Папки-передвижки

Проект «Играя — учимся, играя — познаём»

Марина Гурбанова
Проект «Играя — учимся, играя — познаём»

Проект по теме :

«Играя - учимся, играя – познаём»

(развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

посредством современных технологий)

Оглавление

Введение …. 3

Актуальность выбранной темы…5

Цели и задачи…. 6

План реализации проекта…. 6

Подготовительный этап…. 7

Основной этап…. 8

Ожидаемые результаты….10

Список литературы…. 11

Введение

Публикация «Проект „Играя — учимся, играя — познаём“» размещена в разделах

В современном обществе человек, имея социально-общественное начало, испытывает потребность в общении и взаимодействии с другими, а для ребенка дошкольного возраста это является наиболее актуальным, ведь коммуникативные умения - это одно из важнейших условий развития ребенка, его индивидуализации и социализации, формирования личности.

Сформированные коммуникативные умения - один из основных показателей готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с трудностями, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.).

Развитие коммуникативных умений является одной из важнейших проблем современного общества.

Дети мало стали общаться, как со взрослыми, так и сверстниками. Это обусловлено тем, что у взрослых, после трудового дня уделяется недостаточно времени для общения с детьми. Родители часто настолько заняты своими проблемами и заботами, что абсолютно не замечают, как общаются с детьми. Они либо совсем их не слушают, либо слушают избирательно, улавливая при этом только то, что хотят слышать. А для ребенка очень важно, чтобы к его словам и мыслям относились с должным уважением и пониманием. Нужно не просто слушать, но и следить за эмоциями, интонациями, выражением лица ребенка. И тогда лучшими друзьями детей в мире «новых технологий» становятся компьютеры: интернет и разнообразные игры; телевизор, с просмотром мультфильмов, а иногда и не пригодных для детской психики.

Общество требует не только умных, талантливых и образованных людей, но и коммуникативно развитых, умеющих устанавливать контакты для содружества, полноценного общения и достижения совместных целей. Недооценить важность коммуникативного воспитания невозможно, так как высокий уровень коммуникативности, служит залогом успешной адаптации ребенка в любой социальной среде.

Формирование коммуникации начинается с момента рождения ребенка и продолжается на протяжении всей его жизни. Л. Н. Галигузовой.

Следовательно, и развивать коммуникативные умения надо еще в дошкольном детстве, когда ребенок наиболее гибок и пластичен, способен все впитывать в себя.

Именно поэтому, в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования, социально–коммуникативное развитие выделяется, как приоритетное направление воспитательно–образовательного процесса. Согласно ФГОС, в дошкольных учреждениях следует обращать внимание на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

В современном обществе отмечается тенденция увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Это констатируют специалисты различных областей: психологи, медики, логопеды, педагоги. Воспитанники имеют множество ограничений в различных сферах деятельности, в том числе коммуникативной. Дети лишены широких контактов, возможности получать социальный опыт от других. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: воспитанники в основном малоразговорчивы с педагогом и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя многие понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, агрессивностью, обидчивостью. Поэтому развитие коммуникативных навыков является актуальным для данной категории детей.

Актуальность выбранной темы

В современных условиях дошкольного учреждения включают в образовательный процесс различные виды технологий такие как:

ИКТ - повышает качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО.

ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач помогает развивать познавательную, творческую и речевую активность.

Система Монтессори - направлена на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, формируют интеллект, развивает речь, внимание и память.

Наука Риторика - древняя наука на земле, которая развивает у детей уникальный человеческий дар – дар слова «Открыть уста детей».

Игры Воскобовича - развивающие игры, созданные физиком-инженером Вячеславом Воскобовичем. Они представляют собой развивающую среду из разных зон и элементов, объединенных одним сказочным сюжетом.

Технология Дьюи - обучение направлено на получение опыта, который может накапливаться только самим ребенком.

В современных учреждениях широко используется такая технология, как STEM – технология, целью которой является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество, включает в себя инженерию, технологию и математику.

STEM образование включает в себя работу с:

«LEGO-конструирование» - дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Конструирование — это не только практическая творческая деятельность, но и универсальная умственная способность, проявляющаяся в других видах деятельности (изобразительной, игровой, речевой, направленных на создание новых целостностей (рисунка, сюжета, текста и т. п.).

«Робототехника» является одним из самых востребованных в современном образовательном процессе. Сегодня дети с раннего возраста окружены автоматизированными системами, и от их умения ориентироваться в составляющих научно- технического прогресса зависит дальнейшая интенсификация производства в нашей стране и во всем мире.

«Дары Фр беля» развивают у детей социальные и коммуникативные умения, сенсорное развитие, развития мелкой моторики, развития познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности, формирования элементарных математических представлений, развития логических способностей.

В работе с детьми мы выбрали STEM – технологию, так как считаем, что самая главная ценность в разработанных пособиях этой технологии включает в себя взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности и главным образом положительно влияет на развитие коммуникативных навыков.

В соответствии с имеющейся проблемой, такой как развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, мы решили разработать проект на тему «Играя - учимся, играя – познаём» (развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством современных технологий).

Цель проекта :

развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством использования элементов STEM – технологий.

Задачи:

формировать навыки взаимодействия между детьми;

формировать навыки взаимодействия между ребенком и взрослым;

формировать навыки умения выходить из конфликтных ситуаций;

создать предметно пространственную среду в группе;

создать картотеку игр по STEM – технологиям по развитию коммуникативным навыкам.

повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам развития коммуникативных навыков у детей;

повысить компетентность педагогического персонала.

представить опыт работы.

План реализации проекта

Срок реализации проекта с октября 2020г. по март 2021 г. В проекте будут участвовать : дети 2 группы компенсирующей направленности, родители, воспитатели, логопеды.

Ожидаемые результаты:

сформируется навык взаимодействия между детьми;

сформируется навык взаимодействия между ребенком и взрослым;

сформируется навык умения выходить из конфликтных ситуаций;

будет создана предметно пространственную среду в группе;

будет создана картотека игр по STEM – технологиям по развитию коммуникативным навыкам.

повысится педагогическая компетентность родителей по вопросам развития коммуникативных навыков у детей;

повысится компетентность педагогического персонала.

Список литературы

1. Волосовец Т. В., Маркова В. А., Аверин С. А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М. :2017. -111с

2. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с. ;

3. Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным / Искусство в школе 2006

4. Заглада Л. Дети и мультипликация. / Мир семьи. – 2005. - №11.

5. Маркова Вера Александровна, "Образовательный модуль "Дидактическая система Фридриха Фребёля". Учебно-методическое пособие", БИНОМ, 2019

6. Теплова А. Б. Образовательный модуль "Робототехника". Учебно-методическое пособие к парциальной модульной программе "STEM-образование", (БИНОМ, Лаборатория знаний, 2019

Картотека игр с мини роботом пчелка Bee-Bot

Дидактическая игра «Сбей кеглю»

Цель: развитие ориентации в пространстве.

Возраст: 3 – 7 лет

Оборудование: мини-робот «Вее-Воt», игровое поле, кегли.

Ход игры: Младший дошкольный возраст: педагог кладёт перед ребёнком игровое поле со стоящими на нем кеглями и предлагает запрограммировать пчелу на шаги от одного до четырех для того, чтобы сбить кегли.

Старший дошкольный возраст: педагог предлагает ребенку программировать пчелу таким образом, чтобы она, двигаясь по игровому полю, сбила все кегли.

Дидактическая игра «Собери овощи и фрукты»

Цель: закрепление знаний о овощах и фруктах.

Возраст: 5-7 лет.

Оборудование:2 мини-робота «Вее-Воt», 2 игровых поля, корзинка с овощами, корзинка с фруктами.

Ход игры: педагог кладёт перед 1ребёнком игровое поле с овощами, перед 2 ребенком игровое поле с фруктами.

Инструкция: «Посмотрите внимательно на свои игровые поля. На одном поле находятся овощи, а на другом фрукты. Вам необходимо проложить маршрут пчелы так, чтобы она прошла справа от каждого овоща и фрукта. Когда пчела оказывается справа от овоща или фрукта кладем их в корзину. Побеждает тот, чья пчела первая соберет весь урожай с поля в корзинку».

Игра «Придумай свою историю»

Цель: развитие словесно – логического мышления.

Возраст: 5-7 лет.

Оборудование: мини-робот «Вее-Воt», игровое поле, сюжетные фигурки.

Ход: педагог кладёт перед ребёнком игровое поле с фигурками людей, деревьев, животных.

Инструкция: «Расположи фигурки как хочется, придумай историю и расскажи».

Игра «Составь цифру»

Цель: развитие элементарных математических представлений дошкольников. Возраст: 5-7 лет

Оборудование: мини-робот «Вее-Воt», игровое поле, карточки-квадраты Ход: педагог предлагает одному ребенку проложить маршрут пчелы так, чтобы получилась какая-либо цифра, а другой ребенок по ходу пчелы кладет карточки-квадраты и отгадывает цифру.

Игра «Составь слово»

Цель: развитие речи.

Возраст: 6-7 лет

Оборудование: мини-робот «Вее-Воt», игровое поле, буквы.

Ход: педагог предлагает ребенку проложить маршрут «пчелы» так, чтобы из собранных пчелой букв получилось слово.

Игра «Танец пчел»

Цель: формирование социально - коммуникативных навыков.

Возраст: 5 – 7 лет

Оборудование: мини-роботы «Вее-Воt» по количеству детей

Ход игры: 1 ВАРИАНТ Мини-роботы стоят по кругу, педагог предлагает детям запрограммировать их по определенному алгоритму. Под музыку «пчелы» начинают движение. 2 ВАРИАНТ. Мини-роботы стоят по кругу, каждый ребенок придумывает свой «танец пчел» и по очереди дети озвучивают маршрут. Под музыку «пчелы» двигаются.

Игра «Фотограф»

Цель: закрепление знаний детей о диких животных, умение различать и находить нужного животного.

Оборудование: игровой коврик «Лес», карточки с животными (как на коврике, мини-робот «Bee-bot».

Ход игры: педагог рассказывает детям, что когда Пчелка гуляла по зоопарку, она решила сфотографировать животных. А сейчас ей хочется передать фотографии их владельцам. Педагог просит ребят помочь пчелке и раздать животным фотографии. Дети выбирают картинки, самостоятельно продумывают маршрут, программируют пчелку и доводят ее до нужной клетки.

Игра «Остров сокровищ»

Цель: развитие умений у детей ориентироваться на плоскости.

Оборудование: мини-робот «Bee-bot», тематический коврик «Море», различные предметы, связанные с морской тематикой (камушки, ракушки и т. п.).

Ход игры: дети вместе с воспитателем рассматривают разложенные на игровом поле разные предметы (камушки, ракушки, монетки). Игроки должны программировать «Умную пчелу» и собирать предметы «сокровища», как можно больше. В конце игры подсчитывают собранные находки и определяются победители.

Игра «Спасатели»

Цель: развитие у детей умения ориентировки на плоскости.

Оборудование: мини-робот «Bee-Bot», тематический коврик, карточки с изображением животных.

Ход игры: мини-робот «Bee-Bot» выступает в роли спасателя (разведчика, следопыта, в зависимости от игровой ситуации, и должен найти животных.

Варианты заданий:

- животные спрятались за большой желтой елочкой,

-за красным пеньком,

-за большой желтой избушкой,

-за маленькой зеленой елочкой,

-за маленьким красным цветочком и т. д.

Игра заканчивается тогда, когда дети найдут всех животных.

Примечание: карточки с изображением животных на игровом поле перевернуты картинкой вниз, при правильном выполнении задания карточка переворачивается и забирается с собой.

Варианты ответов детей могут быть различными, главное условие-пояснение ребенком своего выбора. Ассоциациями в данной игре являются геометрические фигуры, изображенные на тематическом коврике и предметы из заданий.

Подведение итогов. Варианты могут быть следующими: найти всех животных, кто больше нашел животных, нашли столько, сколько нужно и т. д., и зависеть от игровой ситуации.

Картотека игр с LEGO – конструктором.

Игра «Башня»

Цель: закрепляем предлоги (на, под, между)

Ход игры: у вас на столе кирпичики разного цвета, 1. поставьте кирпичики на кирпичик, постройте башенку (НА) 2. внизу был красный а на верху желтый (предлог под) 2. постравьте кирпичик так, чтобы синий кирпичик, был между красным и зеленым кирпичиком

-Теперь мы с тобой расскажем о твоей конструкции: на столе лежит желтый кирпичик, продолжай.

-Под красным лежит желтый кирпичик

-Между красным и зеленым лежит синий кирпичик.

Игра «Чья команда быстрее построит?»

Цель: формирование навыков работать в команде.

Оборудование: набор- LEGO конструктора, образец.

Ход: дети разбиваются на две команды. Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.

Игра «Не бери последний кубик»

Цель: развитие внимания и мышления.

Оборудование: плата с башней.

Ход: играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл.

Игра «Запомни расположение»

Цель: развития внимания и память.

Оборудование: набор лего-конструктора, платы у всех игроков.

Ход: педагог строит какую-нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию, потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.

Игра «Сделай план и построй»

Дети рисуют планы будущих построек (вид сверху внутренних сооружений) : «Универсам», «Кафе», «Детский сад», «Парк». Затем используют их при планировании последующей конструкторской деятельности.

Игра «Спрячем и найдем».

Материал: конструктор набор LEGO .

Цель: приобщение к умению ориентироваться в пространстве.

Описание игры: воспитатель раскладывает заранее выполненные постройки по групповой комнате, затем просит ответить на вопросы, например, какая игрушка с права? А что выше? А что левее?

Игра «Двор» к сказке К. Чуковского «Цыпленок».

Цель: формирование интереса детей к режиссерской игре.

Материал: конструктор LEGO

Описание игры: взрослый предлагает прогуляться на птичий двор, дети называют, кого они там могут встретить, вместе строят героев, и по аналогии сказки «Цыпленок», вместе придумывают свою сказку.

Игра «Звуковая мозаика»

Цель: определение первых звуков в словах.

Оборудование: разноцветные детали конструктора «Лего».

Описание игры:

Ведущий называет разные слова. Если слова начинается со звука:

(к,- красную деталь

(с,–синюю деталь

(ж)- желтую деталь

(з,– зеленую деталь

(ч) - черную деталь

Публикации по теме:

Логические игры с «Блоками Дьенеша»Логические игры с «Блоками Дьенеша» «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Фотоотчёт об индивидуальных логопедических занятиях в летний период «Учимся, играя!»Фотоотчёт об индивидуальных логопедических занятиях в летний период «Учимся, играя!» Лето в быстрой колеснице Незаметно мимо мчится. Июнь уже кончается! Ну, как так получается? Лето птицей пролетает, Как мороженое тает ….

Консультация для родителей «Учимся, играя» УЧИМСЯ, ИГРАЯ. Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда.

Консультация для воспитателей «Учимся рисовать играя»Консультация для воспитателей «Учимся рисовать играя» Каждый педагог знает как полезно рисование детям! В первую очередь рисование- это творчество. А творчество для ребенка это целый мир в.

Мастер-класс для родителей «Учимся играя»Мастер-класс для родителей «Учимся играя» Игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь его в активное освоение окружающего мира. Учиться, играя! Эта идея увлекает.

Фотоотчет «Математические знаки и символы. Учимся, играя»Фотоотчет «Математические знаки и символы. Учимся, играя» Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения,.

Проект в младшей группе «Учимся — играя, играя — познаём» «Учимся-играя, играя-познаем». «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Речевой материал к консультации «Учимся говорить играя» Часть II В русском языке есть очень много слов, которые употребляются не в прямом, а в переносном смысле. Понимание этого нужно обязательно.

Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.

Учимся играя. Игры Воскобовича в практике работыУчимся играя. Игры Воскобовича в практике работы Вот уже несколько лет в своей практике,я использую развивающие игры Воскобовича. Использую их на занятиях по математике,развитию речи и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Играя — учимся, играя — познаём»
Опубликовано: 29 октября 2022 в 20:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД