Валентина Крылова
Проект «По следам осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический паспорт проекта.
Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, игровой.
Тип проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (сентябрь - октябрь).
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги (воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Место реализации проекта: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Ягодка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществление деятельности по социально – личностному развитию детей».
Введение
Публикация «Проект „По следам осени“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивает эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на мой взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Мне близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть экологический проект «По следам осени».
Обоснование необходимости проекта
Актуальность. Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.
Проблема. У детей старшей группы «Солнышко» недостаточно знаний об осени, как о времени года.
Гипотеза. Экологическое воспитание детей будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие и прямой контакт ребенка с природой.
Выявленная проблема помогла определить цель и задачи проекта.
Цель: Создание условий для совершенствования у детей представлений об осени, как о времени года, ее характерных особенностях, признаках, приметах и явлениях.
Задачи:
Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание оберегать ее, охранять.
Ожидаемые результаты:
От педагогов:
Реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.
Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Разработка конспектов ООД; НОД; подбор дидактических игр; стихов и загадок; знакомство детей с литературными произведениями по теме проекта.
Выработка новых форм работы с родителями.
От детей:
Закрепление знаний и представлений детей об осени, как о времени года, её признаках, приметах, явлениях;
Расширение и активизация словаря детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деткой деятельности;
Сближение педагогов и детей, создание атмосферы общности интересов и партнерских отношений;
Развитие познавательного интереса детей и расширение кругозора.
От родителей:
Будет вызван интерес к проблеме воспитания у детей экологической культуры.
Установление эмоционального контакта с детьми.
Продуктивное взаимодействие с детьми через совместную проектную деятельность.
Реализация проекта
Проект включает три этапа: подготовительный, основной (практический, заключительный.
Направления работы:
Подготовительный этап
Деятельность педагога :
1. Формулирует проблему;
2. Вводит игровую (сюжетную) ситуацию;
3. Формулирует цель и задачи.
4. Подбирает методическую литературу.
5. Подбирает материалы для игровой деятельности детей.
6. Информирует родителей о проведении проектной деятельности и приглашает их к участию в проекте.
Деятельность детей:
1. Вхождение в проблему;
2. Вживание в игровую ситуацию;
3. Принятие задачи;
4. Дополнение задач проекта.
Практический этап
Деятельность педагога:
1. Реализация намеченных планов;
2. Помогает в решении задач;
3. Помогает спланировать деятельность;
4. Организует деятельность (раскрывает возможные формы работы);
5. Разрабатывает конспекты ООД.
6. Систематизация собранного материала.
Деятельность детей:
1. Объединение в рабочие группы;
2. Распределение ролей (проявление познавательного интереса);
3. Полноправные участники реализации проекта;
4. Выполнение домашних заданий совместно с родителями.
Заключительный этап
Деятельность педагога:
1. Практическая помощь (по необходимости);
2. Направляет и контролирует осуществление проекта;
3. Подготовка и проведение итогового мероприятия;
4. Подготовка к презентации;
5. Презентация проекта.
Деятельность детей:
1. Формирование знаний, умений и навыков по теме проекта;
2. Продукты деятельности готовят к презентации;
3. Делают самостоятельные выводы.
Содержание работы по образовательным областям
Познавательное развитие:
ООД «Прогулка в осенний лес».
Цель: Создание условий для расширение у детей представления о многообразии и пользе осенних даров природы.
ООД (Конструирование) «Ёжик».
Цель: создание условий для развития умений конструировать из бумаги и картона.
Рассматривание и обследование: муляжи и трафареты овощей, фруктов, грибов, листьев; рассматривание иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Беседы: «Осень в моём дворе», «Почему деревья сбрасывают листья?».
Цикл наблюдений:
- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, ветром, осенним дождём);
-за красотой и богатством осенних красок;
-за цветником;
-за перелетными птицами;
-за насекомыми;
-за деревьями, растущими на территории детского сада.
Целевые прогулки:
«Деревья и кустарники нашего детского сада»;
«Ищем приметы осени».
Цель: Создание условий для развитие у детей умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок через наблюдения во время прогулок.
Ситуативные беседы:
«Какой урожай мы вырастили на своей грядке»;
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»;
«Почему я люблю (не люблю) осень?»;
«Как животные готовятся к зиме».
Цель: Создание условий для систематизации представления у детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.
Речевое развитие:
ООД «Осень и её краски».
Цель: Создание условий для систематизации знаний детей об осени, обогащения словарного запаса путём познания окружающего мира.
Творческое рассказывание детей по темам:
«Мы гуляли на участке»;
«Что я видел в парке?»
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок.
Цель: Создание условий для развитие у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.
Словесные игры:
«Опиши словами осень»;
«Вспомни – назови»;
«Один – много»;
«Назови одним слово»;
«Осенние деревья»;
«Подбери действие».
Цель: Создание условий для развитие у детей свободного общения со взрослыми.
Восприятие художественной литературы:
Рассказы:
Катаев В. «Мухомор»; «Грибы».
Лопатина А. «Грибная аптека»;
Пришвин М. «Листопад», «Осенние листочки»;
Скребицкий М. «Четыре художника», «Осень», «Белка готовится к зиме»;
Соколов-Микитов Г. И. «Листопадничек»;
Снегирев Г. «Как птицы к зиме готовятся»;
Сладков И. «По грибы»,
Ушинский К. «Осенняя сказка», «Спор деревьев»;
Шим Э. «Храбрый опенок».
Сказки:
Афанасьева М. «Красивые грибы»;
Белых С. «Спор деревьев»;
Скребцова М. «Разговорчивая берёзка».
Стихи:
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;
А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»;
К. Бальмонт «Осень»;
И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…».
Цель: Создание условий для эмоционально-образного восприятия детьми литературного произведения; развитие умения замечать образные слова и выражения, осознание единства человека с природой в художественной литературе.
Социально-коммуникативное развитие:
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин овощей и фруктов», «Собираем урожай», «Прогулка в парк», «Прогулка в осенний лес».
Дидактические игры:
«Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы».
Цель: Создание условий для развития интереса у детей к экологическим играм.
Настольно – печатные игры: «Времена года», лото «Грибы», «Деревья».
Художественно-эстетическое развитие:
ООД (Рисование) «Деревья в нашем парке».
Цель: Создание условий для закрепление умения у детей передавать в рисунке характерные черты деревьев.
ООД (Лепка) «Литья танцуют и превращаются в деревья».
Цель: Создание условий для закрепление у детей умений работать в технике пластилинография.
ООД (Аппликация) «Натюрморт – ваза с фруктами».
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности.
ООД (Ручной труд) «Перелётные птицы».
Цель: Создание условий для совершенствования навыка складывать бумагу в разных направлениях, используя готовую выкройку.
Рассматривание: картины Левитана, Паленова, Шишкина «Золотая осень», иллюстраций на тему «Осень в лесу».
Работа с раскрасками на осеннюю тематику.
Игры-драматизации: «Лисичка со скалочкой», «Под грибом».
Слушание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Октябрь»;
Пение: «Веселый огород»;
«Осень золотая» сл. и муз. Л. Старченко;
«Осень, осень, осень».
Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку».
Музыкальные игры: «Ёжик», народная игра «Тара-тара-тара-ра…».
Цель: Создание условий для формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения об осени.
Работа с родителями:
Выставка семейных поделок из овощей и фруктов «Осенние превращения».
Итоговое мероприятие:
Осенний праздник «Дождинкины осенины».
Физическое развитие:
Беседы:
«Как одеваться осенью?»;
«Если хочешь быть здоров».
Цель: Создание условий для развитие у детей начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
Подвижные игры:
«Съедобное - несъедобное!»;
«Бывает-не бывает»;
«Хитрая лиса»;
«Перелёт птиц»;
Игры - соревнования: «Кто быстрее обежит лужи».
Цель: Создание условий для формирование у детей двигательной активности, используя подвижные игры и физические упражнения.
Физкультминутки:
«Клён»; «Листопад»; «Грибы».
Пальчиковая гимнастика: «Листья», «Есть у каждого свой дом», «Компот», «Мы капусту рубим…», «Птицы».
Цель: Создание условий для развитие у детей мелкой моторики, координации движения кистей рук и пальцев.
Трудовое воспитание:
Сбор природного материала на прогулке (сбор семян, листочков, шишек, уборка опавшей листвы, подготовка клумбы к зиме, укрывание корней деревьев опавшей листвой.
Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»;
«В мире животных»;
«Как мы будем помогать птицам зимой?».
Цель: Создание условий для формирование у детей умение трудиться, добиваться результата труда общими усилиями.
Прогнозируемые краткосрочные результаты реализации проекта
1) Накопление методического материала по экологическому воспитанию для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
2) Обновление дидактического и наглядного материала по теме проекта.
3) Развитие у детей интереса к познавательной деятельности.
4) Повышение уровня родительской компетентности в вопросах экологического воспитания детей.
Прогнозируемые долгосрочные результаты реализации проекта
1) Разработать методическую базу для детей старшего дошкольного возраста (серию экологических занятий, сценарии праздников, развлечений и досугов).
2) Составление модели по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, включающую интеграцию образовательных областей и все виды детской деятельности.
3) Родители станут активными участниками образовательного процесса.
Продукты проектной деятельности:
Методические материалы по повышению профессиональной компетентности педагогов (конспекты мероприятий в рамках проекта).
Методические материалы по повышению родительской компетентности (материалы информационных стендов, консультаций, папок-передвижек и др.).
Выставки детского творчества.
Выставка семейных поделок из овощей и фруктов «Осенние превращения».
Итоговое мероприятие: осенний праздник «Дождинкины осенины».
Презентация проекта.
Заключение
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать познавательно-исследовательскую деятельность по изучению природы во вех её проявлениях в осенний период времени у детей старшей группы, а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании разнообразных композиций. Способствовало накапливанию у детей представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр-инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
В результате реализации проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе; на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался словарь, появилось желание самостоятельно заниматься творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над проектом; большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Список литературы
1. Аксёнова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128с.
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4 – 7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009. – 190с.
3. Веракса Е. В. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80с.
4. Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (старшая группа). Учебное пособие – М., Педагогическое общество России, 2008. – 48с.
5. Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, Л. И. Пономаревой. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 208с.
6. Крашенинников Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80с.
7. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2011. – 232с.
8. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное, испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. – 336с.
9. Рунова М. А. Ознакомление с природой через движение: Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5 – 7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2006. – 112с.
10. Рыжова Н. А. Я и природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1996. – 56с.
11. Смирнова В. В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. – СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 208с.
12. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 112с.
13. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5-6 лет. – 2-е изд. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – 320с.
14. Интернет – ресурсы: maam.ru, infourok.ru, nsportal.ru.