Папки-передвижки

Проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством различных видов деятельности»

Альбина Волкова
Проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством различных видов деятельности»

«Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В. А. Сухомлинский

Проект : творческий, практико-ориентированный.

Актуальность: Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством различных видов деятельности“» размещена в разделах

Дети с нарушением зрения имеют специфические особенности в своем развитии. У детей дошкольного возраста со зрительной патологией имеются проблемы в координации движений, слабо развита зрительно – моторная координация, сила и точность мелкой мускулатуры (Л. И. Солнцева). Процесс воспитания и обучения детей с нарушением зрения требует больше времени, использования специальных приемов, необходимого учета состояния здоровья ребенка (Л. А. Дружинина).

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Процесс развития мелкой моторики в дошкольном возрасте довольно длительный, поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации деятельности ребенка. Л. И. Плаксина отмечает, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка.

Цель проекта : создание условий для развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности.

Задачи:

Максимально использовать разные виды детской деятельности;

Создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики - подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, восприятие);

Формировать волевые навыки:

Воспитывать умение работать в коллективе;

Формировать положительные эмоции.

Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.

Особенность развития мелкой моторики рук

Дошкольники от 3 до 4 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.

Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильнокинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.

В 4–5 лет ребёнок предпочитает выполнять многие задания только самостоятельно. Ему интересно, как устроена развивающая доска, почему крутятся колёса и многое другое. Любознательность и тяга к познанию нового только способствуют гармоничному развитию личности. Малыш уже хорошо владеет кистью и карандашом, поэтому основные задания направлены на подготовку руки к письму. Многие родители думают, что это рано для этого возраста. Не стоит путать, в 4 года никто не заставляет кроху писать целые слова или буквы, если он не проявляет интерес. К упражнениям и занятиям, описанным выше, стоит подключить новые:

• игры с песком, пусть ребёнок водит пальцами по песку, рисуя картинки или предметы;

работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски, затем геометрические фигуры;

аппликация: малыш научится создавать композиции на бумажной

плоскости, работать с клеем и салфеткой;

• рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка — эти навыки готовят руку малыша к письму.

Виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

Прежде чем приступить к работе для себя определила несколько направлений:

Первое направление - развитие мелкой моторики рук через пальчиковую

гимнастику, массаж рук с использованием разнообразных предметов, дидактические игры

Игровая деятельность :

Пальчиковые игры и упражнения;

Массаж кистей рук и пальцев;

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками; Игры с верёвочкой, шнуровки.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Занятия пальчиковой гимнастикой помогают ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы,ведущей к вершинам знаний и умений

Продуктивная деятельность

Лепка, аппликация, рисование;

Раскрашивание;

Вырезание ножницами;

Познавательно-исследовательская

Конструирование из лего-конструктора;

Конструирование из бумаги;

Конструирование из природного материала;

Графические упражнения, штриховки;

Собирание конструкторов и мозаик;

Театральная деятельность. Показ разных видов театра

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью - выявить уровень развития мелкой моторики рук. Для диагностики я использовала задания различной степени трудности. В результате диагностики: были выявлены различные ошибки при выполнении заданий. При выполнении заданий ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы. Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 70% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 30% - средний.

Этапы реализации:

1. Подготовительный этап:

Изучение научно-методической литературы по данной теме.

Анкетирование родителей.

Выявление компетентности родителей по данной проблеме.

Обследование детей.

Выявление уровня развития мелкой моторики.

Составление картотеки игр для развития мелкой моторики

Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

2. Диагностический этап:

Диагностика воспитанников с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребенка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев каждого ребенка на момент обследования;

(Бачина О. В., Коробова Н. Ф. практическое пособие для педагогов и родителей)

Анкетирование родителей в компетентности по данной теме

3. Реализация проекта

Создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей :

Работа с детьми по всем образовательным областям:

в процессе НОД (продуктивной деятельности);

индивидуальной работе;

на прогулке;

утренней гимнастике;

самообслуживание;

использование нетрадиционных приемов

Совместная деятельность с родителями.

Подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей,

Консультация на тему: «Использование пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

Мастер-класс на тему: «Использование природного материала в работе с детьми дома». Изготовление игрушки Капитошка»

Творческая мастерская по изготовлению книги своими руками по лексической теме «Дикие животные»

4. Заключительный этап:

Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.

Диагностика развития мелкой моторики рук детей через различные виды деятельности

с использованием разнообразных форм и методов.

Количество детей:12

1. Упражнения на координацию движений

Начало года Конец года

Не сф. - 33 % (4 ч.) Не сф. - 8% (1 ч.)

Час. сф. - 50 % (6 ч.) Час. сф. - 42 % (5 ч.)

Сф. - 17 % (2 ч.) Сф. – 50 % (6 ч.)

2. Упражнения на повторение фигур из пальцев

Начало года. Конец года.

Не сф. - 33% (4 ч.) Не сф. - 17% (2ч.)

Час. сф. - 50% (6 ч.) Час. сф. - 25% (3ч.)

Сф. - 17 % (2ч.) Сф. - 58% (7ч.)

3. Работа с бумагой

Начало года. Конец года.

Не сф. - 58% (7 ч.) Не сф. - 17% (2ч.)

Час. сф. - 25 % (3ч.) Час. сф. - 33 % (4ч.)

Сф. - 17 % (2ч.) Сф. - 50 % (6 ч.)

4. Упражнения на дорисовывание

Начало года. Конец года.

Не сф. - 50% (6 ч.) Не сф. - 25% (3ч.)

Час. сф. - 25% (3 ч.) Час. сф. - 33 % (4ч.)

Сф. - 25% (3 ч.) Сф. - 42% (5ч.)

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики :

1. Высокий уровень: Общий результат свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним, а также развитой произвольности ( при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности).

2. Средний уровень: Общий результат свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Низкий уровень: Общий результат свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности.

Диагностическая карта

Критерии Методы

1. Упражнения на координацию движений

1. Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.

2. Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.

3. Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.

4. Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.

5. Поочередно постукивать пальчиками по столу.

6. Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.

7. Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.

8. Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.

9. Нанизывание пуговиц средней величины.

2. Упражнения на повторение фигур из пальцев

1. Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.

2. Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.

3. Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, затем обеих рук.

3. Упражнения на повторение фигур из пальцев

1. Сгибание листа (выявляем содружество обеих рук в работе).

2. Выполнить ножницами прямой разрез.

4. Упражнения на дорисовывание

1. Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.

Ожидаемые результаты:

Большим подспорьем в работе с детьми стала картотека пальчиковых игр и упражнений. В ее подготовке приняли участие и родители - поделились опытом семейного воспитания. Пополнение предметно- пространственной среды при участии родителей происходит регулярно в зависимости от возрастных особенностей детей. Такое многообразие игр позволяет детям развивать разные группы мышц рук. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются со сверстниками, пополнился словарный запас, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, ловкость, умение управлять своими движениями в различных видах деятельности умение использовать разнообразные материалы и техники; что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Используемая литература

1. https://zhdumalisha.ru/rebenok/razvitie-melkoy-motoriki-ruk-u-deteydoshkolnogo-vozrasta.html#i Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

2. https://fb.ru/article/164137/vidyi-detskoy-deyatelnosti-v-detskom-sadu-igrakak-veduschiy-vid-deyatelnosti Виды детской деятельности в детском саду. Игра как ведущий вид деятельности.

3. https://vospitateljam.ru/opyt-raboty-po-razvitiyu-melkoj-motoriki-u-detej-sonr-ispolzovanie-netradicionnyx-priemov-razvitiya-melkojmotoriki/tp ://vospitateljam.ru/opyt-raboty-po-razvitiyu-melkoj-motoriki-udetej-s-onr-ispolzovanie. Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения. (Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики)

Публикации по теме:

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности МДОУ «Детский сад № 95» Ленинский район, г. Саратов План по самообразованию на 2017 – 2018 г. Тема: «Гендерное воспитание дошкольников.

Приобщение дошкольников к культуре, искусству и традициям русского народа посредством различных видов деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида №41 «Заряночка».

Развитие различных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности Консультация для родителей по теме: «Развитие различных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности Материалы по теме самообразования: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности».

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами различных видов деятельности» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности». «Истоки способностей и дарований находятся.

Отчет «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности» МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 95» Ленинский район, г. Саратов Отчет по самообразованию воспитателя средней группы №3 «Гендерное воспитание.

Проект «Страна веселых пальчиков». Развитие мелкой моторики рук посредством нестандартного использования различных предметов Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 150 муниципального образования городской округ Люберцы.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности (слайд 2) Актуальность данной темы состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие.

Развитие речи детей раннего возраста посредством различных видов театрализованной деятельности Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности Содержание 1. Введение 2. Теоретические основы 2.1 Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей 2.2 Взаимосвязь головного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством различных видов деятельности»
Опубликовано: 15 января 2019 в 12:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД