Ирина Чернова
Проект «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Для гармоничного развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста, необходимо грамотное планирование воспитательно - образовательного процесса, учет индивидуальной психологической особенности развития ребёнка, организации коррекционно – развивающей работы, для формирования эмоциональной стабильности у детей.
Тип проекта
Публикация «Проект „Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
По доминирующей в проекте деятельности : познавательный, творческий.
По содержанию: познавательно – поисковый.
По числу участников проекта : коллективный, дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели групп.
По времени проведения: продолжительный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Цель: формирование у детей эмоциональной стабильности, эмоционального взаимодействия с окружающим миром.
Задачи проекта :
1. Учить детей понимать своё эмоциональное состояние и окружающих людей.
2. Совершенствовать способность управлять своими чувствами, эмоциями и поведением.
3. Развивать способы выражения собственных эмоций.
Задачи для воспитателей:
Повышение коммуникативной компетенции воспитателя.
Задачи для родителей:
Адекватные формы общения с детьми.
Участники проекта : дети старшей группы 5-6 лет.
Ожидаемые результаты:
• развития высших чувств – интеллектуальных, эстетических, моральных.
• Сформированность высших эмоциональных свойств личности, (умение сочувствовать, сопереживать, понимать чувства других).
• наличие способности соподчинять мотивы, управлять своим поведением.
• стремление к достижению результата своей деятельности, развитие позитивного мировосприятия.
• управляемость эмоциональными процессами.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания : растет сеть альтернативных дошкольных учреждений,появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Психологами доказано, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается : её необходимо развивать, создавая для этого определённые условия. Мир таких людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последствия всего происходящего во внешнем мире, на значения своих собственных поступков для окружающих».Чтобы этого не произошло, необходимо в работе с детьми дошкольного возраста учитывать особенности данного возраста. Старший дошкольный возраст характеризуется педагогами и психологами как особый период в воспитании и развитии ребёнка, так как он завершает дошкольное детство и является переходной ступенью к школьному обучению. Именно в этот период происходит активное формирование важных для последующего обучения и развития особенностей поведения детей, деятельности, связанной с интеллектуальной,нравственно – волевой и эмоциональной сферами.
Эмоция – это сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно мышечный и чувственно –переживательный аспекты. Нейрофизиологические процессы вызывают мимические и соматические проявления: частоту дыхания и сердечных сокращений, потоотделение, мышечный тонус и т. д. Они же посредством обратной связи осознаются человеком, в результате чего у него возникают эмоции.
На нервно – мышечном уровне эмоция появляется в виде мимики, пантомимики, голоса.
На чувственном уровне эмоция представляет собой переживание, имеющее непосредственную значимость для человека.
Стимулами эмоций могут быть :
-сенсорная информация (боль, холод, голод)
- познавательная информация (оценочное суждение, предвосхищающая информация о том, что может случится, память ит. д.)
- нервно – мышечные раздражители (изменения температуры тела, кашель и т. д.)
Эмоции, как уже говорилось, есть непосредственное переживание отношения человека к предметам и явлениям действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным и безразличным. Безразличное, равнодушное отношение, обычно не связано с какими – либо эмоциями. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, верность чего до этого момента была невелика или во всяком случае не определенна. Интерес – это положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение. Удивление – не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшее обстоятельства. Отрицательное отношение выражается в эмоциях не довольствования,горя, ненависти и:
Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьёзного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. Важным заключением в эмоциональном развитии ребёнка имеют общение с окружающими людьми и игра, в процессе которых формируются основы социальных чувств. Ребёнок дошкольного возраста эмоционально легко возбудим, но эмоции его обычно малоустойчивы. Ребёнок дошкольного возраста находится во власти внешних эмоциональных впечатлений и спонтанно возникающих чувств. Его легко привлечь к любому занятию, но также легко и отвлечь; чувства его быстро возникают и также быстро исчезают. Он живо реагирует на происходящее, но его эмоции не устойчивы. Часто приходится видеть, что не прошло и 2-3 минут после перенесённой малышом неудачи, а он уже улыбается, с увлечением следит за тем, что показывают ему. В дошкольном возрасте начинают заметно развиваться высшие чувства – моральные, эстетические,интеллектуальные. Постоянные наблюдения за детьми позволяют нам предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребёнка препятствует эмоциональная нестабильность. При недостаточных эмоциональных контактах у дошкольников может наблюдаться задержка эмоционального развития. Главные цели развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональное состояние (своё и окружающих людей); дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, поза, жесты, слово); совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями. Деятельность с детьми:
Игра: «Озорные осьминожьи» Цель: эмоциональное развитие детей в процессе формирования познавательной сферы. Развивать воображение, мышление, формировать культуру общения детей, используя игру.
Игра: «Волшебный мешочек» Цель: учить детей распознавать у себя и других эмоцию гнева, выражать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
Игра: «Котелок настроения» Цель: развитие эмоциональной сферы.
Игра: «Нарисуем гнев» Цель: игра помогает снять состояние агрессии, понять своё эмоциональное состояние, учить выражать эмоции с помощью рисунка, говорить о них, а также создавать модели поведения.
Игра «Живые цветы» Цель: поучить детей доверительному отношению друг к другу; развитие раскрепощённости в выражении эмоций.
Игра «Смешилки» Цель: помочь детям научиться более свободно выражать свои эмоции, научить положительно, воздействовать на настроение других людей.
Игра «Дождик и ромашки» Цель: помочь ребёнку научиться более свободно выражать свои эмоции, научить чуткости, поднимать настроение других людей.
Игра «По кочкам» Цель: снижение агрессивного поведения, гиперактивности, эмоционального напряжения; развитие саморегуляции, группового сплочения.
Игра «Вот так» Цель: формирование представлений о причинах эмоциональных состояний, развитие способности выражать эмоции вербальным и невербальным способами.
Игра «Раз,два,три-настроение замри» Цель: развитие способности определять эмоциональные состояния людей и выражать их с помощью мимики.
Игра «Кто как радуется (огорчается)» Цель: развитие способности изображать различные эмоциональные состояния вербальным и невербальным способами.
Игра «Кто смешнее засмеются» Цель: развитие способности передавать эмоциональное состояние радости.
Игра «Щекотушки» Цель: развитие навыков регулирования эмоций.
Игра «Рисунок по кругу» Цель: развитие групповой сплочённости и навыков совместной деятельности, уметь сотрудничать, развивать связанную речь.
Игра «Эмоции» Цель: развитие эмоциональной сферы ребёнка. Формы работы с родителями:
Анкета для родителей. «Охарактеризуйте эмоциональное состояние своего ребёнка».
Консультация. «Если дети рисуют монстров» Список литературы.
1. В. А. Крутецкой «Психология» Москва «Просвещение» 1986.
2. И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан «Психология» Издат. Центр «Ракселия» 2002.
3.«Общая психология» под редакцией А. В. Петровского М. Просвещение 1986.
4. Г. А. Широкова «Справочник дошкольного психолога» Ростов-на-Дону 2008 г.
5. Е. Г. Вотинова, И. В. Карнеева «Формирование эмоциональной стабильности у детей дошкольного возраста» 2009.
6. Журнал «Обруч» 2006.
7. Журнал «Дошкольное образование» 2003.