Наталия Решетникова
Проект «Покормите птиц зимой!» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Желание приоткрыть тайны природы делает ребенка любознательным и разносторонним. Воспитание и развитие позитивных чувств – основа экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, научить беречь окружающий мир. Живая природа - это и наши соседи по планете - птицы; окружая нас круглый год, приносят людям пользу и радость. С приходом зимы перед птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, когда с холодами возрастает потребность в доступной пищи. Многие птицы не могут пережить зиму и погибают, а помочь им выжить может человек. Актуальность проекта «Покормите птиц зимой!» также в том, что у детей отсутствуют систематизированные знания о птицах, понимание необходимости заботиться о них зимой. Мы, педагоги, и родители, должны научить воспитанников видеть это, создавать условия для общения ребенка с миром природы и посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Публикация «Проект „Покормите птиц зимой!“ в средней группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Цель:
Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам. Привлечение детей и их родителей к природоохранной акции «Покормите птиц зимой».
Задачи:
• Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
• Учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы, в частности к миру птиц.
• Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
• Воспитывать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга. Обогащать словарный запас детей.
• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности
• Пополнить развивающую среду по теме проекта.
• Повысить уровень экологической культуры личности родителей.
• Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
Формы:
• беседы
• образовательная деятельность
• развлечение
• чтение художественной литературы
• рассматривание иллюстраций
• дидактические игры, подвижные игры
• Консультации для родителей
Методы:
• словесные
• наглядные: рассматривание, показ
• практические: продуктивная деятельность
• игровые: дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры
Условия реализации:
• интерес детей и родителей;
• материальное обеспечение проекта;
• методические разработки;
• интеграция со специалистами ДОУ.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада. – М. : Просвещение, 1991.
Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2007.
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
«Комплексные занятия в ДОУ», вторая младшая группа под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой - Издательство "Учитель" 2011г.
Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Новая школа. – Москва, 1995
Помораева И. А. Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – М. : Мозаика - Синтез, 2008.
Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет. – М. : Мозаика - Синтез, 2011.
Информационные ресурсы:
интернет;
библиотека методического кабинета ДОУ.
Ожидаемый результат:
для детей:
• у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;
• созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц;
• у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года;
• осознание воспитанниками важности природоохранных мероприятий
для родителей:
• повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей
• активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ
• повышение интереса к совместной деятельности по охране и защите птиц нашего края
• гармонизированы детско-педагогические отношения
•
для педагогов:
• внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов, способствующих формированию у детей знаний о зимующих птицах
• создание атмосферы взаимопонимания, направленной на развитие познавательной активности, любознательности детей
• повышение уровня профессионального мастерства педагогов
• оптимизация процесса сотрудничества с родителями
Перспектива:
С целью повышения познавательной активности детей необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов, и использование интегрированного подхода в этом направлении.
План реализации проекта
Подготовительный этап
Составление плана работы.
Сбор методической и художественной литературы по теме.
Мониторинг уровня знаний.
Анкетирование родителей.
Разработка содержания проекта.
Разработка перспективного плана проекта.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Разработка методических материалов, рекомендаций по теме (подборка консультаций для родителей и т. д.).
Подготовка атрибутов для проведения мероприятий. Это - иллюстрации, наборы карандашей, фломастеров, красок, альбомные листы. А также: маски для игр, кормушки, художественная литература, корм для птиц и т. п.
Основной этап
Организованная образовательная деятельность на темы:
Рисование: «Птицы на кормушке», «Воробьи клюют зернышки»,
Листовки «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»
Аппликация «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей»
Лепка «Киньте крошек воробью – я вам песенку спою»
Познавательное развитие (Приобщение к социальным ценностям, ознакомление с миром природы с использованием ИКТ) «Зимующие
птицы».
Беседы:
«Посещение птичьей выставки»
Цель: Познакомить детей с названиями зимующих птиц.
«Птицы зимой».
Цель: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди.
«Трудно птицам зимовать».
Цель: закрепить знания детей о рационе питания птиц зимой, развивать речь, мышление.
«Почему птиц стало меньше?»
Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи – пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.
«Синичка-гостья нашего участка!»
Цель: Научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.
«Почему воробьи и синицы селятся рядом с человеком?»
Цель: Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
«К нам пришло письмо от птиц».
Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты к природе, сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает
Фотовыставка «Как мы птицам помогали»
Цель: учить детей по фотографиям составлять рассказ о том, как они кормили птиц зимой, мастерили кормушки.
Рассматривание альбомов:
«Фотогалерея зимующих птиц», «Перелетные птицы».
Рассматривание картин:
«Зимующие птицы», «Птицы на кормушке», «Дети кормят птиц».
Подвижные игры:
«Совушка»,
«Птички в гнёздах»,
«Воробушки и автомобиль»,
«Птичка и птенчики».
Сюжетно-ролевые игры:
«Ветлечебница для птиц»;
«Столовая для птиц»;
«Семья», сюжет «Покупаем корм для птиц»;
сюжет «Мастерим кормушку».
Дидактические игры:
«Кто какую песенку поёт»,
«Зимующие птицы»,
«Назови и покажи зимующих птиц»,
«Угадай, что за птица»,
«Четвертый лишний»,
«Один – много»,
«Назови ласково»,
«Кто что ест»,
«Угадай, какая птичка улетела».
Разрезные картинки.
Чтение художественной литературы:
С. Маршак «Где обедал воробей?», З. Александрова «Гули - гули»,
Л. Воронкова «Птичьи кормушки», А. Яшин «Покормите птиц»,
О. Григорьева «Синица»,
Рассказы: М. Зощенко «Умная птичка», Е. Чарушина «Воробей», В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»,
Загадывание загадок.
Чтение стихотворений о зимующих птицах «Поэтическая страничка».
Прослушивание аудиозаписи голосов птиц.
Наблюдение за птицами на участке д/сада: «А мы кормили голубей!»,
«Синички лакомятся салом».
Просмотр презентаций, мультфильмов о зимующих птиц.
Заучивание потешек, закличек по данной теме
Предметно-развивающая среда
Оформление уголка книги о птицах.
Оформление картотеки загадок о птицах.
Подборка стихов о птицах.
Фотогалерея зимующих птиц.
Подборка физкультминуток о птицах.
Лото «Зимующие птицы».
Шапочки с изображением птиц для подвижных игр.
Пальчиковые игры по теме «Зимующие птицы».
Работа с родителями
Наглядная информация для родителей:
ширма «Как правильно кормить птиц зимой»,
ширма «Покормите птиц зимой».
Экологическая рубрика «Это интересно» (из жизни зимующих птиц) в родительский уголок.
Консультации для родителей:
«Не забывайте о птицах зимой»,
«Чтоб услышать птиц весной – покормите их зимой», «Помоги пернатым»,
Изготовление памятки «Покормите птиц».
Совместная деятельность родителей и детей.
Семейно - экологическая викторина «Зимующие птицы».
Конкурс «Самая оригинальная кормушка» (изготовление родителями вместе с детьми кормушек из бросового и других материалов).
Сбор корма для птиц «С каждого по зернышку»
Заключительный этап
Экологический досуг «Поболтушки у кормушки» (с применением ИКТ)
Выставка познавательной и художественной литературы о птицах «Мир зимующих птиц».
Благодарственное письмо от имени птичек «Мы выжили!»
Оформление мини – выставки детского творчества
Отчет по итогам проекта в интернетгуппе «Наши малыши»
Выводы:
В процессе реализации проекта созданы необходимые условия для формирования у детей целостного представления о жизни зимующих птиц:
• Воспитанники получили новые знания о зимующих птицах, стали более любознательны, раскрылись творческие способности детей, познавательная активность.
• Свои впечатления, полученные эмоции, дети воплотили в различных видах деятельности: играх, образовательной деятельности, наблюдениях, практической деятельности и т. п.
• Благодаря проекту пополнился словарный запас детей, дети получили возможность больше общаться со своими сверстниками.
• Воспитанники стали бережнее относиться к природе родного края, с удовольствием вместе с родителями участвовали в акциях, конкурсах, совместной трудовой деятельности.
• Родители нашей группы получили возможность осознать доминирующую роль семейного воспитания и роль дошкольного учреждения как
• «помощника» семьи в воспитании у детей начала основ экологической культуры. Воспитатели группы пополнили свои разработки методическим и практическим материалом по проекту; совершенствовали мастерство, активизировали творческий поиск в реализации проекта о зимующих птицах, применяли в работе с родителями разнообразные формы сотрудничества.