Папки-передвижки

Проект по краеведению «Моя малая Родина» с детьми подготовительной группы

Татьяна Андрианова
Проект по краеведению «Моя малая Родина» с детьми подготовительной группы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №23 «Ромашка» общеразвивающего вида

ПРОЕКТ

по краеведению

«Моя малая Родина» с детьми подготовительной группы

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

Андрианова Т. С.

г. Лыткарино

2016- 2017 г.

Проект по краеведению :

«Моя малая Родина» с детьми подготовительной группы

Публикация «Проект по краеведению „Моя малая Родина“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах

Содержание проекта :

1. Общие положения (название проекта, законодательная часть, региональный компонент)

2. Актуальность выбранной темы

3. Цели и задачи проекта

4. Участники проекта. Сроки реализации проекта.

5. Принципы

6. Этапы реализации проекта

7. Обеспечение проекта

8. Оценка результатов проекта. Мониторинг.

Общие положения

Название темы: «Моя малая Родина»

Законодательная часть:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Региональный компонент:

«Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью»

В. А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Наиболее актуальным ответом на современные тенденции образования мы считаем использование потенциала регионального компонента, в чём убеждает нас личный опыт и работы других педагогов. Предполагаемый опыт не имеет единой устоявшейся обучающей практики и концептуальной основы. Следовательно, концепция должна быть скорректирована относительно поставленных целей и задач.

Концепция исторического краеведения в идее изучения малой родины, как первого шага в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа, содействует целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости. Через понимание малой родины ребёнок осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. Изучение краеведения в дошкольных учреждениях является одним из основных источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между образовательной и воспитательной деятельностью и обеспечивает межпредметные связи.

Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наш город не может похвастаться многовековой историей. Но всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём малой родиной. Изучая историю родного г. Лыткарино, мы сделаем для себя много открытий. А также расскажем о родном крае тем, кто только начинает свой жизненный путь, нашим дошколятам. Так был разработан проект по краеведению «Моя малая Родина», направленный на изучение истории родного города, области, страны, с активным вовлечением детей в поисковую и исследовательскую деятельность и привлечением к сотрудничеству родителей.

Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, района, области, страны. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников.

Хотя применение историко-краеведческих материалов в ДОУ имеет некоторый опыт, однако историческое краеведение как наука еще не получило достаточного отражения в системе дошкольного образования и до сих пор не была предложена целостная научно-методическая система использования историко-краеведческих материалов в образовательном процессе.

Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала

является то, что он должен соответствовать основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим по объему и посильным для самостоятельного анализа воспитанниками. Краеведческий материал может включаться в образовательный процесс в разных формах, работа с ним осуществляется различными приемами. Краеведческий материал, включаемый в занятие, вызывает в сознании воспитанников связь истории с окружающей их конкретной обстановкой, ведет к развитию интереса к образовательному процессу в ДОУ и повышению качества знаний.

Задача воспитания интереса и любви к Родине традиционно решалась в нашем детском саду. Но результаты оценки уровня знаний детей и опроса родителей показали необходимость усиления работы в данном направлении и наполнения её новым содержанием.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому с детьми провести целый ряд различных мероприятий:

-посещение музея;

-участие в театрализованной деятельности,

-игры в сюжетно-ролевые и дидактические по ознакомлению с родным городом;

-занятия художественно-продуктивной деятельностью (рисование, конструирование)

- экскурсии, целевые прогулки к достопримечательностям города.

Применяемые нами виды деятельности стимулируют детский интерес к самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, а также являются необходимым условием для формирования личности каждого ребёнка.

Сегодня ни одно занятие не обходится без включения в него элементов краеведения. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Содержание проекта отражает комплексно-системный подход к изучению родного края, что позволяет дошкольникам увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного региона, в их взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы социальных, культурных и экологических взглядов, ценностного отношения детей к родному краю, как на эмоциональном, так и на рациональном уровне.

Проект призван дать достаточно полное представление о прошлом, его настоящем. Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации непосредственной образовательной деятельности нацелены на выработку у дошкольников навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации : иллюстрациями, фотоматериалами и печатными периодическими изданиями Использование ИКТ в образовательном процессе раскрывает перед педагогами огромные возможности, чем традиционные формы передачи информации, позволяет соединить важную информацию с красочным иллюстративным материалом, мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную информацию с помощью медиа средств.

Я, семья, мой город, край, Россия,

Весь проект по блокам разделили.

В каждом блоке множество занятий.

Форм работы и мероприятий.

И знакомясь поэтапно с блоком каждым,

Мы старались заложить фундамент важный.

Цель проекта :

• Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, способствовать более углубленному изучению истории родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю

Задачи проекта :

• Развивать у дошкольников навыки познавательной, творческой деятельности;

• Обучать детей вести посильную исследовательскую работу, собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их;

• Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

• Обучать детей умению использовать различные источники краеведческой информации

• Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

• Приобщать дошкольников к миру прекрасного, формировать чувства патриотизма и уважения к народу, к его обычаям, традициям, языку.

Практическая значимость состоит в том, что оно обогащает дошкольную практику организации занятий по истории родного края в дошкольных образовательных учреждениях.

Проект разбит на блоки. Все они познавательны и интересны. Формы подачи материала подобраны таким образом, чтобы побуждать ребёнка мыслить, запоминать, внимательно вникать в суть, воображать, представлять, задавать вопросы. Также способствуют развитию умения видеть проблемы, как одного из базовых умений исследователя. Все занятия строятся с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Поэтому названия тем носят порой образный, даже интригующий характер. Занятия предусматривают выполнение детьми творческих заданий.

Участники проекта

Дети 6-7 лет. Проект предусматривает активное участие родителей, детей и педагогов.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный (октябрь 2016- май 2017 г.).

Принципы:

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:

Принцип историзма. Реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью подобрать материал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе, области, страны, с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегрированности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями.

Этапы работы над проектом.

1. Подготовительный этап.

Включает в себя совместное планирование деятельности, составление схемы реализации проекта, подбор методической литературы, составление планов работы.

2. Практическая деятельность детей.

• Обеспечение условий для реализации проекта. Разработка образовательных маршрутов для участников проекта

• Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (смотр - конкурс краеведческих уголков).

• Внедрение в практику работы с детьми комплексы занятий, соответствующих возрасту. Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала.

Организация работы по следующим направлениям:

• Организованные мероприятия

• Досуговые мероприятия

• Творчество - оформительская деятельность.

• Осуществление контроля над реализацией проекта.

3. Заключительный (аналитический)

Обработка результатов по реализации проекта.

Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем.

Проект предусматривает организацию активных форм проведения занятий, использование иллюстративных и интерактивных презентаций, применение индивидуальных и групповых творческих работ, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии.

Хотя воспитанникам нашим мало лет,

Уже неплохо знают, что же значит «краевед».

Через эмоции, игру и интерес,

Внедрённые в образовательный процесс,

Мы им поможем гражданами стать

И Родину любить и уважать.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.

Методическое: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраст. Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»

Материально-техническое:

• Фотоаппарат, телевизор, музей, альбомы, иллюстрации.

• Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ);

• карты; исторические документы, фотографии;

• методическая, краеведческая, художественная литература.

Оценка результатов.

Для выявления промежуточных и конечных результатов провести мониторинг при помощи, которого можно будет выявить степень решения поставленных задач и достижение цели проекта.

Результаты проекта – выставки детских работ, открытые занятия, фотоальбом. Результаты, достигнутые в ходе реализации проекта, будут обобщены также в виде презентации по теме проекта, выступления с обобщенным опытом для педагогов.

В результате реализации данного проекта предполагается обучение и информационная поддержка детей дошкольного возраста и их родителей.

Мониторинг

Оценка усвоения проекта проводится с помощью мониторинга. Учитывается активность участия дошкольников в образовательной и самостоятельной деятельности. Беседы в спокойной доверительной обстановке. В ходе бесед использовать наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий, видео материалов, которые являются подсказками ответов на вопросы.

Публикации по теме:

Проект «Моя малая Родина» Любовь к близким людям,к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Поэтому знакомить.

Конспект занятия по краеведению в старшей группе детского сада «Моя малая Родина. Адыгея» «Моя малая Родина. Адыгея» Конспект занятия по краеведению в старшей группе детского сада Автор: Воспитатель первой категории.

Конспект занятия с детьми подготовительной группы по теме «Моя малая Родина. Республика Башкортостан. Родной поселок» Образовательная область: Познавательное развитие Направление: Ознакомление с социальным миром. Вид деятельности: познавательная, игровая.

Лэпбук «Моя малая Родина — Удмуртия» для детей подготовительной группыЛэпбук «Моя малая Родина — Удмуртия» для детей подготовительной группы Цель: патриотическое воспитание детей. Первая страница Лэпбук "Моя малая родина - Удмуртия" продолжает тему патриотического воспитания.

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе «Моя малая Родина» МБДОУ «Подпорожский детский сад №15 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию.

Организованная образовательная деятельность для детей подготовительной группы «Город Шахты — моя малая Родина» Организованная образовательная деятельность для детей подготовительной группы на тему: «Город Шахты – моя малая Родина» (интеграция образовательных.

Проект «Моя малая Родина» для старшей группы детского сада Краткосрочный проект «Моя малая Родина» для старшей группы детского сада Продолжительность: краткосрочный (19. 03.2018 - 21.05.2018) Тип.

Проект «Моя малая Родина» ПРОЕКТ НА ТЕМУ Выполнила воспитатель Хамидуллина Эльмира Рафкатовна Буинский район, д. Мещеряково 2017 год. СОДЕРЖАНИЕ:.

Проект по патриотическому воспитанию с детьми средней группы «Моя малая Родина — Нижний Ломов» Актуальность темы: Дети - это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям.

Проект с детьми старшего дошкольного возраста «Моя малая Родина» Проект с детьми старшего возраста «Моя малая Родина» Тип проекта: долгосрочный (полгода, групповой, творчески – поисковый. Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по краеведению «Моя малая Родина» с детьми подготовительной группы
Опубликовано: 7 сентября 2018 в 11:12
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД