Получи документы

Проект программы дошкольного воспитания детей мигрантов

Акматова Айнура Асанкуловна
Проект программы дошкольного воспитания детей мигрантов

Актуальность темы

Актуальность программы продиктована изменениями, происходящими в миграционных процессах на территории Новосибирской области, что привело к появлению в дошкольных образовательных учреждениях детей мигрантов. Дети, резко изменившие среду проживания, языковую среду, испытывают трудности в общении со сверстниками и педагогами, трудности в обучении, сложности в социальной и психологической адаптации к новой культуре, новым привычкам, традициям и обычаям, новым ценностным ориентирам, новым отношениям в коллективе.

Публикация «Проект программы дошкольного воспитания детей мигрантов» размещена в разделах

В последние десятилетия количество вынужденных переселенцев в России постоянно растет. Причиной этому служит экономический кризис в стране, различного рода негативные социальные явления. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты на новом месте жительства, – это проблема социокультурной адаптации.

Значительную часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети дошкольного возраста, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться на территории Новосибирской области. В связи с этим, чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей мигрантов дошкольного возраста.

Важно помнить, что каждый ребёнок имеет право на получение образования. Главное – создать условия, при которых дети независимо от их культурной, расовой, национальной принадлежности могли бы себя полностью реализовать и стать полноценными членами общества.

Как показывают исследования, проблемы социальной адаптации не возникают у детей мигрантов из Белоруссии, Украины. Возникают они, в основном, у детей мигрантов не славянской этнической принадлежности, приехавших из азиатских стран СНГ и Кавказа. Другая острая проблема заключается в том, что дети мигрантов дошкольного возраста плохо говорят по-русски или не говорят совсем.

В современной литературе проблема адаптации детей мигрантов в ДОУ, на мой взгляд, еще недостаточно изучена. Эффективное решение задач социально-психологического сопровождения детей-мигрантов должна быть реализована через взаимодействие семьи, ДОУ, психологов и педагогов.

Проект программы

Программа ориентирована на детей 3-7 лет. Срок реализации программы – 5 лет. Программа предполагает решение проблемы социокультурной адаптации детей мигрантов к условиям жизни мегаполиса с помощью формирования навыков культуры речи, освоения психолого-педагогических приемов общения.

Отличие данной программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать детей мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы.

Программа предполагает обязательное сохранение их этнической идентичности. Поэтому подбор материала для занятий осуществляется с учётом языковых и национальных особенностей детей, обучающихся в группах.

Цель программы – создание благоприятных условий для наиболее полной социокультурной адаптации детей мигрантов в поликультурной среде, формирования навыков культуры речи, творческого развития личности обучающихся.

Программа содержит два блока :

I блок: «Культура речи. Учимся говорить правильно»

II блок: «В здоровом теле – здоровый дух»

Условия приёма обучающихся – дети мигрантов, а также дети, испытывающие адаптационные трудности, социальные трудности речевого развития.

Ожидаемые результаты:

• Усвоение детьми-мигрантами основных культурных традиций и особенностей коммуникации страны проживания.

• Формирование адаптивных навыков к постоянно меняющемуся миру.

• Создание предпосылок для успешной социализации представителей разных культурных традиций в среде доминирующей русскоязычной культуры.

• Овладение практическими навыками рационального общения и самопознания.

• Повышение речевой культуры детей мигрантов.

• Формирование позитивного уважительного отношения к многообразию культур и их представителям на основе усвоения знаний об иных культурах, осознания различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни.

Блок «Культура речи. Учимся говорить правильно»

На территории Российской Федерации государственным языком общения является русский. Для большинства детей мигрантов русский язык не только не является родным, а, в лучшем случае, он изучался как предмет. Таким образом, уровень владения русским языком этой категории детей не соответствует требованиям, необходимым для образовательного процесса. Отсюда возникает основная проблема – плохое знание или почти незнание русского языка и как следствие:

1. сложность изучения учебного материала;

2. трудности в общении со сверстниками и воспитателями;

3. проблемы в адаптации.

Итак, педагогам приходится сталкиваться с этими трудностями и решать повседневные проблемы детей мигрантов, не зная их языка, не всегда учитывая родной менталитет детей и религиозные традиции.

Решением вышеуказанных проблем является создание комплексной программы адаптации и интеграции детей мигрантов, включающей в себя психолого-педагогическое, языковое и социокультурное направления.

Целью обучения культуре речи учащихся-ионофонов (детей с иным родным языком) является наиболее быстрая языковая адаптация детей мигрантов через формирование ценностного отношения к культурно-национальному наследию России и других стран средствами игровых технологий, способствующих развитию эмоциональной и интеллектуальной сферы детей, созданию благоприятного психологического климата, сохранению этнокультурных особенностей детей мигрантов. Здесь используются различные игры: игры-драматизации, сюжетно-ролевые и народные.

Блок «В здоровом теле – здоровый дух»

Основная задача – социальная адаптация детей мигрантов через раскрытие физических способностей каждого ребенка. В результате ребенок должен уметь:

• оценивать свои силы и возможности;

• ставить перед собой цель и добиваться ее выполнения;

• взаимодействовать с другими членами группы.

Работа в группах объединяет детей, воспитывает толерантное отношение к другим людям. В рамках этого блока проводятся: национальные культурно-спортивные праздники, а также мероприятия, ориентированные на поддержание спортивного образа жизни.

Итак, программа социально-культурной и языковой адаптации детей мигрантов помогает эффективно решать задачи по адаптации детей мигрантов в социальную и культурную среду Новосибирска. Механизм адаптации через ДОУ воздействует не только на детей из семей мигрантов, но и на их родителей.

Подводя итоги проделанной мною работы, можно сделать следующие основные выводы. Прежде всего, отмечу, что речь идет о пилотажном, а не фундаментальном исследовании, поэтому требуется более строгая процедура проведения исследования для того, чтобы делать совершенно определенные выводы. Однако полученные данные позволяют говорить о следующем:

Идеальным вариантом, вероятно, является сочетание обозначенных подходов, в которых развитию интеллекта ребенка уделяется достаточное внимание. Он свободно себя чувствует в новом информационном пространстве, и его эмоциональный комфорт не оказывается нарушенным. Благодаря этому в будущем не возникает препятствия к гармоничному развитию личности в целом.

Примеры используемых игр

1. «Мы едем-едем-едем.» (игра для детей от 4 лет)

Для того чтобы ребенок приобрел вкус к путешествиям, узнал как можно больше о новых народах и странах, предложите ему следующую игру. Покажите ему карту мира, и выберите пункт назначения. Далее юному «путешественнику» предстоит все то, что обычно предваряет реальную поездку: нужно купить билеты на самолет (пусть даже через интернет, собрать багаж (пусть он сам спланирует его, в зависимости от выбранного климатического пояса, договориться с отелем (а слабо на английском, или другом иностранном языке). И после этого можно выезжать в аэропорт. Конечная цель игры – прибыть в гостиницу и разместиться в номере.

Такая игра развивает организаторские способности, навыки планирования.

2. «Олимпиада» (Игра для детей 4 – 7 лет)

Для более эффективной адаптации детей-мигрантов в детском коллективе, можно поменять местами участников команд (на иностранцев надеть форму российской сборной, а на российскую сборную – иностранную форму). Благодаря такому ходу игры, детям будет и забавно, и познавательно, т. к. в презентации своей команды они должны будут рассказать о той стране, которую они представляют.

Используемая литература:

1. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М., 1999.

2. Орехова И. А. Русский мир. М., 2007.

3. Орехова И. А. Программа обучения детей мигрантов русскому как неродному. М., 2007.

4. Психологическая помощь мигрантам : травма, смена культуры, кризис идентичности / Под ред. Г. У. Солдатовой. М., 2002.

5. Габуния Г. Г. Социокультурная адаптация детей мигрантов в иноэтнической среде. М., 2007.

Публикации по теме:

Конспект заседания методического объединения «Представление Программы воспитания родителям (законным представителям)»Конспект заседания методического объединения «Представление Программы воспитания родителям (законным представителям)» Цель: основных аспектов представления родителям Программы воспитания. Добрый день уважаемые коллеги. Рада встрече с вами на первом заседании.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Основные задачи в области экономического воспитания детей дошкольного возраста Каждый человек, находясь в обществе, руководствуется моральными нормами, которые отражают общий тип поведения, регулирующий отношение человека.

Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельностиПроект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности"Познаю мир" Автор:.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Сценарий игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «Дерево здоровья»Сценарий игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «Дерево здоровья» СЦЕНАРИЙ игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «ДЕРЕВО ЗДОРОВЬЯ» Действующие лица: Волк, Заяц. Действие происходит.

Сценарий музыкально-игровой программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ «Мультяшки в гостях у ребят»Сценарий музыкально-игровой программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ «Мультяшки в гостях у ребят» Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством активизации познавательной, двигательной деятельности. Задачи:.

Сценарий музыкально-игровой программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ «Осенняя ярмарка»Сценарий музыкально-игровой программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ «Осенняя ярмарка» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к окружающему миру. Задачи:.

Сценарий спортивной развлекательной программы для детей старшего дошкольного возраста «Приключения Фунтика»Сценарий спортивной развлекательной программы для детей старшего дошкольного возраста «Приключения Фунтика» Тема: «День защиты детей» Автор: Ситник Наталья Александровна Дата: 01.06.2021 год. Участники: Дети 5-7 лет, педагоги старшей и подготовительной.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект программы дошкольного воспитания детей мигрантов
Опубликовано: 14 января 2023 в 16:58
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД