Папки-передвижки

Формирование сенсорных способностей у детей 2–3 лет в процессе разнообразных видов деятельности

Елена Рябая
Формирование сенсорных способностей у детей 2–3 лет в процессе разнообразных видов деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

1. Актуальность

Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Публикация «Формирование сенсорных способностей у детей 2–3 лет в процессе разнообразных видов деятельности» размещена в разделах

И так, актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятия создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

На втором- третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств- шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы формировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе и так далее.

2. Цель

Формирование сенсорных способностей у детей 2- 3 лет в процессе разнообразных видов деятельности.

3. Задачи

Помочь ребенку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьется; бумага гладкая, мягкая, рвется, промокает и так далее).

Формировать представления о простейших рецептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно применять данные действия.

Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие, качества и свойства (мягкость, твердость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)

Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с назначением их свойствами.

4. Возраст

Дети младшей группы (2-3 года)

5. Продолжительность реализации программы

Один год.

6. Формы и режим занятий

Один раз в неделю. Продолжительность 10 – 15 минут. Занятие проводится по подгруппам. В вечернее время - индивидуальная работа в течение всей недели.

7. Ожидаемые результаты

Представленная система работы направлена не только на сенсорно - моторное развитие ребенка, но и формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально поисковой деятельности.

План работы

Дата Задание детям Цель Предлагаемые игры

Октябрь

1неделя Раскладывание однородных предметов (по величине) на две группы

Учить выделять величину предмета. Формировать умения называть свойства предметов (большой-маленький)

1.«Большие и маленькие елочки» 2.«Палочки в ряд»

2неделя На ощупь найти пары одинаковых пластинок.

Развивать тактильные ощущения.

1.«Найди пару»2. «Определи правильно»

3неделя Определить по рисунку, какие геометрические фигуры изображены

Распознавать геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

1.«Из каких фигур состоит машина?» 2.«Коврик» 3.«Что лишнее»

4неделя Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом- предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.).

Соотносить геометрические формы с реальными предметами

1.«Найди предмет такой же формы» 2.«На что похоже»

Ноябрь

1неделя Составить конструкцию по памяти, по описанию-составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей(8-9).

Развивать внимание зрительное восприятие.

1.«Составить целое из частей»2. «Определи правильно»

2неделя Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

Развивать воображение, сообразительность, тактильные ощущения

1.«Чудесный мешочек» 2.«Узнай фигуру»

3неделя Определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.

Продолжать учить группировать геометрические фигуры

1.«Какая фигура лишняя?»2. «Что общего?»

4неделя Составить конструкцию из 2-3 геометрических фигур по образцу. Варианты:

- составить конструкцию по памяти, по описанию;

- составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8-9).

Продолжать учить соединять детали в единое целое «Составить целое из частей»

Декабрь

1неделя Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо)

Продолжать учить геометрические фигуры, называть их. Развивать внимание.

«Определи правильно»

2неделя Называть предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнивать что выше, что ниже.

Учить выделять предметы по величине.

1.«Сравни предметы по высоте» 2.«Выложи палочки»

3неделя Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Различать длину и цвет предметов

«Самая длинная, самая короткая»

4неделя 1. Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе. 2. Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5-6 штук (и более, одновременно выложенных и разобранных на столе.

Продолжать учить выделять величину и цвет.

1.«Пирамидки» 2. «Матрешки»

Январь

2неделя Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка.

Продолжать учить различать величину и цвет.

«Разноцветные кружки»

3неделя Собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую- по возрастающей величине.

Продолжать различать величину и цвет, по возрастанию и убыванию.

«Кружки»

4неделя Ребенок раскладывает предметы: чашки, ведерки и др. ; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др. Варианты: дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина, чайник, клещи, чемодан и др. Повторение действий с предметами по величине.

«Разложи по размеру»

Февраль

1неделя 1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте; 2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.

Продолжать учить и понимать понятия и действия с предметами по величине и ширине.

«Лесенка»

2неделя Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.

Учить выделять маленькие и большие предметы.

«В какую коробку?»

3неделя По рисунку с изображением леса и снеговиков (2 картины) дети определяют, какие деревья ближе, какие-дальше.

Учить ориентироваться в пространстве.

«Дальше- ближе»

4неделя Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а затем закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

Развивать внимание, повторять основные цвета спектра

«Какого цвета не стало?»

Март

1неделя Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора – красную карточку, огурца – зеленую т. д.

Развивать внимание, смекалку. Игры с цветом (повторение цветов) в разных ситуациях.

«Какого цвета предмет?»

2неделя Педагог показывает элемент- образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

Развитие мышления, внимания. «Собери гирлянду».

3неделя Дети рассматривают коврик из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце. Воспроизвести вторую половинку коврика «Сплети коврик из цветных полосок»

4неделя Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета

Продолжать воспроизводить предметы по характерным признакам, называть цвета в процессе действий.

«Сложи радугу»

Апрель

1неделя Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета. Варианты: детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.

Закреплять знание основных цветов и некоторых оттенков «Какие цвета использованы?»

2неделя Педагог выставляет таблицы с изображением двух растений, близких поцвету: помидор и морковь. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие. Дети учатся различать близкие цвета: красный – оранжевый, красный – розовый, синий – голубой и др.

Учить различать близкие цвета, опираясь на наглядный материал и помощь педагога.

«Уточним цвет предмета»

3неделя Проводите по руке ребенка разными предметами: перышком, игрушкой, варежкой, и пр. Затем повторяйте прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано.

Учить называть и сравнивать ощущения. «Вспомни ощущение»

4неделя Показывайте ребенку разные гримаски: вот нахмуренные брови, вот улыбка, вот оскаленные зубки, вот округленные глазки, вот надутые щечки. Пусть повторяет.

Учить выражать и определять эмоции.

«Дразнилки»- игра на подражание.

Май

Игры с разными материалами (Бумага, фольга, ткань, дерево, пластмасса) Заинтересовать детей играми - экспериментами «Тонет – не тонет»

«Составь узор из камушков»

Публикации по теме:

Презентация по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет посредством дидактической игры» Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своей презентацией. Я работаю с детьми раннего возраста 3-4 лет. Ранний возраст наиболее благоприятен.

Сенсорное развитие дошкольников как фундамент полноценного умственного развития Сенсорное развитие играет огромную роль в полноценном развитии личности ребёнка. От того, как хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование сенсорных способностей у детей 2–3 лет в процессе разнообразных видов деятельности
Опубликовано: 9 января 2014 в 23:42
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование сенсорных способностей у детей 2–3 лет в процессе разнообразных видов деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Рябая (УИ 175916) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД