Елена Медведева
Проект «Птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
«Птицы нашего края»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №27 «Надежда»
городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан
Проект
по экологическому воспитанию
для детей старшей группы
на тему:
Подготовила: Елена Николаевна Медведева воспитатель
первой квалификационной категории
г. Октябрьский, Р. Б
2017 г.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Птицы нашего края“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
«Охранять природу –
значит, охранять Родину».
М. Пришвин.
Представьте себе мир без птиц : рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев. Кажется, мы так привыкли к ним, что порой их не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.
Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные существа способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.
Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, синицы, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти - с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы.
В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как ни когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных.
Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – нашего края»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых.
Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства.
Очень важно учить ребё нка понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.
Изучению этой темы способствуют:
возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;
большой выбор и доступность детской литературы о птицах;
широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;
возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах : кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Участники проекта : воспитатель, дети старшей группы, родители в (их законные представители,музыкальный руководитель.
Вид проекта : долгосрочный.
Срок реализации проекта : октябрь 2016 г. - апрель 2017 г.
Цель проекта : расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края и формирование навыков природоохранного поведения при наблюдении за птицами воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
Система работы предусматривает непрерывность, комплексность, завершённость каждого вида работы активное использование совместной деятельности детей и взрослых, что позволяет решать следующие задачи:
Образовательные :
систематизировать у детей целостные представления о сезонных изменениях в природе;
знакомить детей с жизнью птиц, их повадками, особенностями образа жизни;
расширять и активизировать словарь детей по теме;
развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память;
закреплять понятия «перелётные» - «зимующие».
Воспитательные :
воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни, бережное и заботливое отношение к птицам.
формировать экологическое сознание детей;
Направления работы с воспитанниками:
организованная образовательная деятельность;
совместная деятельность взрослых и воспитанников;
свободная самостоятельная деятельность воспитанников;
партнёрство с семьёй;
взаимодействие со специалистами ДОУ;
Особенности проекта :
опора на личный опыт воспитанников, полученный ими в семье;
доступность материала для воспитанников дошкольного возраста;
максимальная включенность родителей (их законных представителей) и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению воспитанников с птицами родного края, воспитания у детей бережного отношения к природе.
Образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Конкретные ожидаемые результаты:
расширение кругозора детей о птицах нашей местности;
улучшение предметно-развивающей среды;
развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
обсуждение цели, задачи с детьми и родителями;
определение знаний детей о птицах;
Создание необходимых условий для реализации проекта : детская художественная литература для чтения и самостоятельного рассказывания, подбор сюжетных картинок и иллюстраций, оформление дидактических, подвижных и игр;
работа с методическими разработками по теме: «Наши пернатые друзья».
II этап – основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах, проведение бесед с воспитанниками, обсуждение проблемных ситуаций;
чтение художественной литературы, загадок, заучивание стихотворений, пословиц;
работа с коллекциями - рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий, книг, энциклопедии;
просмотр кукольного театра «Синичкин календарь»;
проведение экскурсий по экологической тропе - наблюдение за птицами и их повадками, наблюдение на прогулке «Гнездо среди ветвей».
проведение с воспитанниками ООД и РПИД; подвижных, дидактических игр;
размещение на информационном стенде для родителей (их законных представителей) памяток, советов, буклетов по теме.
III этап – заключительный.
Оформление результата проекта в виде презентации.
Проведение итоговое мероприятия «Грачиная каша».
План реализации проекта
Совместная деятельность с воспитанниками:
Познавательное развитие:
Организованная образовательная деятельность:
«Зимующие и перелетные птицы».
«Составление описательного рассказа о птицах по схеме».
Познавательно – исследовательская деятельность (РПИД)
«Что дальше улетит?»
«В воде купался - сух остался».
Речевое развитие.
Приобщение к художественной литературе:
Рассказы К. Д. Ушинского «Ласточка», М. Горький «Воробьишко».
Сказка В. Даля «Ворона», сказка «Грач, росток и гусеница».
Стихи: Александрова А. «Скворцы», А. Яшин «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы».
В. Бианки «Синичкин календарь», С. Микитов «Снегири».
Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки».
Загадки- отгадки «Почтальон Печкин спешит к нам в гости».
Серия бесед по темам:
«Птицы, какие они? Какое значение имеют птицы в жизни человека?».
«Учитесь жалеть и беречь».
«Правила поведения в природе».
«Самая печальная книга природы – Красная книга».
Разрешение проблемных ситуаций:
«Что бы вы сделали, если бы увидели.».
«Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?»
Рассматривание картин «Грачи прилетели», «Птицы прилетели», «Птичья столовая».
Социально-коммуникативное развитие.
Дидактические игры:
«Четвёртый лишний», «Угадай по описанию»,«Вопрос-ответ».
Игры: «Кому мяч попадёт, тот птицу назовёт», «Летает, плавает, бежит».
«Сколько птиц спряталось в рисунке?».
«Чей клюв?».
Настольно-печатные игры:
«Шесть картинок», «Составь картинку из частей»,Лото «Птицы».
Пальчиковые игры:
«Воробьи»,«Птички», «Веселое путешествие», «Грачевник»,«Зимующие птицы», «Сколько птиц в кормушке нашей?», «Снегири».
Подвижные игры:
«Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Собачка и воробьи».
«Не боимся мы кота», «Снегири», «Перелёт птиц»,«Займи гнездо», «Совушка – сова»
Художественно-эстетическое развитие:
Аппликация:
«Птицы на кормушке», «Дом весёлого скворца».
Лепка:
«Птицы на кормушке», «Грачи прилетели».
Рисование:
«Совушка - сова», «Сказочная птица», «Где обедал воробей», рисование с трафаретами, шаблонами по теме «Птицы».
Работа с родителями:
Оформление мини-библиотеки (подбор книг, журналов о птицах).
рекомендации о заготовках корма на зиму для птиц.
консультация на тему: «Покормите птиц зимой».
организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».
участие в Республиканском конкурсе «Кормушка».
оформление альбома «Я и птицы».
Взаимодействие со специалистами ДОУ и с социумом
проведение весеннего праздника «Грачиная каша»
экскурсия в библиотеку –творчество В. Бианки
Совместный труд воспитателя с детьми :
наблюдение за птицами на кормушке,
подкормка зимующих птиц.
3. Заключительный этап. Проведение весеннего праздника «Грачиная каша».
Результаты реализации проекта :
В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал, по ознакомлению дошкольников с птицами родного края.
Работа над проектом позволила :
повысить познавательный интерес и уровень знаний воспитанников о птицах родного края;
дети научились правильно подкармливать птиц, отличать перелётных птиц от зимующих, составлять описательный рассказ о птицах по схеме, по иллюстрациям;
на протяжении реализации проекта у детей развивалась связная, фразовая речь, совершенствовался грамматический строй речи, навык словообразования;
у многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.