Светлана Богданович
Проект по театральной деятельности «Волшебный мир искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
«Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа…»
Валентин Берестов
Сказочный мир театра
Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь в этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть. Поиграем в сказку, малыш! Это принесёт тебе радость! В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Воплощение нестандартного для взрослого человека мышления ребёнок может найти в детском театре, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения он находит в театре. Дети верят в чудеса, и в то, что где-то на земле есть необыкновенная страна, в которой птицы и звери могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где добро всегда побеждает зло. Эта волшебная страна существует и называется она - Театр! Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и звуков. Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять участие в этом действе найдётся занятие по вкусу. Взрослый может тоже взять на себя любую роль и… станет Волшебником! Стоит только взмахнуть «волшебной» палочкой и всё вокруг преобразится: оживёт сказочный лес, птицы и звери заговорят человеческим языком, всё озарится таинственным светом и наполнится звуками, начнутся небывалые приключения и удивительные превращения.
Публикация «Проект по театральной деятельности „Волшебный мир искусства“» размещена в разделах
Детский театр прочно входит в жизнь ребёнка. Перед его взором возникают картины родной природы, люди с характерами, быт. Образы героев русских сказок становятся неотъемлемой частью жизни ребёнка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.
Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.
Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания этого проекта.
Тип проекта : Исследовательский, творческий, игровой.
По характеру контактов: Ребенок и семья, ребенок и коллектив ДОУ
По характеру участия ребенка: Участник от зарождения идеи до получения результата.
Продолжительность проекта : 3 года
Участники проекта :
1. Воспитанники и воспитатели средних - подготовительных групп;
2. Родители детей групп.
3. Музыкальный руководитель.
4. Логопеды
5. Психолог
Цель проекта : Формирование у детей и их родителей интереса к театру и современной театральной деятельности, развитие у детей артистических способностей.
Задачи проекта :
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2. Учить детей различным средствам импровизации. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения)
3. Сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.
4. Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
5. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.
6. Способствовать развитию эмоциональности и выразительности речи у дошкольников.
Актуальность проекта :
С помощью театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе игры, слушанья, просмотра произведений активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи и ее интонационный строй, проявляется творчество ребенка, накапливается опыт разнообразных переживаний. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Театрализованная деятельность способствует гармоничному развитию дошкольников. Их жизнь в детском саду становится интереснее, содержательнее, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
2. Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
3. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
Формы работы:
• организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
• организация совместных с родителями мероприятий;
• организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);
• организация посещений культурных мероприятий (старшая группа).
Формы работы с родителями:
1. Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.
2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
3. Открытые показы занятий и театральных представлений.
4. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
5. Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.
Ожидаемые результаты:
Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
Театрально – игровая деятельность, наряду с другими видами детской деятельности, позволит ребенку приобретать и демонстрировать начала ключевых компетентностей:
• Коммуникативная – возможность понимать речь других, грамматически правильно строить свою речь;
• Социальная – в выборе места партнера для совместной деятельности, умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми, анализировать действия и поступки, включаться в разговор, выбирать стиль общения;
• Информационная – в обращении к различным источникам информации при обсуждении темы, способов действия;
• Деятельностная – это способность осуществлять результативные действия индивидуально или в сотрудничестве; в выборе планирования дел;
• Здоровьесберегающая – в самостоятельном регулировании активности, свободном выборе позы, длительности и темпа выполнения.
Основные этапы реализации проекта :
Подготовительный этап
• Сбор и анализ литературы;
• Приобретение дидактического материала для организации предметно-развивающей среды;
• Составление программы мероприятий по реализации задач проекта;
• Анкетирование родителей;
• Мониторинг творческих способностей детей их умений и навыков.
Основной этап
Воспитатели:
• Создание моделей театров в группах совместно с родителями;
• Создание функциональных зон для театрализованной деятельности, обогащение уже имеющихся зон;
• Сотрудничество с родителями: консультация, изготовление атрибутов в театральный уголок. (Варежковый театр, изготовление театра из пластиковых и пластмассовых бутылочек, киндер – театр, плоскостной бумажный театр, стаканчиковый и пальчиковый вязанный театры, баночный театр, ложковый театр);
• Использование разных видов театрализованной деятельности для развития творческой личности;
• Включение в повседневную жизнь детей игр на выражение эмоций, развитие ритмопластики и мимики;
• Организация театрализованных спектаклей для младших групп и родителей.
Родители:
• Посещение театра с ребенком;
• Помощь в изготовление атрибутов и костюмов.
Учитель логопед:
• Дыхательная гимнастика;
• Артикуляционная гимнастика;
• Пальчиковая гимнастика;
• Упражнения на развитие мелкой моторики (с пластилином, с кольцами, с салфетками, с карандашами);
• Инсценировка стихотворений и сказок.
Музыкальный руководитель:
• Проведение занятий в соответствии с Программой по театральной деятельности;
• Репетиции праздников;
• Индивидуальная работа в различных направлениях.
Заключительный этап
• Театрализованная деятельность детей в рамках праздников и утренников;
• Показ сказки «Добрые соседи» для детей, родителей и жителей микрорайона.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. СанПиН.
3. Н. Ф Сорокина, Л. Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 год.
4. А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
5. А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
6. Н. Б. Улащенко «Организация театральной деятельности в младшей группе», изд-во «Корифей» г. Волгоград.
7. И. П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».
8. Н. Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
9. Н. В. Смирнова, В. К. Шалаева «Среда развития дошкольника: сущ-ность и структура» г. Иваново, 2009 год.
10. С. Н. Захарова «Праздники в детском саду», «Владос», 2001 год.
11. Н. В. Зарецкая, З. А. Роот «Праздники в детском саду», Москва изд-во «Айрис-пресс», 2001 год.
12. В. В. Гербова, М. А. Васильева, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2005 год.
13. Журналы «Дошкольное воспитание», журналы «Ребёнок в детском саду».
14. Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.