Елена Жидкова
Краткосрочный проект «Познай себя» об изучении своего тела
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
Автор: Жидкова Елена Владимировна, воспитатель МДОБУ «Сертоловский ДСКВ № 2», группа N6 «Смешарики». Май 2020.
Описание проекта : Настоящий проект о познании себя, относительно своего тела и его частей, а именно: пищеварительной системы.
Тип проекта : познавательный.
Продолжительность: 2 недели.
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Публикация «Краткосрочный проект „Познай себя“ об изучении своего тела» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Тело человека, органы чувств. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Актуальность темы: При рождении ребенок имеет некий сложившийся опыт телесности. Но он не подозревает, что у него есть части тела. Осознание ребенком своих частей тепла происходит в результате взаимодействия с мамой, окружающим миром, и с частями своего тела. В возрасте 4-5 лет ребенок устремлен к познанию. Давая знания ребенку о строении своего тела, мы помогаем ему ответить на вопросы: «Кто я такой?», «Каков я?». Говоря о пищеварительной системе, у детей появляется ответы на вопросы: почему нам необходимо питаться, какую пищу нужно употреблять, что происходит с пищей внутри нас?
Цель проекта : Сформировать представление у детей о составе пищеварительной системы. Закрепить у них желание вести здоровый образ жизни.
Задачи:
Образовательные:
- рассказать детям о составе пищеварительного тракта и о пути, который проходит пища внутри организма;
- учить детей называть органы пищеварения;
- закрепить представления детей о том, что пища бывает здоровой и вредной.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, мышление, любознательность в познании самого себя и функций внутренних органов.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему организму.
Участие родителей в реализации проекта : Совместное с детьми приготовление пищи и размышление о ее полезности.
План реализации проекта :
1. Путешествие апельсинчика (Ознакомление детей со строением пищеварительной системы);
2. Коллаж о строении пищеварительного тракта (Закрепление знаний о строении пищеварительного тракта);
3. Опыт: «Что происходит в желудке?» (Наглядный пример того, почему важно употреблять в пищу чистые продукты);
4. Поговорим о правильном питании (Ознакомление детей с правильной и вредной пищей);
5. Игра «Полезная и вредная еда» (Закрепление знаний о разнообразии пищи);
6. Рисунки детей - мой вкусный и полезный обед, который я готовил с мамой (выставка рисунков);
7. Чтение литературы;
8. Обсуждение пословиц;
9. Правила здорового питания.
Реализация проекта :
1. Воспитатель: Жил-был очень яркий, сочный и вкусный апельсинчик. Не раз он слышал о себе, что очень полезный и нужный для организма человека. Лежа на прилавке магазина, ему очень хотелось узнать, какую же пользу он приносит людям? Однажды, в магазин пришел папа и сын. Они купили апельсинчик и много других продуктов. Так началось его длинное путешествие, в котором он узнал о своей пользе.
Началось все с того, что его принесли домой, помыли, и он очутился в руках мальчика. Мальчик почистил его, и апельсинчик почувствовал прикосновение чего-то мягкого. Это нежно его трогали губы.
ЗУБЫ:
Затем он увидел перед собой белый ровный заборчик.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за заборчик?
Дети: Мы думаем, что это зубы.
Заборчик открылся, и апельсинчик оказался в маленьком домике, который называется, ротовая полость. Апельсинчик заметил, что заборчик состоит разных столбиков (зубов). Одни из них небольшие плоские – это резцы, другие острые – это клыки. И в глубине домика он увидел широкие большие столбики с бугристой поверхностью – это коренные зубы.
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что у человека нет зубов во рту. Сможет ли он проглотить апельсинчик, когда положит в рот его дольку?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, вот поэтому эти столбики постоянно его покусывали, а что-то мягкое и широкое поворачивало его с боку на бок.
ЯЗЫК:
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что его поворачивало?
Дети: Язык. Воспитатель: Да, это был язык. И апельсинчику очень нравилось, как с ним играет язычок. А как Вы думаете, зачем нам язык? Ребята, язык помогает не только поворачивать пищу, но и сбивать ее в пищевой комочек, который смачивается слюной и легче глотается. И еще язык помогает нам определять вкусовые качества пищи.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, что случилось с апельсинчиком потом?
Дети: Конечно, хотим.
ПИЩЕВОД И ЖЕЛУДОК, КИШЕЧНИК:
Воспитатель: В домике – ротовой полости апельсинчик стал скользким и измельченным. Затем язычок отправил его в короткий темный коридорчик (пищевод). В этом коридорчике апельсинчик долго не задержался, летел вниз головой, пока не очутился в большой пещере (желудок).
Стенки этой пещеры были толстыми, скользкими и постоянно выделяли что-то кислое (соляная кислота). Эта кислая жидкость постоянно щипала апельсинчик. Апельсинчик в пещере был целых три часа и принял кашеобразное состояние. Но путешествие его на этом не завершилось.
После этого он попал в длинный темный коридор (тонкий кишечник). Этот темный коридор был непрямым, делал целый ряд петлеобразных изгибов. Апельсинчик задержался в этом извилистом коридоре. И здесь, в темноте на него постоянно лилась жидкость. Это стенки кишечника выделяли желудочный сок (от пяти до десяти литров).
В темном коридоре апельсинчик стал совсем жидким, и все полезные вещества ушли из него в кровь мальчика. А кровь перенесла их по всем органам и тканям.
Видео: https://www.youtube.com/embed/6e7DGVqiem8ttps ://www.youtube.com/watch?v=6e7DGVqiem8 (Видео)
2. Коллаж о строении пищеварительного тракта.
Воспитатель заготавливает заранее ватман, клей, картинки органов пищеварительного тракта, задает детям вопросы и формирует схему, относительно правильных ответов:
-Куда попадает пища сначала;
-Что происходит внутри ротовой полости?;
-Какой орган пищеварительной системы следует далее?;
-Какой мешочек у нас есть для переваривания пищи?;
-Что в нем происходит?;
-Куда пища следует далее?
-Куда попадают вещества из переработанной пищи?
3. ОПЫТЫ
Давайте посмотрим на опыте, что происходит в желудке?
Опустим в ёмкость ложку соли. Что произошло? А теперь ложку сахара. Растворился? А раствориться ли грязь с немытых рук или яблок в желудке (высыпаю в свою емкость ложку грязи) ответы детей. А теперь давайте посмотрим, как желудок впитает такую еду. Вместо желудка у нас будут сегодня поролоновые губки. Вылейте свои растворы на них. Что произошло? Всё впиталось. А что случится, если вылить на поролон грязную воду? Выливаю, что произошло? Жидкость впиталась, а грязь осталась на стенках желудка. Это вызывает разные заболевания. Кроме того, что в грязи находятся разные микробы и паразиты, она ещё и засоряет желудок. Поэтому, чтобы в желудок не попала грязь руки необходимо перед едой тщательно мыть, следить, чтобы продукты, которые мы употребляем, были чистыми.
Рефлексия: - Что мы поняли из нашего опыта (ответы некоторых детей?
4. Ребята, а как вы думаете, почему мама дает Вам на завтрак кашку, на обед суп, а не чипсы, мороженое и шоколад? (Ответы детей). Правильно, потому что пища бывает вредной и здоровой. Давайте посмотрим, что на расскажет пчелка Умняша.
Пчё лка Умняша: полезные и вредные продукты.
5. А давайте поиграем в игру «Полезная и вредная еда». (Заранее каждому ребенку надо раздать конвертики с картинками продуктов и приготовить 2 мешочка).
Перед вами животики - один грустный, потому что ел только вредную пищу и поэтому заболел, а второй весёлый, потому что питался здоровой, полезной едой и у него ничего не болит. Теперь каждый из вас пусть заглянет в конвертики, которые у Вас на столе. (Сюрпризный момент). Там вы найдете картинки продуктов вредных и полезных. Ваша задача правильно разложить картинки продуктов: вредные - в грустный животик, а полезные – в веселый животик. Обсуждение результатов.
6. Рисунки детей - мой вкусный и полезный обед, который я готовил с мамой.
7. Чтение литературы.
-Чтение художественной литературы В. Путилина «Теплый хлеб»;
-К. Слуцкая «Дет Федот и его огород»;
- Б. Гримм Сказка «Горшочек каши».
8. Пословицы.
«Сытый голодному - не товарищ»;
«Сладкого досыта не наешься»;
«Щи, да каша – пища наша».
9. Правила здорового питания!
Ребята, чтобы вся пища, которую вы употребляете, приносила вам только пользу, постарайтесь запомнить правила:
1. Старайтесь есть в определенные часы. Тогда ваш желудок всегда будет готов к работе.
Воспитатель: А можно есть конфеты перед обедом?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему? (Ответы детей). Перед обедом не ешьте ничего такого, что может испортить аппетит. Аппетит — это ощущение потребности в пище.
2. Выбирайте здоровую пищу! Она богата витаминами и полезными веществами и Ваше здоровье будет крепким!
Литература:
1. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни М. Ю. Стожарова, Нина Полтавцева, Р. С. Краснова, И. А. Гаврилова. Сфера, 2012г.
2. Знакомим детей с человеческим организмом. Сказки, рассказы, игры, стихи, загадки для детей 6-9 лет Елена Алябьева. Сфера, 2015г.