Луиза Перминова
Проект по экологии «Покормим птиц зимой» для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологии
«Покормим птиц зимой»
во второй младшей группе №12 «Ягодка»
Составила воспитатель: Перминова Л. Ш.
г. Балашиха
2018г.
Проект «Покормим птиц зимой».
Тип проекта : информационно-воспитательный.
Срок реализации: краткосрочный (1 неделя);
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Форма реализации: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Цель:
Публикация «Проект по экологии „Покормим птиц зимой“ для второй младшей группы» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формирование экологических знаний у детей о зимующих птицах и заботливого отношения к пернатым.
Задачи:
1. Расширить кругозор о зимующих птицах и их значении для природы;
2. Воспитать духовно-нравственные качества: любовь к родному краю, к окружающему миру;
3. Привлечь родителей и воспитанников к помощи птицам в зимних условиях.
Проблема:
Недостаточные экологические представления у детей об окружающем мире.
Актуальность проекта :
Именно в период дошкольного возраста происходит становление личности, формирование начал экологической культуры. Актуальность проекта обусловлена отсутствием у детей знаний об окружающем мире, о птицах, о необходимости заботиться о них. Поэтому наша задача через сотрудничество с родителями, как с непосредственными партнёрами и участниками в образовательном процессе, разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к природе, научить беречь окружающий мир. Также актуально участие родителей в акции по раздельному сбору мусора, так как кормушки изготавливаются из бросового материала и после окончании сезона кормушки убираются (мусор сортируется раздельно).
1. Подготовительный этап:
-Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями;
-Создание необходимых условий для реализации проекта;
-Перспективное планирование проекта;
-Разработка и приобретение методических материалов.
2. Практический этап:
-Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Задание для родителей с детьми : Изготовление “Кормушки для птиц”, заготовка корма для птиц.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации зимующих птиц, птичьих следов (презентация);
Корм для птиц (семечки, пшено);
Кормушки, изготовленные родителями с детьми;
Фонограмма записи голосов птиц (фонотека);
Интерактивная игрушка-Птичка.
Предварительная работа:
Изготовление родителями с детьми кормушек из бросового материала; наблюдения за птицами во время прогулки; беседы о жизни птиц зимой, стихи, авторские сказки, фольклор, самостоятельная художественно - творческая деятельность детей.
Содержание работы:
Игровая деятельность
1. Дидактические игры: “Много-мало”, “Угадай по описанию птичку”, “ Какая птичка?”, “Какой хвост?”, “Что едят птички?”;
2. Настольно-печатные игры: Лото “Птицы”, разрезные карточки “Собери картинку”;
3. Сюжетно-ролевые игры: “Птичий двор”;
4. Пальчиковые игры: “Десять пальцев - это стайка”, “Летит над полем птичка”, “Сорока-белобока”.
5. Подвижные игры: “Воробушки и кот”, “Воробушки и автомобиль”, “Птица и птенчики”.
6. Игра-тренинг “Согреем птичку” с интерактивной игрушкой-птичкой.
I.Познавательная деятельность
ФЭМП:
Конспект занятия по математике для малышей.
Тема: “Какие птички?”. Величина: маленькая-большая, длинный-короткий.
Количество: мало, много. Дидактические игры:“Какая птичка?”, “Какой хвост?”.
Подвижная игра “Птица и птенчики”.
Цели:развивать умение различать понятия (сколько, много, мало,развивать мышление; сравнивать размеры.
Материал: цветные иллюстрации с птицами (ворона, снегирь, разрезные карточки.
Предварительные наблюдения на прогулке за птицами.
Ход занятия:
(создание психологического комфорта на занятии).
Воспитатель: -Ребята,возьмитесь за руки и пожелайте себе и всем, кто рядом хорошего настроения. Какое у вас настроение? Ответ детей (Хорошее). Воспитатель: -Я желаю, чтобы наше хорошее настроение сохранилось до конца сегодняшнего дня. Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: -Ребята, о чём мы с вами будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку:
Кто рисует на снегу
Длинные цепочки,
Кто расставил на бегу
Крестики и точки (Птицы)
Воспитатель показывает на магнитной доске картинки птиц и спрашивает у детей: "Кто это?" Ответ детей (птицы).
Воспитатель показывает на ворону:
-Ребята, как называется эта птица? Ответ (Ворона)
-А какого цвета ворона? Ответ (она чёрного цвета).
-А какая по размеру птица? Ответ детей (большая).
Воспитатель, показывая на картинку снегиря и называя её, спрашивает: какая
эта птичка по размеру? Ответ детей: “маленькая”.
-А теперь мы должны назвать отличительные признаки птиц : крылья, хвост, клюв (длинные, короткие). Дети повторяют за воспитателем.
Затем дети подходят к доске и показывают части тела птиц, проговаривая словами: “маленькая-большая”, “длинный-короткий”.
Воспитатель предлагает сделать пальчиковую гимнастику:
Десять птичек- это стайка.
Эта птичка-соловей,
Эта птичка-воробей,
Эта птичка-совушка, сонная головушка.
Эта птичка-свиристель,
Эта птичка-коростель.
Эта птичка-скворушка, серенькое пёрышко.
Это-зяблик.
Это-стриж.
Это-развесёлый чиж.
Ну, а это-злой орлан.
Птички, птички, по домам!
ФЦКМ:
Конспект занятия по экологическому воспитанию. Тема:“Птицы зимой”. Загадки о птицах.
Цели: учить отличать по внешнему виду птиц; формировать представление об условиях жизни птиц зимой; познакомить с понятием “зимующие птицы”.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулок. Материал к занятию: демонстрационный материал "Птицы”, скворечник, звуковая фонограмма "Голоса птиц".
Ход занятия:
Сюрпризный момент: Прилетела птичка. Рассмотреть общее строение птицы.
Воспитатель: Ребята, давайте порадуем птичку и споем ей песенку:
"Маленькая птичка прилетела к нам,
Маленькой птичке зёрнышек я дам.
Маленькая птичка зёрнышки клюёт,
Маленькая птичка песенки поёт
чив, чив, чив песенки поёт. "
Воспитатель: -Птичка мне на ушко прочирикала, что ей очень понравилось наше пение и хочет проверить, умеете ли вы слушать? Давайте проверим.
Закройте глаза и слушайте. А потом расскажите, что же вы услышали.
Звучит фонограмма "Голоса птиц”.
После прослушивания дети рассказывают какие звуки они слышали.
Воспитатель: -Вы слышали голоса птиц, а теперь отгадайте загадки про птиц. (Каждая загадка сопровождается показом картинки с изображением птицы).
1. Вот вещунья-белобока,
А зовут её (сорока).
2. Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей.
Кто же это? (воробей)
3. Кто присел на толстый сук
И стучит "тук-тук, тук-тук"? (дятел).
4. На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его (скворец).
5. Прилетает к нам с теплом
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка).
6. Чёрный, проворный
Кричит "крак"
Червякам враг (грач).
7. Кто на ёлке, на суку
Счёт ведет "ку-ку, ку-ку"? (кукушка).
Воспитатель предлагает для детей физкультминутку "Птица и птенцы".
Далее воспитатель: -Ребята, давайте вспомним, где живут птицы.
Вот посмотрите на этот птичий домик, этот домик называется гнездо. А гнездо строят сами птицы. Давайте посмотрим из чего птицы его строят. (Дети смотрят иллюстрации).
-А вот скворечник, кто в нём живёт? А кто же его построил? Ответы детей. Правильно, человек.
Дидактическая игра "Закончи предложение" :
1. Погода зимой (какая)
2. Птицам зимой (как)
3. После зимы наступает (что)
4. Птицы вьют (что)
5. Кормушки (кто делает)
6. Как люди помогают зимой птицам (что делают)
7. Меню птиц (что едят)
Итог:
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось?
А о чём мы с вами говорили на занятии? (ответы детей)
Ребята, давайте попрощаемся с нашей гостьей (птичкой) поблагодарим её и скажем “До свидания”.
-Ой, посмотрите, птичка оставила нам волшебную шкатулку, там наверное сюрприз для вас (смотрят и находят пшено для птиц). Ребята, это нам птичка оставила пшено, что бы мы могли покормить птичек во время прогулки!
II.Коммуникативная деятельность
Игра-тренинг “Согреем птичку” с интерактивной игрушкой-птичкой:
Цели: вызвать у детей сочувствие и заботу к живому объекту природы.
Ход игры: в группу заносит мл. воспитатель игрушку интерактивную (птичку).
Воспитатель: -Ребята, посмотрите кого к нам принесли? Эту птичку я нашла на улице. Она так замёрзла, что не может даже пошевелиться. Её нужно согреть и может быть она нас отблагодарит.
Каждый ребёнок берёт игрушку в руки, сжимает в ладошках и передаёт её другому ребёнку. После того, как последний ребёнок “согрел” игрушку, воспитатель включает игрушку. Игрушка “оживает” начинает шевелить крылышками, двигаться, петь песенки, глаза зажигаются разными цветами. И тем самым, удивляет детей. Дети довольны.
Развитие речи:
-Чтение стихотворения А. Яшина “Покормите птиц зимой”;
- Чтение стихотворения К. Чуковского “Где обедал воробей”;
- Рассматривание сюжетных картин, составление рассказа по ним.
Цели:развивать слуховое восприятие, память, умение отвечать на вопросы по содержанию.
Материалы: картинки с изображением птиц, муляжи птиц, кормушка, корм для птиц.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение С. Маршака “Где обедал воробей”.
- Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, зимой могут птицы сами себя прокормить? Ответ детей (нет). Птицам зимой негде взять еду, потому что на улице холодно, природа спит. А кто может им помочь? Ответы детей (люди).
Ребята, а теперь послушайте стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Воспитатель достаёт детям конструктор.
-А теперь ребята, давайте построим кормушки для наших птичек, чтобы они всегда были сытые и им вседа было тепло.
Итог занятия: выставляются кормушки, сделанные из конструктора и дети обыгрывают их.
Прогулка:
1. Прогулка на улице:
Цель: приучать детей проявлять заботу к птицам; выполнять бег и ходьбу врассыпную.
Материалы: кормушка, корм.
Воспитатель: -Дети, у нас есть дерево на участке, куда можно повесить кормушку?
Ответы детей (да)
- Думаю, птицы будут рады такой столовой.
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки,
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья,
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”
Дети выбирают своё дерево, вешают кормушки с помощью воспитателя.
Воспитатель: -Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут часто прилетать сюда. А вы сможете наблюдать за ними.
Подвижная игра «Птица и птенчики».
Ход игры: "Я буду птица, а вы – птенчики", - говорит воспитатель и предлагает детям посмотреть на большой круг (из шнура) – это наше гнездо и приглашает птенчиков в него. Дети входят в круг и присаживаются на корточки. «Полетели, полетели птенчики зёрнышки искать», - говорит воспитатель. Птенчики вылетают из гнезда. «Птица – мама» летает вместе с птенцами. По сигналу: «Полетели домой, в гнездо!» - все дети бегут в круг.
2. Прогулка:
Цель: вызвать желание помочь выжить птицам зимой; упражнять детей действовать по сигналу, выполнять бег и ходьбу врассыпную.
Воспитатель подходит к дереву вешает кормушку, читает стих:
-Как дружно клюют воробьи и синицы,
Воробушкам тоже есть, чем поживать.
Когда на кормушку садиться вдруг галка,
То, быстро вспорхнув, улетает вся стайка.
Но только покинет домик она,
Как вновь мелких пташек кормушка полна.
Щебечут, чирикают между собой.
Наевшись, садятся на ветки гурьбой.
Зимой очень трудно найти им еду.
Нам надо помочь не попасть им в беду.
Поэтому птичкам поможем мы выжить,
Чтоб летом в лесу щебетанье их слышать.
Подвижная игра “Воробушки и автомобиль” :
Ребёнку, изображающему автомобиль, дают руль. Остальные дети, играющие роль воробушек. “Воробушки” весело чирикают, прыгают. По сигналу “Автомобиль!” они убегают. Автомобиль едет и сигналит: “Би - Би”.
3. Прогулка:
Беседы: ”Что ты знаешь о зимующих птицах?”; ”Меню птиц”; “Как помочь птицам?”.
Цель:расширить представление у детей о зимующих птицах; познакомить с видами подкормки для птиц; воспитывать бережное отношение к живой природе и их объектах.
1. Беседа ”Что ты знаешь о зимующих птицах?”
Цель: воспитывать бережное отношение к живым объектам природы.
Воспитатель:-Ребята, как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать чудесное птичье пение? Дети:- Нет.
Воспитатель: -Почему? Ответы детей: -Холодно.
Воспитатель: -Птицы поют, когда им тепло и они сыты. Голодно живётся птицам зимой, потому что вся земля покрыта снегом и птицам негде взять корм. А как называют остающихся с нами зимовать птиц? Зимующие птицы. В суровые зимы из 10 синиц выживает одна, 9 синиц погибают. Вам их жалко? Дети: -Да.
Воспитатель: -Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам? Дети:Люди.
Воспитатель: -Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. А как мы можем помочь птицам? (Ответы детей).
-Правильно, дети. Мы с вами можем кормушки повесить на дерево, на прогулке покормить птиц.
2. Беседа ”Меню птиц”.
Цель: познакомить с видами покормки для птиц.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы? Дети: Семечки, хлеб…
Воспитатель: -Семена подсолнечника едят почти все птицы.
Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы.
Пшено – любимая еда воробьев.
Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
Ребята, вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Дети: да.
Дети насыпают корм в кормушки.
Подвижная игра “Воробушки и кот”.
Дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» - это обручи на одной стороне площадки. На другой стороне площадки – сидит «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки, прыгают, громко чирикают. Но вот «просыпается» «кот». Он громко «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда».
III.Художественно-эстетическое развитие.
1. Рисование: Волшебные ладошки “Снегирь”.
Цели: учить нетрадиционным методам рисования ладошками и пальцами,наносить яркие мазки; воспитывать воображение и творчество.
2. Аппликация с элементами лепки и рисования: “Рябинка для птичек”.
Цель:закреплять умение работать одновременно с красками и пластилином; вызвать интерес к созданию композиции, инициировать дополнение и обыгрывание композиции.
Заключительный этап:
-Оформление проекта в виде призентации;
-Организация и участие родителей в выставке “Кормушка для птиц”;
-Закрепить кормушки на улице;
-Выставка детских работ “Снегирь”, “Рябинка для птичек”.
Результат реализации проекта :
-Расширен кругозор у детей о зимующих птицах;
-У детей сформировалась любознательность, познавательная активность, коммуникативные навыки, творческие способности.
-Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в неблагоприятных зимних условиях.
Фототчё т: