Папки-передвижки

Проект «По следам осени» (12 фото)

Валентина Крылова
Проект «По следам осени»

Методический паспорт проекта.

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, игровой.

Тип проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (сентябрь - октябрь).

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги (воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Место реализации проекта: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Ягодка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществление деятельности по социально – личностному развитию детей».

Введение

Публикация «Проект „По следам осени“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивает эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на мой взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Мне близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств может быть экологический проект «По следам осени».

Обоснование необходимости проекта

Актуальность. Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.

Проблема. У детей старшей группы «Солнышко» недостаточно знаний об осени, как о времени года.

Гипотеза. Экологическое воспитание детей будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие и прямой контакт ребенка с природой.

Выявленная проблема помогла определить цель и задачи проекта.

Цель: Создание условий для совершенствования у детей представлений об осени, как о времени года, ее характерных особенностях, признаках, приметах и явлениях.

Задачи:

Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание оберегать ее, охранять.

Ожидаемые результаты:

От педагогов:

Реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.

Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Разработка конспектов ООД; НОД; подбор дидактических игр; стихов и загадок; знакомство детей с литературными произведениями по теме проекта.

Выработка новых форм работы с родителями.

От детей:

Закрепление знаний и представлений детей об осени, как о времени года, её признаках, приметах, явлениях;

Расширение и активизация словаря детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деткой деятельности;

Сближение педагогов и детей, создание атмосферы общности интересов и партнерских отношений;

Развитие познавательного интереса детей и расширение кругозора.

От родителей:

Будет вызван интерес к проблеме воспитания у детей экологической культуры.

Установление эмоционального контакта с детьми.

Продуктивное взаимодействие с детьми через совместную проектную деятельность.

Реализация проекта

Проект включает три этапа: подготовительный, основной (практический, заключительный.

Направления работы:

Подготовительный этап

Деятельность педагога :

1. Формулирует проблему;

2. Вводит игровую (сюжетную) ситуацию;

3. Формулирует цель и задачи.

4. Подбирает методическую литературу.

5. Подбирает материалы для игровой деятельности детей.

6. Информирует родителей о проведении проектной деятельности и приглашает их к участию в проекте.

Деятельность детей:

1. Вхождение в проблему;

2. Вживание в игровую ситуацию;

3. Принятие задачи;

4. Дополнение задач проекта.

Практический этап

Деятельность педагога:

1. Реализация намеченных планов;

2. Помогает в решении задач;

3. Помогает спланировать деятельность;

4. Организует деятельность (раскрывает возможные формы работы);

5. Разрабатывает конспекты ООД.

6. Систематизация собранного материала.

Деятельность детей:

1. Объединение в рабочие группы;

2. Распределение ролей (проявление познавательного интереса);

3. Полноправные участники реализации проекта;

4. Выполнение домашних заданий совместно с родителями.

Заключительный этап

Деятельность педагога:

1. Практическая помощь (по необходимости);

2. Направляет и контролирует осуществление проекта;

3. Подготовка и проведение итогового мероприятия;

4. Подготовка к презентации;

5. Презентация проекта.

Деятельность детей:

1. Формирование знаний, умений и навыков по теме проекта;

2. Продукты деятельности готовят к презентации;

3. Делают самостоятельные выводы.

Содержание работы по образовательным областям

Познавательное развитие:

ООД «Прогулка в осенний лес».

Цель: Создание условий для расширение у детей представления о многообразии и пользе осенних даров природы.

ООД (Конструирование) «Ёжик».

Цель: создание условий для развития умений конструировать из бумаги и картона.

Рассматривание и обследование: муляжи и трафареты овощей, фруктов, грибов, листьев; рассматривание иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Беседы: «Осень в моём дворе», «Почему деревья сбрасывают листья?».

Цикл наблюдений:

- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, ветром, осенним дождём);

-за красотой и богатством осенних красок;

-за цветником;

-за перелетными птицами;

-за насекомыми;

-за деревьями, растущими на территории детского сада.

Целевые прогулки:

«Деревья и кустарники нашего детского сада»;

«Ищем приметы осени».

Цель: Создание условий для развитие у детей умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок через наблюдения во время прогулок.

Ситуативные беседы:

«Какой урожай мы вырастили на своей грядке»;

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»;

«Почему я люблю (не люблю) осень?»;

«Как животные готовятся к зиме».

Цель: Создание условий для систематизации представления у детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях.

Речевое развитие:

ООД «Осень и её краски».

Цель: Создание условий для систематизации знаний детей об осени, обогащения словарного запаса путём познания окружающего мира.

Творческое рассказывание детей по темам:

«Мы гуляли на участке»;

«Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок.

Цель: Создание условий для развитие у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.

Словесные игры:

«Опиши словами осень»;

«Вспомни – назови»;

«Один – много»;

«Назови одним слово»;

«Осенние деревья»;

«Подбери действие».

Цель: Создание условий для развитие у детей свободного общения со взрослыми.

Восприятие художественной литературы:

Рассказы:

Катаев В. «Мухомор»; «Грибы».

Лопатина А. «Грибная аптека»;

Пришвин М. «Листопад», «Осенние листочки»;

Скребицкий М. «Четыре художника», «Осень», «Белка готовится к зиме»;

Соколов-Микитов Г. И. «Листопадничек»;

Снегирев Г. «Как птицы к зиме готовятся»;

Сладков И. «По грибы»,

Ушинский К. «Осенняя сказка», «Спор деревьев»;

Шим Э. «Храбрый опенок».

Сказки:

Афанасьева М. «Красивые грибы»;

Белых С. «Спор деревьев»;

Скребцова М. «Разговорчивая берёзка».

Стихи:

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»;

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»;

К. Бальмонт «Осень»;

И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…».

Цель: Создание условий для эмоционально-образного восприятия детьми литературного произведения; развитие умения замечать образные слова и выражения, осознание единства человека с природой в художественной литературе.

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин овощей и фруктов», «Собираем урожай», «Прогулка в парк», «Прогулка в осенний лес».

Дидактические игры:

«Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы».

Цель: Создание условий для развития интереса у детей к экологическим играм.

Настольно – печатные игры: «Времена года», лото «Грибы», «Деревья».

Художественно-эстетическое развитие:

ООД (Рисование) «Деревья в нашем парке».

Цель: Создание условий для закрепление умения у детей передавать в рисунке характерные черты деревьев.

ООД (Лепка) «Литья танцуют и превращаются в деревья».

Цель: Создание условий для закрепление у детей умений работать в технике пластилинография.

ООД (Аппликация) «Натюрморт – ваза с фруктами».

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности.

ООД (Ручной труд) «Перелётные птицы».

Цель: Создание условий для совершенствования навыка складывать бумагу в разных направлениях, используя готовую выкройку.

Рассматривание: картины Левитана, Паленова, Шишкина «Золотая осень», иллюстраций на тему «Осень в лесу».

Работа с раскрасками на осеннюю тематику.

Игры-драматизации: «Лисичка со скалочкой», «Под грибом».

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Октябрь»;

Пение: «Веселый огород»;

«Осень золотая» сл. и муз. Л. Старченко;

«Осень, осень, осень».

Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку».

Музыкальные игры: «Ёжик», народная игра «Тара-тара-тара-ра…».

Цель: Создание условий для формирование у детей эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения об осени.

Работа с родителями:

Выставка семейных поделок из овощей и фруктов «Осенние превращения».

Итоговое мероприятие:

Осенний праздник «Дождинкины осенины».

Физическое развитие:

Беседы:

«Как одеваться осенью?»;

«Если хочешь быть здоров».

Цель: Создание условий для развитие у детей начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!»;

«Бывает-не бывает»;

«Хитрая лиса»;

«Перелёт птиц»;

Игры - соревнования: «Кто быстрее обежит лужи».

Цель: Создание условий для формирование у детей двигательной активности, используя подвижные игры и физические упражнения.

Физкультминутки:

«Клён»; «Листопад»; «Грибы».

Пальчиковая гимнастика: «Листья», «Есть у каждого свой дом», «Компот», «Мы капусту рубим…», «Птицы».

Цель: Создание условий для развитие у детей мелкой моторики, координации движения кистей рук и пальцев.

Трудовое воспитание:

Сбор природного материала на прогулке (сбор семян, листочков, шишек, уборка опавшей листвы, подготовка клумбы к зиме, укрывание корней деревьев опавшей листвой.

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»;

«В мире животных»;

«Как мы будем помогать птицам зимой?».

Цель: Создание условий для формирование у детей умение трудиться, добиваться результата труда общими усилиями.

Прогнозируемые краткосрочные результаты реализации проекта

1) Накопление методического материала по экологическому воспитанию для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

2) Обновление дидактического и наглядного материала по теме проекта.

3) Развитие у детей интереса к познавательной деятельности.

4) Повышение уровня родительской компетентности в вопросах экологического воспитания детей.

Прогнозируемые долгосрочные результаты реализации проекта

1) Разработать методическую базу для детей старшего дошкольного возраста (серию экологических занятий, сценарии праздников, развлечений и досугов).

2) Составление модели по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, включающую интеграцию образовательных областей и все виды детской деятельности.

3) Родители станут активными участниками образовательного процесса.

Продукты проектной деятельности:

Методические материалы по повышению профессиональной компетентности педагогов (конспекты мероприятий в рамках проекта).

Методические материалы по повышению родительской компетентности (материалы информационных стендов, консультаций, папок-передвижек и др.).

Выставки детского творчества.

Выставка семейных поделок из овощей и фруктов «Осенние превращения».

Итоговое мероприятие: осенний праздник «Дождинкины осенины».

Презентация проекта.

Заключение

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать познавательно-исследовательскую деятельность по изучению природы во вех её проявлениях в осенний период времени у детей старшей группы, а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании разнообразных композиций. Способствовало накапливанию у детей представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр-инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

В результате реализации проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе; на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался словарь, появилось желание самостоятельно заниматься творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над проектом; большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

Список литературы

1. Аксёнова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128с.

2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 4 – 7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009. – 190с.

3. Веракса Е. В. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 80с.

4. Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (старшая группа). Учебное пособие – М., Педагогическое общество России, 2008. – 48с.

5. Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, Л. И. Пономаревой. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 208с.

6. Крашенинников Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4 – 7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80с.

7. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2011. – 232с.

8. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное, испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. – 336с.

9. Рунова М. А. Ознакомление с природой через движение: Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5 – 7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2006. – 112с.

10. Рыжова Н. А. Я и природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1996. – 56с.

11. Смирнова В. В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. – СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 208с.

12. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 112с.

13. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5-6 лет. – 2-е изд. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. – 320с.

14. Интернет – ресурсы: maam.ru, infourok.ru, nsportal.ru.

Проект «По следам осени»
Фото «По следам осени»
Проект - фото
Методический паспорт проекта Вид проекта познавательно исследовательский творческий игровой Тип проекта групповой Продолжительность проекта краткосрочный сентябрь октябрь Участники проекта дети старшей группы педагоги воспитатель музыкальный руководитель родители Введение Публикация Проект По следам осени размещена в разделах Осень Материалы для воспитателей Осень Сценарии осенних развлечений Проекты Проектная деятельность Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший проект ноябрь Дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры личности
Публикации по теме:

Арт-проект «Краски осени»Арт-проект «Краски осени» Информационная карта проекта. Актуальность: по результатам Всероссийской диспансеризации детского населения доля здоровых детей в целом снизилась.

Фотоотчет «По следам осени»Фотоотчет «По следам осени» На занятиях мы с ребятишками часто вспоминаем, какое время года наступило. Сентябрь подходит к концу, а осенних изменений мои детки не замечают:.

Фотоотчет «Проект «Дары осени» с детьми 6–7 лет»Фотоотчет «Проект «Дары осени» с детьми 6–7 лет» Осень-щедрая пора. Это и богатый урожай, и буйство ярких красок, и последние солнечные деньки! Как много можно рассказать детям об этом.

Фотоотчет о тематическом дне «По следам Осени»Фотоотчет о тематическом дне «По следам Осени» Каждый сезон года имеет своё неповторимое очарование. Осень - это такая разная и такая прекрасная пора. «Приятна мне твоя прощальная краса»,.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим «По следам Осени» с детьми подготовительной к школе группыКонспект ООД по ознакомлению с окружающим «По следам Осени» с детьми подготовительной к школе группы Задачи. Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе. Закреплять умения устанавливать связь между признаками в природе.

Конспект прогулки для детей второй младшей группы «По следам Осени» Цель. Знакомство с изменениями в природе осенью. Задачи. Формировать представления детей о характерных явлениях в природе осенью: желтеют.

Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект посоциально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно –.

Проект «Как красив у Осени — наряд» в старшей группе Тип проекта: творческий (художественно-эстетической направленности). Сроки проведения: краткосрочный (9 сентября – 20 сентября). Участники:.

Проект «Кладовая осени»Проект «Кладовая осени» Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный.

Проект «По следам героя Владимира Денисовича Лонгинова»Проект «По следам героя Владимира Денисовича Лонгинова» Проект «По следам героя Владимира Денисовича Лонгинова» Тип проекта: Информационно - познавательный. Участники проекта: Воспитатель, воспитанники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «По следам осени»
Опубликовано: 27 ноября 2021 в 23:17
+132Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД