Татьяна Некленова
Проект «Природа родных мест. Урал»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта : Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, гражданином России. Каждый человек должен помнить свою малую Родину, она дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать, а впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. Проблема состоит в том, что живя в таком удивительном месте, наши дети, к сожалению, мало знают о природе Урала. Они гораздо лучше знают представителей животного и растительного мира тропиков, саванны и других зон нежели представителей природы своего родного края. Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами. Только тот, кто сможет оценить неповторимость окружающего нас мира, природы, способен стать патриотом и гражданином своей Родины.
Публикация «Проект „Природа родных мест, Урал“» размещена в разделах
- Природа Урала: животные и растения
- Проекты. Проектная деятельность
- Урал - наш край родной
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Вид проекта : познавательный – исследовательский.
Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников подготовительной группы.
Возраст детей: 6 - 7 лет.
Длительность: краткосрочный проект.
Основополагающий вопрос: «С чего начинается Родина?»
Проблема: История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
В период дошкольного детства закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Цель: формирование патриотических чувств детей на основе ознакомления с природой Урала.
Задачи:
1. Формировать знания о географическом положении, рельефе (равнины и горы, об особенности рек и озер Урала.
2. Обогащать представления детей о флоре (хвойные - лиственница, ель, кедр, сосна, пихта; различие деревьев по коре, расположению веток, хвое, шишек; лиственные - осина, ольха) и фауне (лось, куница, росомаха, барсук, бобр, рысь).
3. Формировать представления о полезных ископаемых: строительных (мрамор, гранит); драгоценных (золото, изумруд, алмаз); поделочные (малахит, родонит, яшма, агат); о рудах (железные - бурый железняк, медные - пирит, алюминиевые - боксит).
4. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
5. Развивать познавательную деятельность: освоение средств и способов получения и преобразования информации (кодирование символами, обращение к различным источникам информации, развивать целеполагание, познавательные интересы (умения задавать вопросы, выдвигать гипотезы, устанавливать связи).
6. Воспитывать гражданственность через ощущение принадлежности изучаемых природных красот стране, в которой мы живем; любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Взаимодействие детей и воспитателя на каждом этапе проектной деятельности.
Воспитатель Дети
Погружение в проект
Формирует проблему проекта, цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию,
принимают. Уточняют и конкретизируют цели
и задачи предстоящей деятельности.
Организация деятельности.
Создает условия для самостоятельной деятельности детей.
Предлагает и организует группы (помогает) группы детей, распределение ролей, ответственности; планирование детской деятельности по решению задач проекта, предполагаемые формы презентации
результатов, итогов работы. Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.
Осуществление деятельности.
При косвенном участии:
- при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;
- обогащает знания детей, повышает их эрудицию;
-репетирует с детьми презентацию; Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя:
- выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;
-консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;
- обсуждает. Помогает. -добывают необходимые и недостающие знания;
-фантазируют;
-готовят презентацию.
Презентация результатов.
Обобщает полученные результаты проекта и подводит итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников.
Поощряет каждого ребенка, подобрав ему свою номинацию. Демонстрируют:
-понимание проблемы, цели и задачи;
-умение планировать и осуществлять работу;
-найденные способы и решение проблемы;
-взаимную оценку в деятельности.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
Разработка проекта. Постановка цели и задачи.
Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации, художественная литература).
Разработка конспектов образовательной деятельности.
2. Проблемно- деятельный этап
Образовательные области Организация образовательной деятельности, осуществляемая в различных
видах детской деятельности Организация деятельности в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей
Социально- коммуникативное развитие Сюжетно – ролевые игры:
- «Экскурсии по Уралу»
- «На природе» Игровые упражнения:
- «Лес шумит».
- «Хочу быть птичкой».
- «Кто живет в лесу?»
Физическое развитие Подвижные игры на площадке:
«У медведя во бору»
«Медведь и пчелы»
«Лягушка»
«Гори, гори ясно»
«Птицелов» Подвижные игры на площадке.
Познавательное развитие НОД
- «Физическая карта Урала»
- «Реки Урала»
- «Тайга и смешанные леса»
- «Животный мир Урала»
- «Подземные сокровища Урала»
Познавательные беседы:
- «Мой край родной»
- «Я живу на Урале»
- «Мы в ответе за тех, кого приручили»
- «Как нужно заботится о животных, чтобы им хорошо жилось»
Дидактические игры
- «Природа Урала»
- «Кто где живет?»
Экологические игры:
«Кто чем питается?»
«Кому что по вкусу?»
Игра – викторина: «Что мы знаем об Урале»
Конструирование «Пихта» - оригами.
Экспериментальная деятельность: «Живая, неживая природа»
«Годичные кольца»
Презентация результатов проведённой работы (фотовыставка, мультимедийная
презентация) Рассматривание альбомов:
«Всё об Урале»
«Красная книга Урала»
Просмотр видеофильмов:
- «Средний Урал» (ИКТ)
- «Животные Урала» (ИКТ)
- «Тайга» (ИКТ)
- «Полезные ископаемые Урала»
Дидактическая игра «Кто больше?» «Узнай дерево по листочку»
Разгадывание ребусов, кроссвордов про птиц и животных.
Чтение познавательной литературы:
«Занимательное минераловедение»
Рассматривание иллюстраций:
-Горы Урала
-Природа Урала
-Фауна Урала
-Флора Урала
Настольно-печатные игры:
-Лото «Птицы»
«Разрезные картинки»
«Найди 5 отличий»
Знакомство с природными памятниками Урала (Гора
«Шунут», гора «Высокая», и другими)
Рассматривание фотоальбомов (фотографии с видами Урала, природа Урала, уникальные природные памятники, места родного края, которые дети посещали летом с родителями) Рассматривание энциклопедий
Составление альбомов:
«Растения нашего края»
«Животные Урала»
«Минералы Урала»
Рассматривание коллекций минералов
Модели строения животных
Модели строения растений.
Речевое развитие Беседы:
«Что такое природа»,
«Деревья нашего края»
Составление описательных рассказов по картинкам изображающих растения и
Чтение произведений об Урале, разучивание стихов, песен о нем Придумывание загадок детьми
Отгадывание загадок.
Рассматривание картин уральских художников Рассматривание альбома
«Загадочный Урал»
Художественно- эстетическое развитие Рисование: «Лось в ельнике».
Лепка: «Малахитовая шкатулка»
Аппликация: «Царство диких зверей» Составление композиции: Гора Шунут» (коллективная работа)
Лепка «Животные и птицы Урала» Лепка животных по схемам
Лепка птиц из пуха и ваты с добавлением клея, раскрашивание.
Раскрашивание силуэтов животных в тематическом альбоме
Слушание песен об Урале. Слушание звуков природы. Проведение игр «Узнай по голосу», «Кто как кричит»,
«Подбери музыкальный инструмент к звучанию звукам природы» Прослушивание музыкальных произведений по теме Аудиозаписи с голосами перелетных птиц
Взаимодействие с родителями Беседы и консультации по теме проекта
Экскурсии в природу, наблюдения за птицами, животными в природе Совместное создание альбомов
Участие в выставках, конкурсах
3. Презентация проекта «Природа родных мест. Урал»
В процессе реализации проекта дети научились :
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи.
Заключение
У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они хорошо ориентируются в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе. Дети проявляет любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы. С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы. Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
Проблема нравственно -патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, точно знаю, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны. Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями. В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края, организуем природоохранную акцию «Берегите деревья», проведем совместно с родителями экологическое развлечение
«Лесная прогулка».
Воспитать патриота своей Родины -ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.