Получи документы

Проект «Развитие эмоционального интеллекта»

Любовь Игнатова
Проект «Развитие эмоционального интеллекта»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Как известно, каждый исторический период в развитии психологической науки характеризуется своими приоритетными направлениями и проблемами, различным уровнем популярности объектов исследования. В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии наблюдается рост интереса к изучению эмоционального интеллекта. Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины.

Публикация «Проект „Развитие эмоционального интеллекта“» размещена в разделах

В наше время этой проблемой занимаются специалисты уже по всему миру. Среди них Л. Моррис, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Гоулман, С. Гринспен, Г. Орме, К. Кеннон и многие другие.

Для понимания термина “эмоциональный интеллект” необходимы теоретические разъяснения. Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Это то, как мы справляемся с душевной болью, разочарованием, стрессом и неприятностями. Неразвитый EQ даже у самых блестящих людей может нивелировать карьерные перспективы, разрушить отношения и привести к разного рода зависимостям. Поэтому эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека.

В современной психологии доказано, что эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они помогают ему адаптироваться к окружению, побуждают к действию. Эмоции помогают человеку, понять насколько его собственное поведение и испытываемые им воздействия соответствуют его основным потребностям, интересам и ценностям. Эмоции выражают целостное отношение человека к миру, а формирование ценностно-эмоционального отношения детей опосредовано развитием эмоциональной сферы личности педагога.

Диагностика педагогического коллектива нашего детского сада по выявлению (методика оценки EQ Н. Холла):

- эмоциональной осведомленности

- умения распознавать эмоции других людей

- умения управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений

- развития эмпатии

- развития самомотивации

показала низкий уровень управления своими эмоциями, то есть эмоциональной отходчивости и эмоциональной нерегидности. Таким образом, анализ диагностических результатов побуждает педагогический коллектив работать над развитием эмоционального интеллекта.

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, развитие их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).

Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание, что детям порою сложно управлять своим эмоциональным состоянием, некоторые не умеют по-настоящему веселиться, испытывать эмоциональное благополучие и смеяться от души. Многим дошкольникам сложно определить грустит человек или радуется. Для маленького ребенка распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Передача эмоций — это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, в конечном итоге определяют всю жизнь человека.

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

•умением контролировать свои чувства;

•способностью сознательно влиять на свои эмоции;

•умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

•способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

•умением эффективно общаться с другими людьми;

•способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

К счастью, в отличие от IQ (интеллектуального развития, эмоциональный интеллект можно развивать и преумножать всю жизнь. Д. Гоулман (Goleman, 1995) утверждает, что полноценные детско-родительские отношения являются краеугольным камнем эмоционального интеллекта. Наши эмоциональные структуры формируются через подражание родителям и тем образам, среди которых мы выросли. Как и при изучении языков, новые эмоциональные знания можно приобрести во взрослой жизни, но с гораздо большими усилиями. Раннее детство - идеальный для усвоения период, и поэтому на родителей, ложится ответственность за EQ своих детей.

Проанализировав выше изложенное появилось обоснование необходимости разработки системы педагогических мероприятий, которые направлены на развитие эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса в нашей дошкольной образовательной организации.

Цель: Формирование системы знаний о роли и функциях эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса

Задачи:

1. Способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников.

2. Содействовать процессу личностного роста педагогического коллектива и родителей дошкольников, реализации их творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизненной удовлетворенности.

3. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Участники пед. проекта: дошкольники, родители, педагогический коллектив.

Длительность: 1год.

Методы реализации проекта: диагностика, коррекционо - развивающая деятельность, тренинг, консультации, родительские собрания, пед. совет, семинар-практикум.

План реализации проекта

Содержание работы

1. Подготовительный этап

изучение литературы по теме проекта;

подбор диагностического материала;

выбор и конкретизация направлений работы;

2. Основной этап

Работа с педагогическим коллективом.

Психодиагностика:

методика оценки EQ Н. Холла

Семинар-практикум:

Игровые педагогические технологии для развития эмоциональной сферы дошкольников.

Тренинги:

«Тренинг развития эмоциональной гибкости педагога»

«Профилактика СЭВ у педагогов»

Пед. совет:

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.»

Консультации:

Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта.

Что мешает успеху?

Использование эмоций для повышения мышления и деятельности.

Работа с дошкольниками.

Коррекционно-развивающая деятельность на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников. В течение года психолог

Работа с семьей

Родительские собрания:

Особенности эмоционального развития мальчиков и девочек.

Влияние типа родительского отношения на эмоциональное развитие старшего дошкольника

Консультации:

Секреты эмоционального благополучия ребенка.

Значение игрушки в развитии эмоциональной сферы ребенка- дошкольника.

Развитие эмпатии.

Воспитываем добротой.

3. Заключительный этап

Провести круглый стол по итогам реализации проекта и дальнейшего его развития.

Подготовить публикацию материалов в СМИ

Предполагаемый результат:

1. Умение педагогов управлять своим эмоциональным состоянием.

2. Творческая реализация педагогов в профессиональной деятельности, инновационная активность (статьи, выступления и т. п.).

3. Формирование у дошкольников представлений о базовых эмоциях и чувствах.

4. Профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка.

5. Обеспечить осознанное участие семьи в формировании эмоциональной сферы ребенка.

Психодиагностика: наблюдение, методика оценки EQ Н. Холла.

Список литературы:

1. Балакирева Т. С. Эмоции и дети – комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.

2. Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект ; пер. с англ. А. П. Исаевой. - М. : ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. - 478с.

3. Загвоздкин В. К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания// Управление ДОУ. 2008. № 4.

4. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.

5. Митина Л. М., Асмаковец Е. С. «Эмоциональна гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция».- М., 2001

6. Электронные ресурсы:

http://festival.1september.ru/articles/607697/;

http://educoroang.ru/O_centre/projects/sip/razvitie_ehmocionalnogo_intellekta_kak_motivacionn.html

http://elo4ka.ucoz.ru/publ/razvitie_ehmocionalnogo_intellekta_u_detej_doshkolnogo_vozrasta/1-1-0-3

Публикации по теме:

Консультация для начинающих учителей-логопедов «Нарушение в овладении предложно-падежными конструкциями» Нарушение в овладении предложно-падежных конструкций. Наиболее характерными ошибками у употреблении предложно-падежных конструкций дошкольников.

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики с 18.02 по 17.03.2013 года на базе ДОУ №22 «Алсу» Тема ВКР: Роль сенсорного развития в социализации детей раннего дошкольного возраста Цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие эмоционального интеллекта»
Опубликовано: 14 августа 2014 в 14:09
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие эмоционального интеллекта»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Игнатова (УИ 48228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД