Папки-передвижки

Проект «Развитие произвольной памяти с применением мнемотехники и дидактических игр» для подготовительной группы

Светлана Грачева
Проект «Развитие произвольной памяти с применением мнемотехники и дидактических игр» для подготовительной группы

ПРОЕКТ :

«РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ И ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Тип проекта :

информационно – практико - ориентированный

Продолжительность: ноябрь - декабрь 2019

Участники – воспитанники подготовительной группы №5,

воспитатели группы, родители.

Грачёва С. И.

Попова Е. В.

Публикация «Проект „Развитие произвольной памяти с применением мнемотехники и дидактических игр“ для подготовительной группы» размещена в разделах

«Помнить - это значит успешно справиться с тремя задачами:

усвоением, сохранением и повторным извлечением информации.

Не помнить - значит не справиться ни с одной из этих задач»

Норман Д.

Актуальность

Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл "информационный взрыв" – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в раннем дошкольном возрасте. При этом раннее детство - самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. В настоящее время многие страны вкладывают в систему образования огромные средства, изготавливают множество сложнейших устройств и систем для повышения интеллектуального уровня детей, а также для развития памяти, начиная с самых первых шагов ребенка в большом мире – в прямом и переносном смысле.

Таким образом, актуальность темы, представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных детей.

Как показали результаты, проведённой диагностики, большинство детей имеет недостаточный уровень развития памяти, что затрудняет усвоение дошкольной программы, а следовательно будет затруднять усвоению и программы в школе.

Главная задача – это развитие памяти у детей, подготовка детей к обучению в школе и к выходу в самостоятельную жизнь.

Проблема:

Ребенок дошкольного возраста, в отличие от школьников, подростков и взрослых, запоминает информацию механически. Сохранение в памяти детей дошкольного возраста увиденного, услышанного или тактильно ощутимого материала, а также знаний о предметах и понятиях происходит без использования специальных приемов запоминания и логического осмысления информации. Так бывает до тех пор, пока ребенок под руководством родителей и педагогов не научится управлять собственной памятью.

От того, насколько правильно шел процесс развития базовых психических функций дошкольника, будут зависеть дальнейшие успехи или, напротив, неудачи в обучении, а также состояние памяти.

Цель: развитие у детей старшего дошкольного

возраста произвольной памяти через игру и с применением

мнемотехники.

Задачи:

разработать систему образовательной работы для развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста;

формировать у детей интерес к художественной литературе, дидактической игре;

обогащать словарь детей, развивать связную речь, речевую активность.

содействовать накоплению игрового опыта детей, предлагая им различные способы взаимодействия со сверстниками;

повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей и вовлечь их в процесс формирования произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста;

разработать методические рекомендации для родителей для совершенствования произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста;

развивать память, творческое воображение, внимание, мышление, способность к поисково – исследовательской, творческой деятельности;

воспитывать личностные качества: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

Продукт проекта :

Фотоматериалы

Стенд.

Стенгазета.

Конспекты НОД по различным образовательным областям.

Выставка рисунков, поделок.

Коллективная работа.

Книга коротких сказок по мнемотаблицам.

Основные формы реализации проекта :

беседы с детьми

рассматривание альбомов,

заучивание пословиц о Родине

загадывание загадок

чтение художественных произведений

дидактические игры

Принципы реализации проекта

принцип развития

отражает четкую ориентацию на развитие личности

принцип дифференциации и индивидуализации

предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи

принцип диалогического общения

отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов проекта

принцип доступности

предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений

принцип системности

достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности

Гипотеза

Если в ходе реализации проекта : у детей увеличится объем произвольной памяти, дети научатся составлять мнемотаблицы и использовать их для заучивания стихов, текстов произведений ;дети начнут проявлять интерес к художественной литературе и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Предполагаемый результат

развитие произвольной памяти у детей;

повышение концентрации,переключаемости и

устойчивости внимания;

увеличение объема произвольной памяти;

формирование приёмов запоминания;

повышение уровня развития смысловой памяти;

формирование самостоятельности в выполнении

заданий;

развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного

общения.

Основные этапы проекта :

Первый этап- подготовительный

Сбор и анализ информации, анализ и совершенствование материально-технической базы: подбор и изучение психолого-педагогической литературы по проблеме памяти;

Чтение детям познавательной и художественной литературы по теме проекта, включая и произведения писателей и поэтов земляков.

Создание условий, необходимых для реализации проекта, разработка перспективного плана по развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста; разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по разным областям; подборка дидактических, словесных, театрализованных, игр-драматизаций, игровых упражнений произвольной памяти, разработка моделей сюжетно-дидактических игр и оформление их в виде картотек; разработка консультативного материала для родителей

Второй этап - основной.

Обучение начинаем с приёма «повторение» Прием «повторение» проходит в четыре этапа: Первый этап - учим называть вслух предметы, картинки, слова которые необходимо запомнить. Второй этап - обучение простому повторению запоминаемой информации. Овладение им важно для подготовки к следующему этапу. Третий этап - повторение с выделением различных особенностей запоминаемого предмета, каждый раз на какую-нибудь другую его деталь. Четвертый этап – самопроверка, т. е. то, что удалось запомнить.

После овладения ребёнком приёма "повторение", переход к обучению логическим приемам запоминания. Логические приемы запоминания относятся: "группировка", "смысловое соотнесение" и "схематизация". Овладение ими происходит в два этапа :

1-й этап: формирование смыслового соотнесения и

смысловой группировки как умственных действий.

2-й этап: формирование умения применять эти действия

для решения мнемических задач. В основном этапе, были апробированы дидактические игры, упражнения, в рамках которого у детей формировались навыки игровой деятельности, развивалась произвольная память через разные виды деятельности; обогатился практический и игровой опыт ребенка.

Третий этап – практическая деятельность.

Ноябрь

1 неделя

НОД Составление рассказа «Осень»

с помощью картинно- графического плана.

НОД «Откуда хлеб берется».

НОД Заучивание наизусть стихотворения

«Нос умойся».

Беседа по сказке «Каравай»

Кроссворд "Сказочные герои"

Пословица «Не будет хлеба. не будет и обеда «

Пословица «Добро помни. а зло забывай»

Стишок «Тили – тили….»

Д. и. «Чей, чья?»

Д. и. «Запомни порядок»

2 неделя

НОД Чтение Соколов – Микитов «Лес осенью «

НОД Пересказ сказки «Кот. лиса и петух»

НОД Заучивание стихотворения «Много мебели в

квартире»

Беседа по сказке «Колосок»

Кроссворд "Курочка ряба"

Пословица «Без труда ….»

Стишок «Аты- баты…»

Д. и. «Скажи иначе»

3 неделя

НОД Чтение К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»

Пересказ с опорой на картинки «Собака и ворона"

НОД Сказка «Гадкий утенок учит нас доброте»

НОД Заучивание стихотворения «Мишка милый.»

Беседа по сказке «Три дочери»

Кроссворд "Найди пару"

Пословица «Уважай отца и мать. будет в жизни благодать»

Кроссворд "Машенька и медведь"

Стишок «Наши уточки с утра….»

Д. и. «Подбери картинку»

Д. и. «Скажи наоборот».

4 неделя

НОД «Мир профессий»

НОД Составление кроссворда по сказкам К Чуковского «Муха - Цокотуха» «Федорино горе»

НОД Заучивание стихотворения «Новый дом»

Беседа по сказке «Дюймовочка»

Пословица Тому тяжело. кто зло помнит»

Стишок «Пошел котик на торжок…»

Д. и. «Запомни слова на разные буквы»

Д. и. «Кому что»

Декабрь

1 неделя

НОД «Как рождается книга»

НОД Составление рассказа «Зима» с помощью картинно- графического плана.

НОД Заучивание стихотворения «Вышла Маша на крыльцо»

Беседа по сказке «Лиса и журавль»

Кроссворд "Морозко"

Пословица «Беспамятлив. как кукушка»

Стишок «Кошка на окошке….»

Д. и «.Цвет и форма»

Д. и. «Запомни фигуры»

2 неделя.

НОД Составление описательного рассказа «Дикие животные» по схеме.

НОД Чтение Н Носов «Живая шляпа»

НОД Заучивание стихотворения С. Есенин «Белая

береза» с использованием таблиц.

Беседа «Россия – Родина моя»

Кроссворд "Двенадцать месяцев"

Стишок «Наши уточки с утра….».

Д. и. «Корзина с продуктами»

Д. и. «Движение по памяти»

3 неделя

НОД «Расскажи по порядку – картинки подскажут»

НОД Составление рассказа «Зима» с применением мнемотаблицы

НОД Пересказ сказки «Под грибом»

Беседа по сказке. «Колобок»

Кроссворд "Колобок"

Пословица «Заруби себе на носу»

Стишок «Мы бежали во все бежалки….»

Д. и. «Подбери картинку»

Д. и. «Придумай слова по заданному признаку»

4 неделя

НОД Чтение К. Д. Ушинский «Умей обождать»

НОД Рассказывание сказки

«У страха глаза велики»

НОД Заучивание стихотворения «Компот»

Беседа

Кроссворд "Серебряное копытце"

Чтение Г. Успенский «Память».

Д. и. «Соедини слова и придумай предложение»

Д. и. «Найди пару»

Д. и «Запомни слова на разные буквы»

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр на ознакомление с основами мнемотехники Игра «Что изменилось?» Задача: развивать зрительную память и внимание детей, научить их запоминать последовательность картинок или детали.

Картотека дидактических игр на развитие памяти и мышления в старшей и подготовительной группе Игры, развивающие память «Кто больше запомнит» Участники игры садятся в круг. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий.

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Развитие произвольной памяти» ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: развитие произвольной памяти (зрительной) ЗАДАЧИ: 1. Формирование представления о памяти и помощь в определении значения.

Конспект по развитию речи «Колобок» с применением мнемотехники Конспект занятия по развитию речи с применением современной образовательной технологии мнемотехника. Цель: проверить, как дети запомнили.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители.

Конспект НОД по развитию речи с применением мнемотехники для подготовительной группы «Путешествие в осень» Цель: Формировать навык связной речи с опорой на схемы. Задачи: Закреплять и расширять словарь по теме " Осень" Учить подбирать синонимы.

Проект «Разучивание песен с приемами мнемотехники для формирования непроизвольной памяти и речевого воспроизведения» Разучивание песен с приемами мнемотехника для формирования непроизвольной памяти и речевого воспроизведения. Музыкальные руководители:.

Развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста «Без памяти, мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно.

Самообразование педагога подготовительной группы «Речевое развитие детей посредством дидактических игр» ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр». воспитателя подготовительной.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники в развитии памяти и внимания дошкольников» Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники в развитии памяти и внимания дошкольников». Подготовила: учитель-дефектолог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие произвольной памяти с применением мнемотехники и дидактических игр» для подготовительной группы
Опубликовано: 21 ноября 2019 в 07:40
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД