Маркевич Надежда
Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для
формирования трудовых навыков младших дошкольников»
Актуальность темы. Маленькие дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Их стараются как можно раньше научить читать и считать. Это приводит к искажению сенсорного опыта малыша, упрощает и обедняет его чувственное, практическое восприятие окружающего мира. Знания детей об окружающем мире являются умозрительными, не подкрепленными практическим опытом.
Публикация «Проект по трудовому воспитанию „Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Как избежать такой ситуации? Ответ прост - необходимо реализовывать потребность ребенка в активной практической деятельности, развивая при этом его самостоятельность и обогащая знания об окружающих предметах. Достичь подобного результата в дошкольном возрасте позволяет труд. Но, к сожалению, системе трудового воспитания в дошкольных образовательных учреждениях в настоящее время уделяется все меньше внимания. Труд детей в детском саду становится эпизодическим. В младшем дошкольном возрасте формирование практических навыков требует его многократного повторения. Ну какой же малыш выдержит такое? В работах педагогов по системе трудового воспитания дошкольников (Р. С. Буре, Е. И. Радина, М. В. Крулехт и др.) показано, что включение элементов игры в процесс формирования у детей трудовых навыков создает эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее достигают результата.
Цель: формирование трудовых навыков у младших дошкольников через игровые ситуации.
Задачи:
- создать условия для обучения детей трудовым умениям, планированию своего труда;
- развивать практические навыки и умения, способствующие самостоятельности младших дошкольников;
- воспитывать нравственные мотивы деятельности (стремление к качественному результату труда и ощущению радости от собственного труда).
Тип проекта : практико-ориентированный
Сроки проведения: октябрь-апрель
Участники проекта : воспитанники младшей группы «Любознайки», воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты:
-повышение уровня сформированности навыков самообслуживания;
-проявление самостоятельности, аккуратности, инициативы, познавательной активности детей;
- сотрудничество родителей с детским садом по вопросу трудового воспитания детей.
Этапы проекта.
1. Подготовительный этап:
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
- подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы.
2. Основной этап (в рамках НОД, режимных моментах, самостоятельная деятельность детей).
3. Заключительный этап.
Реализация основного этапа проекта проходила через реализацию системы игровых ситуаций :
1. Ситуации – иллюстрации :
- "Научим куклу (мишку) мыть руки", "Купание куклы"- формируем интерес детей к правилам личной гигиены, последовательность действий при мытье, купании;
- "Обед у кукол", "Накорми куклу", "Убери со стола", "Вымой посуду" - формируем интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду, уборке посуды после еды. Дети учат игровые персонажи не испачкать одежду во время еды (можно завязать нагрудник, положить салфетку на колени, показывают, как пользоваться салфеткой;
- "Оденем куклу после сна", "Приведи куклу в порядок", "Кукла хочет гулять" - формируем у детей интерес к самостоятельным действиям при одевании, раздевании. Дети учатся правильно соотносить предметы одежды с частью тела, знакомятся с различными видами застежек;
- "У Маши убежали игрушки", "Где спрятались игрушки", "Грязные машины" воспитывают привычку убирать за собой игрушки и формируют бережное отношение к ним.
2. Ситуации – упражнения :
- "Сделаем лодочки", "Мыльные перчатки" дети тренируют практические навыки : засучить рукава ("Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!", открыть кран, сложить ладони рук "лодочкой" и т. д. ;
- "Сухие ручки" - помогает научить детей пользоваться индивидуальным полотенцем и насухо вытирать им руки:
Болезней Маша не боится, так как любит чисто мыться.
А закончив умываться, надо сухо вытираться!
- "Послушная ложка" - развитие навыка правильного удержания ложки во время еды:
Если так держать, то с ложки будут падать капли, крошки.
Так держите, детки, ложку, (показать, как, набирайте понемножку!
Чтобы упражнение не наскучило детям, я использую различные материалы (крупа, песок, вода, которые необходимо переложить, перелить при помощи ложки;
- "Чистый ротик" учит детей пользоваться салфеткой после еды;
- "Оденемся на прогулку", "Оденемся после сна"- закрепление навыка последовательного одевания – раздевания;
- "Наведем порядок", "Домик для игрушек"- дети убирают игрушки, ухаживают за ними (моют) :
Настя у нас зайчик, зайчик - побегайчик.
Она игрушки соберет и на место отнесет!
3. Проблемные ситуации :
- "Как достать игрушку из-под кровати?";
"Как полить цветы без лейки?";
"Как играть в песок без совка?".
Взаимодействие с родителями:
- консультация "Как научить ребенка одеваться";
- фотоотчет "Праздник чистой тарелочки";
- семинар-практикум "Мама (папа, поиграй со мной!"
Результаты проекта :
- пополнение и обогащение предметно-развивающей среды группы для освоения детьми новых практических навыков;
- создание банка игровых ситуаций в ДОУ для приобщения дошкольников к трудовой деятельности.
Уровень овладения ребенком трудовых навыков связан с развитием его самостоятельности, активности, ответственности. Важно не затормозить эти тенденции, а создать условия для их поддержки и развития с помощью ведущей деятельности дошкольников - игры.