Марина Малозёмова
Проект «Путешествие по русским народным сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : краткосрочный.
Вид проект : познавательно-творческий.
Продолжительность: 2 неделя.
По количеству: 14 чел.
Участники проекта : дети группы от 4 до 7 лет, воспитатель музыкальный руководитель
Актуальность:
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Публикация «Проект „Путешествие по русским народным сказкам“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2020
В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих социальное развитие детей, являются сказки.
Сказки – прекрасное творение искусства. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна.
Любая сказка с научной точки зрения представляет собой этическое, чаще всего прозаическое произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки – счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.
Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой дисциплине.
Русская народная сказка - это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того – ее условность, хорошо усваивается ребенком.
Никакие сенсации, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики, прежде всего и более всего эмоционален. А сказочная
образность обращена к эмоциональной стороне человека. Сказка повествует о правде жизни. Просто, правда эта увидена и подана под особым углом зрения.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь, у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке есть четкая граница : это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш знает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.
Народные сказки, особенно волшебные, где обязательно присутствуют сверхъестественная сила и персонажи "вредители", аккумулируют в себе богатый материал, на основе которого дошкольники способны усвоить типичные образцы и модели поведения, определяемые не только сложившейся ситуацией, но и характером персонажа.
Цель проекта : создание положительного эмоционального настроя через формирование у детей представлений о русской народной сказке.
Задачи:
Образовательные:
1. Прививать любовь к сказкам.
2. Способствовать накоплению у детей эстетического и эмоционального опыта, при чтении и обсуждении сказок.
3. Активизировать речь, обогащать словарный запас, развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
4. Развивать артистические способности посредством участия в простых инсценировках сказок.
5. Различать музыку различного характера. Учить различать высокие и низкие звуки, отмечать быструю и медленную музыку.
Предполагаемый результат:
Дети проявят интерес к чтению и показу сказок. Научатся узнавать и называть любимые сказки, рассказывать отрывки из сказок. Участвовать в играх-инсценировках по мотивом сказок.
Этапы работы над проектом :
Реализация данного проекта будет проходить в 3 этапа:
1 этап – подготовительный. Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы «Любимые сказки», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
2 этап – основной. Этап реализации проекта : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение, практическая деятельность, создание настольного театра.)
3этап – заключительный. Развлечение «Путешествие по русским народным сказкам».
1. Продукт проектной деятельности :
Изготовление настольного театра по сказке «Лиса и Журавль».
2. По реализации проекта «Путешествие по русским народным сказкам» были получены следующие результаты:
1. Дети закрепили знания о русских народных сказках.
2. В результате практической деятельности у детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности, усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа, усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
3. Научились различать музыку различного характера, высокие и низкие звуки. Отмечать быструю и медленную музыку.
Беседа с детьми «Любимые русские народные сказки»
Цель: сформировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.
Подготовительная работа: предложить родителям прочитать знакомые детям сказки и принести любимую книгу ребенка в группу.
Примерный список литературы: русские народные сказки «Теремок», «Репка», «Колобок», К. Ушинский «Козлятки и волк», Л. Толстой «Три медведя».
Ход беседы.
В ходе рассматривания книг, принесенных детьми из дома, воспитатель вспоминает отрывки, наиболее яркие с точки зрения эмоционального восприятия и интересные в плане обогащения речи дошкольников, и включает задания, направленные на воспитание интонационной выразительности речи.
Русская народная сказка «Репка».
Воспитатель. В гости к нам прибежала мышка и просит прочитать книжку о том, как она помогла вытащить большую- пребольшую репку. Кто принес такую книжку?
Как называется твоя любимая сказка?
Давай вместе расскажем детям русскую народную сказку «Репка».
Воспитатель начинает рассказывать сказку, стимулируя ребенка к совместному воспроизведению текста: «Посадил дед репку, выросла репка… Стал дед репку из земли…Тянет-потянет, вытянуть…Позвал дед…»
По ходу рассказывания педагог выставляет фигурки настольного театра, предлагая всем детям участвовать в рассказывании : «Бабка за дедку, дедка за репку – тянут- потянут, вытянуть…Кто же еще прибежал тянуть репку?
Русская народная сказка «Теремок».
Педагог предлагает рассмотреть книгу со сказкой. Уточняет с опорой на иллюстрации героев сказки, которые жили в домике- теремке. Предлагает вспомнить, какие прозвища были у каждого из них, как звери просились в теремок.
Воспитатель. Мышка какая? Какое прозвище было у нее в сказке? Мышка-… Как просилась мышка в теремок? (Пи-пи-пи, терем- теремок, кто в тереме живет) Кто пришел последним? Медведь какой? Какое прозвище было у него в сказке? Как просился медведь в теремок? Медведь и полез в теремок. Что случилось с теремком?
- А в нашем теремке звери живут- поживают, добра наживают. Смотрите, во всех окошках свет горит. Только у петушка свет не горит, окошко закрыто. Что случилось? Ведь он сам всегда будит всех: рано встает, громко песни поет, детям спать (не дает). Лежит наш петушок- не встает. Что с ним? (Петушок заболел).
Педагог выразительно читает стихотворение А. Пассовой:
Заболел наш петушок!
Он под дождиком промок.
И теперь не может нам
Кукарекать по утрам!
Надо Петю выручать,
Надо доктора позвать.
Воспитатель предлагает позвать доктора тихо, чтобы не потревожить петушка. Затем чуть громче, так как врач не слышит просьбу. («Доктор, приходи! Заболел наш петушок! Он под дождиком промок».)