Папки-передвижки

Развитие различных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Ирина Лаврова
Развитие различных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Консультация для родителей

по теме:

«Развитие различных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Воспитатель:

Лаврова Ирина Ивановна

1 квалификационная категория

г. Воркута

Консультация для родителей старшей группы

Публикация «Развитие различных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах

«Развитие различных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Лаврова Ирина Ивановна

воспитатель

I квалификационная категория

Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей в

вопросах развития памяти и внимания у детей старшего дошкольного

возраста.

Задачи:

• показать значимость развития памяти у детей;

• познакомить с методами, приемами, способами работы по развитию памяти в процессе игры;

• создать условия для педагогического общения.

Оборудование:

Условия проведения: приемная старшей группы «Непоседы», вторник 16.10.2018 года, 17.15

Длительность консультации: 15 минут

Контингент: 5 родителей старшей группы

Добрый вечер, уважаемые родители! Наблюдая за детьми в различных видах деятельности и в процессе индивидуального общения с Вами, родителями, я пришла к выводу, что в нашей группе существует проблема запоминания детьми нового материала, который изучается как во время непосредственно-образовательной деятельности, так и во время совместной деятельности педагога с детьми. Решению данной проблемы и посвящена сегодняшняя консультация.

Память – это психический процесс, который обеспечивает человека способностью накапливать, сохранять и воспроизводить знания и навыки.

По продолжительности сохранения информации память подразделяется на два вида:

Кратковременная — запоминание на короткий (несколько минут) срок, быстрое забывание. Например, цифр при устном счете, отрывка текста при конспектировании, письме под диктовку, людей в помещении, где находились только что. Такая информация долго не хранится, через некоторое время стирается.

Долговременная — откладывание воспоминаний, информации, впечатлений, навыков на длительный срок. Помогает накапливать и объединять жизненный опыт, формирующий личность человека. Бывает механической, либо смысловой (ассоциативной).

Развитие памяти в дошкольном возрасте имеет огромное значение, в первую очередь для успешного обучения в школе, способности осваивать учебную программу. Поскольку в дошкольном возрасте ведущая роль отводится игре, то с ее помощью и стоит проводить работу по развитию памяти. Благодаря ей мы сможем простимулировать детскую активность, увеличить объем памяти, а так же сделаем процесс обучения более эмоциональным и увлекательным. Именно интерес к тому, что предлагается ребенку, позволяет обеспечивать запоминание.

По ведущему анализатору память подразделяется на следующие виды: зрительная — запоминание видимых образов; слуховая — запоминание услышанного; тактильная, моторная (двигательная) — запоминание ощущений и движений; эмоциональная — запечатление ярких эмоций; вербально-логическая — усваиваются речевые конструкции, смысловые связи.

Причём, у дошкольников превалирует зрительная память : то есть то, что, он видит, он быстрее и лучше запоминает. Давайте вместе запомним главную особенность дошкольной памяти : ребенок, как правило, быстро запоминает и столь же быстро забывает новый материал. Таким образом, память дошкольника пластичная, и нужна её постоянная тренировка.

Различные виды памяти требуют и различных подходов, тренировок, игр, упражнений. Дошкольники в процессе увлекательных, неутомительных игр усваивают эффективные методы запоминания большого объёма информации.

Зрительная память

Развивать зрительную память можно, привязывая к ситуациям каждодневного бытия, например: «В какой сегодня наш папа пошёл на работу?»; «В какой книжке ты видел похожие иллюстрации?»; «Где у нас в квартире лежат эти вещи?»; «Вспомни, что из зимней одежды тебе нравится?»

Игра «Художник». Из группы детей выбираются 2 ребенка, остальные – зрители. Один из выбранных «художник», другой заказывает ему свой портрет. «Художник внимательно смотрит на своего «заказчика», затем отворачивается и по памяти описывает внешность «заказчика» и т. д.

Слуховая память

Разучивайте стихи, прибаутки и шутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки. Также, дома желательно иметь аудио-носители с записью сказок, детских постановок и т. д. Используйте игру «Мы - рассказчики» - пересказ прочитанного произведения. Очень хорошо совместно начать пересказывать или осуществлять пересказы в лицах.

Моторная (тактильная) память

«Кукловод» Малыша просят закрыть глаза, затем ведущий, придерживая его сзади за плечи, проводит по некому заранее выбранному маршруту, например: три шага вправо, два влево, шаг назад, два вперед. Открыв глаза, ребенок должен самостоятельно повторить движения. Начинать можно с несложной последовательности, постепенно увеличивать маршрут, усложнять задания.

«Делай, как я». Ребенок и ведущий берут себе каждый по 6 спичек. Вначале ведущий выкладывает из спичек любой рисунок или узор, потом показывает его на пару секунд, а ребенок должен его повторить. Если играют двое детей, то они могут поменяться ролями. Постепенно количество спичек увеличивается до 12-15.

«Геометрические фигуры» Для этой игры нужен набор геометрических фигур или других простых предметов и мешочек, в который они будут сложены. Ведущий по очереди называет фигуры, а дети на ощупь находят их в мешочке, выкладывая по порядку перед собой на стол

«Графический диктант» Упражнение связано как со зрительным запоминанием, так и с мелкой моторикой. Взрослый рисует узор на доске или в тетради, предлагая детям воспроизвести его. Можно начать с простых, постепенно переходить ко все более сложным заданиям (увеличивать количество цветов, сложность самого узора, изменять ритмичность рисунка и т. д.)

«Воспроизведение рисунка по памяти» Это упражнение похоже на предыдущее, но здесь испытуемым сначала предъявляется некий рисунок, состоящий из нескольких частей, предлагается посмотреть на него и запомнить, а затем воспроизвести определенную его часть. Например, на рисунке изображены три кота — нарисовать второго кота. Два дерева — нарисовать то, что справа, и так далее.

Игра «Повтори за мной» Ведущий сидит за столом, дети стоят вокруг него. Ведущий простукивает определенный ритм концом карандаша по столу. Один из детей повторяет ритм. Ведущий спрашивает: «Правильно ли повторил?» Если кто-то считает, что неправильно, он предлагает свою версию.

Игра «Запомни движения» Ведущий показывает детям движения, состоящие из 3-4 действий. Дети должны повторить эти действия сначала в том порядке, что показал ведущий, а затем в обратном порядке.

Дополнительные факторы, влияющие на развитие памяти

Безусловно, упражнения необходимы, но не следует забывать и о других условиях, которые косвенно влияют как на развитие памяти, так и на формирование когнитивных функций ребенка в целом:

Питание. Желательно, чтобы ребенок употреблял в пищу больше таких продуктов, как орехи, семечки и злаки, твердый сыр, фрукты и овощи, зелень, печень и белое мясо, жирные сорта рыбы. Мучное и сладкое лучше употреблять в меру.

Свежий воздух. Кислород необходим клеткам мозга для продуктивной работы, поэтому дошкольнику нужно как можно больше гулять на улице.

Физическая активность — стимулирует обменные, мыслительные процессы, полезна для здоровья.

Сон — его достаточное количество очень важно для восстановления нервных клеток. Нельзя допускать переутомления, так как оно пагубно влияет на формирование когнитивных функций. Желательно приучить ребенка к режиму, чтобы он ложился спать в одно и то же время.

Эмоциональная близость и поддержка. Родители должны достаточно времени уделять занятиям с ребенком, чаще общаться с ним, разговаривать и поддерживать. Это необходимо для формирования здоровой самооценки и мотивации, которые важны в развитии не только памяти, но личности в целом.

Важно помнить, что дошкольные годы — самая беззаботная и веселая пора детства, не следует перегружать ребенка развитием, целенаправленными занятиями, пытаясь сделать из него вундеркинда. Достаточно того, что он развивается в своем темпе. В школе будет еще много поводов для усталости и напряжения, поэтому, пока есть возможность, нужно позволить ребенку играть и свободно познавать окружающий мир.

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованно-игровой деятельности, фольклора Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Развитие способностей у русскоязычных детей при обучении татарскому языку посредством различных видов детской деятельности «Развитие способностей у русскоязычных детей при обучении татарскому языку посредством различных видов детской деятельности» Дошкольное.

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности Материалы по теме самообразования: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада посредством различных видов деятельности».

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности» Цель.  Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Задачи: показать.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родному краю посредством различных видов деятельности Доклад Слайд 1. Тема: Приобщение детей старшего возраста к родному краю посредством различных видов деятельности. Введение В настоящее.

Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста посредством различных конструкторов Цель: формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством различных конструкторов. Задачи: Формировать у детей.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности (слайд 2) Актуальность данной темы состоит в том, что у детей младшего дошкольного возраста низкий уровень развития мелкой моторики. Следствие.

Развитие речи детей раннего возраста посредством различных видов театрализованной деятельности Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом.

Развитие внимания детей дошкольного возраста посредством специальной игровой деятельности Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть,.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности Содержание 1. Введение 2. Теоретические основы 2.1 Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей 2.2 Взаимосвязь головного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие различных видов памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Опубликовано: 10 ноября 2018 в 14:25
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД