Лучший педагог года

Проект «Птицы нашего края»

Елена Медведева
Проект «Птицы нашего края»

«Птицы нашего края»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №27 «Надежда»

городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

Проект

по экологическому воспитанию

для детей старшей группы

на тему:

«Птицы нашего края»

Подготовила: Елена Николаевна Медведева воспитатель

первой квалификационной категории

г. Октябрьский, Р. Б

2017 г.

Актуальность проекта.

Публикация «Проект „Птицы нашего края“» размещена в разделах

«Охранять природу –

значит, охранять Родину».

М. Пришвин.

Представьте себе мир без птиц : рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев. Кажется, мы так привыкли к ним, что порой их не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные существа способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.

Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, синицы, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти - с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы.

В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как ни когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных.

Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – нашего края»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых.

Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства.

Очень важно учить ребё нка понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

Изучению этой темы способствуют:

возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;

большой выбор и доступность детской литературы о птицах;

широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;

возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах : кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.

Тип проекта : познавательно – исследовательский.

Участники проекта : воспитатель, дети старшей группы, родители в (их законные представители,музыкальный руководитель.

Вид проекта : долгосрочный.

Срок реализации проекта : октябрь 2016 г. - апрель 2017 г.

Цель проекта : расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края и формирование навыков природоохранного поведения при наблюдении за птицами воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

Система работы предусматривает непрерывность, комплексность, завершённость каждого вида работы активное использование совместной деятельности детей и взрослых, что позволяет решать следующие задачи:

Образовательные :

систематизировать у детей целостные представления о сезонных изменениях в природе;

знакомить детей с жизнью птиц, их повадками, особенностями образа жизни;

расширять и активизировать словарь детей по теме;

развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;

закреплять понятия «перелётные» - «зимующие».

Воспитательные :

воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни, бережное и заботливое отношение к птицам.

формировать экологическое сознание детей;

Направления работы с воспитанниками:

организованная образовательная деятельность;

совместная деятельность взрослых и воспитанников;

свободная самостоятельная деятельность воспитанников;

партнёрство с семьёй;

взаимодействие со специалистами ДОУ;

Особенности проекта :

опора на личный опыт воспитанников, полученный ими в семье;

доступность материала для воспитанников дошкольного возраста;

максимальная включенность родителей (их законных представителей) и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению воспитанников с птицами родного края, воспитания у детей бережного отношения к природе.

Образовательные области:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Конкретные ожидаемые результаты:

расширение кругозора детей о птицах нашей местности;

улучшение предметно-развивающей среды;

развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;

активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Этапы реализации проекта :

I этап – подготовительный.

обсуждение цели, задачи с детьми и родителями;

определение знаний детей о птицах;

Создание необходимых условий для реализации проекта : детская художественная литература для чтения и самостоятельного рассказывания, подбор сюжетных картинок и иллюстраций, оформление дидактических, подвижных и игр;

работа с методическими разработками по теме: «Наши пернатые друзья».

II этап – основной (практический).

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах, проведение бесед с воспитанниками, обсуждение проблемных ситуаций;

чтение художественной литературы, загадок, заучивание стихотворений, пословиц;

работа с коллекциями - рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий, книг, энциклопедии;

просмотр кукольного театра «Синичкин календарь»;

проведение экскурсий по экологической тропе - наблюдение за птицами и их повадками, наблюдение на прогулке «Гнездо среди ветвей».

проведение с воспитанниками ООД и РПИД; подвижных, дидактических игр;

размещение на информационном стенде для родителей (их законных представителей) памяток, советов, буклетов по теме.

III этап – заключительный.

Оформление результата проекта в виде презентации.

Проведение итоговое мероприятия «Грачиная каша».

План реализации проекта

Совместная деятельность с воспитанниками:

Познавательное развитие:

Организованная образовательная деятельность:

«Зимующие и перелетные птицы».

«Составление описательного рассказа о птицах по схеме».

Познавательно – исследовательская деятельность (РПИД)

«Что дальше улетит?»

«В воде купался - сух остался».

Речевое развитие.

Приобщение к художественной литературе:

Рассказы К. Д. Ушинского «Ласточка», М. Горький «Воробьишко».

Сказка В. Даля «Ворона», сказка «Грач, росток и гусеница».

Стихи: Александрова А. «Скворцы», А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы».

В. Бианки «Синичкин календарь», С. Микитов «Снегири».

Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки».

Загадки- отгадки «Почтальон Печкин спешит к нам в гости».

Серия бесед по темам:

«Птицы, какие они? Какое значение имеют птицы в жизни человека?».

«Учитесь жалеть и беречь».

«Правила поведения в природе».

«Самая печальная книга природы – Красная книга».

Разрешение проблемных ситуаций:

«Что бы вы сделали, если бы увидели.».

«Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?»

Рассматривание картин «Грачи прилетели», «Птицы прилетели», «Птичья столовая».

Социально-коммуникативное развитие.

Дидактические игры:

«Четвёртый лишний», «Угадай по описанию»,«Вопрос-ответ».

Игры: «Кому мяч попадёт, тот птицу назовёт», «Летает, плавает, бежит».

«Сколько птиц спряталось в рисунке?».

«Чей клюв?».

Настольно-печатные игры:

«Шесть картинок», «Составь картинку из частей»,Лото «Птицы».

Пальчиковые игры:

«Воробьи»,«Птички», «Веселое путешествие», «Грачевник»,«Зимующие птицы», «Сколько птиц в кормушке нашей, «Снегири».

Подвижные игры:

«Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Собачка и воробьи».

«Не боимся мы кота», «Снегири», «Перелёт птиц»,«Займи гнездо», «Совушка – сова»

Художественно-эстетическое развитие:

Аппликация:

«Птицы на кормушке», «Дом весёлого скворца».

Лепка:

«Птицы на кормушке», «Грачи прилетели».

Рисование:

«Совушка - сова», «Сказочная птица», «Где обедал воробей», рисование с трафаретами, шаблонами по теме «Птицы».

Работа с родителями:

Оформление мини-библиотеки (подбор книг, журналов о птицах).

рекомендации о заготовках корма на зиму для птиц.

консультация на тему: «Покормите птиц зимой».

организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».

участие в Республиканском конкурсе «Кормушка».

оформление альбома «Я и птицы».

Взаимодействие со специалистами ДОУ и с социумом

проведение весеннего праздника «Грачиная каша»

экскурсия в библиотеку –творчество В. Бианки

Совместный труд воспитателя с детьми :

наблюдение за птицами на кормушке,

подкормка зимующих птиц.

3. Заключительный этап. Проведение весеннего праздника «Грачиная каша».

Результаты реализации проекта :

В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал, по ознакомлению дошкольников с птицами родного края.

Работа над проектом позволила :

повысить познавательный интерес и уровень знаний воспитанников о птицах родного края;

дети научились правильно подкармливать птиц, отличать перелётных птиц от зимующих, составлять описательный рассказ о птицах по схеме, по иллюстрациям;

на протяжении реализации проекта у детей развивалась связная, фразовая речь, совершенствовался грамматический строй речи, навык словообразования;

у многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Публикации по теме:

ООД — игра «Зимующие птицы нашего края»ООД — игра «Зимующие птицы нашего края» ООД – игра «Зимующие птицы нашего края». Программные задачи: Расширить знание детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, о питании. Закрепить.

Педагогический проект по экологии «Птицы нашего края» «Птицы нашего края» Цитата:Одно из первых и всеми признаваемых условий счастья есть жизнь такая, при которой не нарушена связь человека.

Педагогический проект «Птицы нашего края» Вид проекта: познавательно – информационный Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители.

Проект по экологии «Птицы нашего Края» Уважаемые родители! в нашей группе стартует экологический проект «ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ». Цель проекта: дать детям представление об особенностях.

Проект «Птицы нашего края» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида№63» Проект в средней группе по теме: «Птицы нашего.

Проект в средне-старшей группе «Птицы нашего края» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №34 «ФИАЛКА» ПРОЕКТ «Птицы нашего края» В СРЕДНЕ - СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Проект «Зимующие птицы нашего края»Проект «Зимующие птицы нашего края» ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ» Тип проекта: информационно-творческий Вид проекта: групповой (с группой детей и их семьями) Участники.

Проект «Зимующие птицы нашего края» Слайд з. Тип проекта: познавательно-исследовательский Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Проект «Зимующие птицы нашего края» в старшей группе комбинированной направленности В рамках городского экологического проекта «Будем друзьями птиц» в старшей группе комбинированной направленности МБДОУ детский сад №25.

Планирование по теме «Птицы нашего края» Тема: «До свиданья, птицы!» Итоговое мероприятие: Коллаж «Птицы нашего кря» День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Птицы нашего края»
Опубликовано: 30 мая 2017 в 18:39
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД