Наталья Васина
Проект по самообразованию с детьми среднего возраста «Нетрадиционные техники рисования. Монотипия»
▼ Скачать + Заказать документы
Срок проекта : долгосрочный (2022-2023 гг.)
Вид проекта : практико-ориентируемый
Участники проекта : дети средней группы, педагоги, родители.
Проблема: Недостаточно развита творческая фантазия у воспитанников и память, воображение.
Актуальность темы:
Монотипия - это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Монотипия очень нравится дошкольникам. Она помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственное мышление. Это увлекательное и интересное занятие. Для выполнения рисунков в технике монотипия можно использовать гуашевые, акварельные, акриловые, масляные и другие краски. Краска наносится на поверхность так же различными инструментами: кистью, валиком, тампоном…Поверхность на которую наносится краска, что бы сделать потом оттиск может быть: альбомная бумага, картон, пластмассовая доска, стекло, металлическая пластина и т. д.
Публикация «Проект по самообразованию с детьми среднего возраста „Нетрадиционные техники рисования, Монотипия“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Монотипия. Мастер-классы, рисунки, занятия
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе.
Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом.
Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования – монотипией. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству.
Задачи:
• Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – предметной монотипией;
• Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники рисования;
• Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
• Развивать моторику рук и тонких движений пальцев;
• Развивать познавательные процессы - восприятие, внимание, память, логическое мышление;
• Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества;
• Развитие у дошкольников творческих способностей, через нетрадиционные техники рисования;
• Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
• Повышение уровня творческого воображения детей дошкольного возраста в рисовании;
• Умение применять усвоенные техники изодеятельности;
• Способствовать самореализации личности ребенка в художественном творчестве, стимулировать стремление быть оригинальным в выборе средств своего замысла, давать оценку продуктам своей и чужой деятельности;
• Создание творческих заданий и упражнений для повышения уровня развития творческого воображения;
• Организация выставки в ДОУ;
• Пронаблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности;
• Повышение педагогического уровня родителей;
Ожидаемые результаты для педагога: повысить свой профессиональный уровень; создание специальной среды с целью развития творческих способностей у дошкольников, нетрадиционный подход к выполнению изображения.
Ожидаемые результаты для детей: интерес к объектам и явлениям ближайшего окружения, умение применить изучаемую технику для передачи объема : развитие образной памяти.
Этапы проекта :
1 этап
Подготовительный этап
• Изучение методической литературы; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2006.
• Разработка содержания проекта :
Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Скрипторий, 2003. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество». М. :Мозаика-Синтез, 2005.
• Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
2 этап
Основной этап
• Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.
• Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей
• Работа с родителями:
• Консультация для родителей: «Нетрадиционные техники рисования».
• Выставка (коллективная работа детей) .
• Демонстрация занятия с детьми.
• Работы с детьми :
• Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; рисование иллюстраций Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2006.
• игры и упражнения под тексты стихотворений
3 этап
Заключительный этап
• Диагностика эффективности проекта : соотнесение результатов с задачами.
• Презентация проекта.
Вывод: занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник представляют широкие возможности для изучения особенностей детей, для развития у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к школе.
План реализации проекта.
Октябрь
Рисование «Золотая осень»
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – монотипией. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию.
Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»
Дидактическая игра: «Подбери блюдце к чашке»
Игра не только формирует навык различения оттенков палитры, но и развивает концентрацию внимания, моторику пальцев рук.
Подготовить полотно, имитирующее магазинные полки, сделать из картона посуду разных цветов. Рассказать детям, что сначала в магазин привезли блюдца, затем чашки. Продавцам нужна помощь, чтобы правильно расставить посуду. Задача играющих – правильно подобрать блюдца к чашке.
Ноябрь
«Осень отражается в воде»
Знакомить с техникой рисования монотипия, складывая лист бумаги вдвое и на одной его половине рисуя желаемый рисунок, используя много воды. Затем по сгибу накрывают рисунок чистой стороной листа и прижимают ладошками.
Мастер – класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста».
Декабрь
«Новогодняя елочка»
Цель: учить детей рисовать елочку.
Формировать умение рисовать дерево красками;
Обучать нетрадиционной техники рисования : пальчиками;
закреплять умение дополнять рисунок, используя рисование ватными палочками;
Консультация для родителей
«Нетрадиционные техники рисования».
Мы предлагаем вам несколько вариантов нетрадиционной техники рисования, которые Вы можете использовать дома со своим ребенком.
Январь
«Зимний пейзаж»
Закрепить нетрадиционные способы рисования (пальчиком, ватными палочками). Учить передавать в рисунке приметы зимы: снег, снегопад, зимующих птиц и т. д, воспитывать интерес к рисованию.
Консультация «Рисование в технике монотипия»
Февраль
«Цветные ладошки»
Познакомить детей с техникой рисования ладошкой, вызвать интерес к нетрадиционному рисованию.
Дидактическая игра «Собери картинку».
Март
«Гусеница»
Познакомить детей с методом рисования штампами пробки и монотипией, создавать образ гусеницы, дополняя образ деталями.
Беседа на тему: «Материал для монотипии».
Апрель
«Березки»
С помощью техники монотипия передать образ весенней березы.
Дидактическая игра:
«Из чего состоит пейзаж»,
Май
«Ваза с цветами» (монотипия с оттиском листьев).
Цель: Совершенствовать умения рисования в технике монотипия.
Художественно-эстетическое развитие: закреплять умение детей рисовать цветы в вазе; закрепить знания работы в технике монотипии; развивать чувство пропорций при составлении композиции; закреплять умение располагать рисунок с левой стороны от сгиба листа, рисовать мелкие детали и элементы тонкой кистью; воспитывать эстетический вкус и умение получать удовлетворение от проделанной работы.
Дидактическая игра: «Подбери к предмету цвет»
Подготовить 6 листов цветной бумаги. Найдите изображения 6 соответствующих по цвету объектов. Вырезать предметы по форме так, чтобы при наложении изображения на бумагу каждый объект обрел нужный колер:
помидор – красный;
морковка – оранжевая;
Список использованной литературы:
1. Аверина И. Е. «Физкультурные и динамические паузы в ДОУ» практическое пособие.
2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», «Просвещение» М., 2005.
3. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Скрипторий, 2003.
4. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2006.
5. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество». М. : Мозаика-Синтез, 2005.
6. Квач Н. В. «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет» : Пособие для ДОУ. -М. :ВЛАДОС, 2001.
7. Ксензова Ю. Г. «Перспективные школьные технологии», учебно-метод. пособие, «пед. Общество России. М., 2000.
8. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Каро, 2007.