаемые коллеги,.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 1 часть Для детей. • Формировать предпосылки здорового образа жизни. • Продолжать развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки. •.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 частьПерспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 часть Полезные продукты. Задачи. Уточнить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов и овощей для здоровья человека. Закрепить.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 3 часть Чтобы зубки не болели. Задачи. Дать элементарные знания о строении зубов и о профилактике их заболеваний. Научить детей заботиться о своих.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 4 часть Вот, Я какой. Задачи. Различать и называть части тела. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. Дидактические.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во 2 младшей группе. 5 часть Здоровье в движении. Задачи. Расширять представление детей о том, что здоровье человека зависит от его движений. Поддерживать интерес к.

Презентация по региональному компоненту «Удмуртские сказки» Презентация «Удмуртские сказки» (региональный компонент)[/b] В наш увлекательный образовательный и воспитательный процесс ДОУ введен региональный.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Презентация «Территория здорового образа жизни» В настоящее время огромное внимание уделяется физическому воспитанию подрастающего поколения. Это касается и дошкольного образования. Физические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по региональному компоненту: «Подвижные казачьи игры-основа здорового образа жизни» Часть 3
Опубликовано: 24 ноября 2021 в 08:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по региональному компоненту: «Подвижные казачьи игры-основа здорового образа жизни» Часть 3» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Иргашева (УИ 1791295) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД