Лучший педагог года

Проект «Родина моя» для дошкольников

Ольга Тарасова
Проект «Родина моя» для дошкольников

Проект по срокам – долгосрочный (начало 2024 год) ;

по типу - коллективный, групповой;

по виду - комбинированный, включающий:

практико-ориентированный блок;

информационно-обучающий блок.

Участники – воспитанники ДОУ, педагоги, родители

Тема Проекта «Родина моя»

Использование потенциала педагогических модулей в процессе формировании патриотических чувств старших дошкольников.

Публикация «Проект „Родина моя“ для дошкольников» размещена в разделах

Цель Проекта :

создание благоприятных условий для формирования патриотических чувств участников воспитательного процесса и активизации познавательного и эмоционального потенциала детей путем приобщения к культурным ценностям русского народа.

Задачи Проекта :

Воспитательные

воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию, уважение к национальным традициям и культуре, к родному краю;

формировать духовно-нравственные позиции детей старшего дошкольного возраста при обеспечении устойчивого интереса к культурному наследию русского народа;

формировать у участников воспитательного процесса уважение к личности ребенка, признание его уникальности и неповторимости, признание неограниченных возможностей развития личностного потенциала на основе индивидуального подхода;

повышать престиж традиционной русской семьи и обучать навыкам родительского поведения через привлечение родителей к совместной деятельности по изучению основ культуры и традиций русского народа.

Формировать у детей чувства толерантности – уважения и адекватного понимания чужой культуры, отличных мнений и способов самовыражения.

Обучающие:

способствовать эмоционально-личностному развитию детей, развитию высокого чувства любви к Родине, опираясь на богатые традиции русской культуры, истории;

способствовать формированию широкого спектра познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста;

обеспечить атмосферу эмоционального комфорта при создании ситуации успешной деятельности и познания;

развивать коммуникативную культуру детей (работа в группах, парах, взаимодействие со взрослыми, формирование образа «Я» через развитие рефлексии при обучении начальным навыкам самоанализа, формирование чувства ответственности за результаты деятельности;

содействовать развитию комбинаторных навыков в процессе непосредственно образовательной деятельности дошкольников;

способствовать формированию оптимального темпа работоспособности в ходе выполнения заданий;

Принципы Проекта

• Принципы дифференциации и индивидуализации процесса формирования патриотического воспитания дошкольников.

• Принцип единства воспитательных и образовательных задач.

• Принцип «позитивного центризма» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста).

• Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса.

• Принцип дифференцированного подхода к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов.

• Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

• Принцип «познавательной спирали обучения» (или принцип «от простого к сложному», целью которого является поэтапное развитие ребенка с учетом индивидуальных личностных особенностей и индивидуального темпа познания и развития.

• Сочетание принципов научной обоснованности (культурно-исторический аспект) и практической значимости (использование полученных знаний в повседневной жизни (знания и умения).

• Принцип непрерывности и системности формирования патриотических чувств дошкольников.

Анализ опыта

Как показывает анализ различных источников литературы, в которых рассматривается проблема патриотизма, использование и трактовка самого термина «патриотизм» характеризуются многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью.

Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры и многообразием форм проявления. Вопросы патриотизма исследуются разными авторами в различных исторических, социальных и политических условиях, в зависимости от их личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству.

Следует отметить, что выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений своего народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Обращаясь к научным исследованиям, подтверждение находим у знаменитых педагогов, которые выделяли идею формирования нравственного потенциала человека на основе его культурного и национального Кода.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский народную педагогику считал одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. Его высказывание «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития» до сих пор является самым главным и самым важным для всей педагогической науки. Сказки и рассказы Ушинского К. Д. - лучший пример использования народной педагогики в воспитании в семье.

Обращаясь к зарубежным классикам педагогики, находим подтверждение у родоначальника педагогики Яна Амоса Коменского, который писал: «Только тот народ, который знает и любит свой родной язык, может претендовать на любовь и уважение других народов».

Термин «этнопедагогика» введён и популяризирован педагогом, профессором, доктором педагогических наук, академиком Российской академии образования Геннадием Никандровичем Волковым в 1972 году. Во главу угла основатель этнопедагогики профессор Волков Г. Н. поставил утверждение «Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации». Он утверждал, что в народной педагогике сконцентрирована сила гармонизации проявления высших человеческих чувств.

Данная проблема нашла отражение в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. Обилие теоретического материала затрудняет разработку схемы/алгоритма для конкретного дидактического материала с учетом педагогического и образовательного потенциала педагогов, родителей конкретного детского учреждения.

Вывод: предполагаем, что внедрение Проекта приведет к активизации механизма детского саморазвития, обогатит внутренний мир ребенка пониманием нравственных философских понятий как добро-зло, дружба, помощь, сострадание, взаимовыручка, традиции семьи и народа, отчий дом, Родина.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В последнее время заметно изменилась социально- экономическая ситуация в стране, изменился мир, в который должен войти ребенок.

Изменились нормы и ценности (не только социально- экономические, но и психологические, модели поведения, которые должен освоить ребенок в современных условиях формирования личностной идентичности, интеллектуального развития, формирования коммуникативных умений и навыков, социальной активности и лидерских качеств, адекватной самооценки, оказалось затрудненным в связи с рядом новых обстоятельств.

В педагогической науке воспитание рассматривается как целостный социально-педагогический феномен, сущность которого - целенаправленное создание педагогических условий для развития человека.

Стержень социальной зрелости составляют социально-нравственные качества личности, такие как самостоятельность действий, независимость суждений, ответственность за сделанный выбор, интеллектуальная развитость, способность к творчеству и саморазвитию.

Формирование личности человека является процессом и результатом развития человека под влиянием:

• наследственности,

• среды и окружающего социума,

• целенаправленной педагогической деятельности.

Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Важно и необходимо отметить, что в российском культурно-историческом контексте гражданский патриотизм имеет глубокий нравственно-этический смысл, берет начало в высших нравственных идеалах служения, долга, справедливости и солидарности.

Начиная с раннего детства приобщение ребенка к культуре своего народа, возрождает генетическую и культурную память.

Вывод:

Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. В русском народе испокон веков вырабатывались свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура, которые проявлялись и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Чтобы достичь определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность.

Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Родительский дом - это своего рода храм семейной духовности. Возвращаясь к истокам, мы называем это удивительное явление культурным Кодом русского народа.

Вывод: воспитание патриотизма как интегративного качества личности должно осуществляться комплексно через развитие и обогащение эмоциональной, когнитивной и мотивационно-потребностной сфер психики дошкольника с использованием всех потенциальных возможностей семьи и дошкольного учреждения.

Инновационная ценность проекта заключается в формировании духовно-нравственного потенциала ребенка в процессе патриотического воспитания через возвращение к истокам национальной культуры, фольклора, ремесел.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Для создания целевой модели патриотического воспитания дошкольников была учтена практическая часть работы, представленной в Проекте патриотического воспитания старших дошкольников «Родина моя», которая включает следующие направления:

Блок № 1 «Народные воспитатели» - работа с педагогическим коллективом,

Блок № 2 «Все дети – наши!» - работа с детьми,

Блок № 3 «Родительский дом» - работа с родителями.

Блок № 1 «НАРОДНЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ»

Для осуществления патриотического воспитания наших воспитанников, структурные единицы этнопедагогики, взятые коллективом воспитателей за основу, позволяют в полной мере использовать народную дидактику (раскрывает смысл наставлений, поучений) и педагогическую деонтологию, (изучающую необходимость и обязательность выполнения установленных норм поведения, правил, учит детей уважать свой род, предков, свою историю и культуру) в воспитании современных детей.

Данная методика предполагает широкое участие каждого воспитателя в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел, направленных на формирование патриотических чувств дошкольников старшего возраста.

Каждому педагогу предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности.

Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание ее согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребенку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (занятиями, трудом, игрой, а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче (эталонные профессиональные ориентиры, умение быстро и эффективно работать в рамках проектной группы с любым объемом информации). Соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта;

Каталог образовательного ресурса Проекта «Родина моя» :

1. Цельная модульная система, включающую основные аспекты патриотического воспитания. На этом этапе мы выделили следующие целевые ориентиры взаимодействия:

1.1. Модуль «Гордость России» (патриотическое направление)

- мини-проект «Липецкие летчики – гордость России» «На пыльных тропинках далеких планет…» (достижения космонавтики и липецкого авиацентра);

- мини-проект «Богатыри земли русской» (посвящен защитникам Отечества, преемственности поколений);

- мини-проект «Наши деды славные ПОБЕДЫ….» (посвящен Победам русского народа)

1.2. Модуль «Душа России» (направление - этнопедагогика, включающий

мини-проект «Я становлюсь на крыло…»;

мини-проект «Кукла моей Души»;

мини-проект «Матрешкин двор»;

мини-проект «Золотая хохлома»;

1.3. Модуль «Сказочная страна»

мини-проект «Сказочная страна» (знакомство со сказками народов России) ;

мини-проект «Сказка ложь, да в ней намек…»;

мини-проект «У лукоморья дуб зеленый…» (по сказкам А. С. Пушкина);

мини-проект «Русский сарафан».

1.4. Модуль «Мир на ладошке»

мини-проект «Березовые ситцы»;

мини-проект «Русское поле»;

мини-проект «Мир на ладошке».

2. Структура модулей

- теоретическая часть (из истории вопроса);

-практическая часть (конспекты, соответствующие возрастным периодам детей);

-творческая часть (продуктивная деятельность детей).

БЛОК № 2 «ВСЕ ДЕТИ – НАШИ!»

Потенциал детей дошкольного возраста уникален.

Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Если ребёнок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъём от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрёл «эмоциональный опыт», «обогатил фонд эмоциональных переживаний», который будет иметь важное значение для его дальнейшего развития. Именно так будут «проторены» пути для ассоциаций эмоционального характера, что является фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального интеллекта человека.

Особенностью развития представлений детей о родине в дошкольном возрасте является и то, что дети могут осознавать факт существования предметов и явлений, но никак к ним не относиться, то есть быть к ним безразличными.

Ребенок не всегда в состоянии самостоятельно увидеть в окружающем нравственное начало, т. к. многие предметы сами по себе по отношению к эмоциональной жизни ребенка нейтральны, если не поставлены в определенную связь с его жизнедеятельностью, если к ним, то есть к этим объектам, не проявляется ярко выраженное эмоциональное отношение взрослых.

Зеленова Н. Г. подчеркивала, что воспитание у дошкольников ЧУВСТВ является педагогической задачей не менее, а в каком-то смысле более важной, чем воспитание ума, чем обучение ребенка различного рода знаниям и умениям.

При реализации Проекта мы же ставим целью не только формирование, но и совершенствование инвентаря эмоций высокого, можно сказать философского, порядка.

Поэтому воспитательное воздействие на ребенка оказывают не всякие знания, а лишь те, которые им пережиты, прочувствованы, к которым сформировано определенное отношение.

Практические эмоции (эмоций, связывается с "рефлексом цели", с желание добиваться чего-то, трудиться, испытывать напряжение от решения сложных задач) :

• желание добиться успеха в работе;

• увлеченность, захваченность работой;

• любование результатами своего труда, его продуктами;

• приятная усталость;

• приятное удовлетворение, что дело сделано, что день прошел не зря.

Эстетические эмоции (отражение потребности человека в гармонии с окружающим).

Инвентарий эстетических эмоций:

• наслаждение красотой чего-либо или кого-либо;

• чувство возвышенного или величественного;

• чувство светлой грусти и задумчивости;

• чувство душевной мягкости, растроганности;

• чувство родного, милого, близкого и дорогого.

Вывод:

• для патриотического воспитания важно, чтобы яркие примеры надолго оставались в памяти ребенка – опора на интенсивное развитие эмоционально — психологической сферы.

• основа патриотического воспитания, воспитания любви к родной земле, к Родине — это введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба. Мир культуры представлен во внутреннем мире ребенка, который интенсивно развивается под влиянием разнообразных видов деятельности. В связи с этим большое значение для формирования начал патриотизма у детей дошкольного возраста приобретает как собственная, так и совместная с взрослым активность.

• к старшему дошкольному возрасту у детей увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов. Развивается способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям. Деятельность ребенка начинает определяться общественными целями. Складываются действенные отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, делать нужное для других, беречь то, что создано трудом человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой.

• для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к значимой информации,

• темы желательно сопоставлять с конкретными событиями и праздничными датами.

Важным приемом осмысления новых фактов и явлений станет обращение к зрительному образу при совершенствовании мелкой моторики: внешний вид и изображение предмета изучения, художественные иллюстрации, рисунки, поделки, символические знаки – все то, что станет опорой для развития мышления ребенка.

• Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

Все эти приемы обеспечивают воспитание «Союза разума и чувства».

БЛОК № 3 «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ»

Родительский дом – для русского человека это своего рода храм семейной духовности. Роль семьи не сравнится ни с какими другими социальными институтами, так как в семье формируется личность человека, овладевшего социальными ролями. Обучение матерью первоначальным навыкам – это первый воспитательный институт мудрости. Русские люди говорили: «Отец формирует разум, а мать пестует тело и душу…». Следует понять, что сами современные родители – это дети 90-х, периода, когда в стране основной целью было выживание. Однако следует отметить, что родители - важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу и далеко не всегда. Профессиональные педагоги понимают, что работа с родителями - это длительный процесс, долгий кропотливый труд педагогов, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. На этом пути надо удержаться от лишних эмоций, не поддаваться пораженческим настроениям. Надо понимать, что в силу разнообразных причин (образование, уровень интересов, личностные особенности, занятость) не все родители станут надежными союзниками воспитателя. Вместе с тем, традиционные формы работы (памятки, беседы, родительские собрания) в современной действительности бывают формализованы, в силу многих причин – краткости, «психологической размытости», могут нести информацию, которую легко почерпнуть из других информационных источников.

Живое дело, видимый результат – вот те механизмы, которые позволят заинтересовать современных родителей, проложат путь доверия к своему «народному воспитателю».

Предполагаем, что привлечение части родителей к реализации идеи концепт-сценария Проекта «КалинкА» через приобщение к культурному Коду русского народа, т. е. активизации «коллективного бессознательного» и реализующую эстетическую функцию образовательно-творческого пространства.

Формы работы с родителями :

1. Мульт Клад «Липецкий Медвежонок» (путеводитель в мультмире - предлагается перечень мультфильмов, распространяются через чаты возрастных групп, что является дополнением к полученным знаниям в детском саду («Азбука маленького россиянина») (приложение___)

2. Организация интегративных и комплексных занятий в этномузее «Преданье старины глубокой…» (приложение___)

3. Совместная выставочная деятельность (взаимодействие организовано по принципу «родитель-ребенок-воспитатель»). Экспозиции готовятся к значимым датам и народным праздникам, что способствует созданию душевной атмосферы, которая оказывает положительное влияние на формирование духовного и патриотического потенциала дошкольника.

4. Проведение интернет-мастер-классов с родителями (рассылка по в родительском чате. Результат – совместное творчество с ребенком).

5. Использование возможностей «Института бабушек».

6. «Институт бабушек» - тот потенциал, который существовал издавна, потенциал, наполненный бесценным опытом и мудростью старшего поколения, русскими традициями и обычаями. Занятость родителей, некая духовная жесткость и ориентация на прагматичность, индивидуализм современных родителей с успехом может возместить ориентация на бабушек (или старших родственников)– мудрых и добрых ангелов-хранителей семей.

7. Подготовка дидактического материала по различным видам обучения детей.

Блок № 3 «Музейная педагогика».

Мерцающий голубой экран компьютера, телефона вошел в нашу жизнь стремительно, сумев заполонить своими «героями» все информационное пространство. Странные персонажи зарубежных мультфильмов, навязчивые формы «раскрепощенного» поведения, игрушки, влияющие самым негативным образом на формирование эстетических чувств ребенка – все направлено на то, чтобы нивелировать традиционные ценности русской семьи. В настоящее время этот «современный продукт» все больше заполняет пространство неокрепшей детской психики и, которая, к сожалению, уже воспринимает это как норму.

Используя подобные формы воздействия на детскую психику происходит «размывание» традиций русской культуры, русских традиций.

Как бы далеки не были от нас знания наших предков, все равно наши корни уходят именно в эти славянские обычаи и традиции, и отмахиваться от них — это все равно, что отрицать существующую связь поколений. Возрождая традиции, мы приобщаемся к незаслуженно забытым знаниям, становимся частью рода, вспоминаем свои корни — кто мы и откуда. Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Приняв решение использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.) мы поняли, что эта работа оказалась чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого был создан этно-музей «Преданье старины», где именно через "бытовую повседневность» для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в мини-музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок, куколок, преданий).

Публикации по теме:

КВН-игра для дошкольников «Россия — Родина моя» КВН - игра для дошкольников "Россия – Родина моя!" Цель: Обобщение знаний детей о Родине – России. Задачи: Закрепить знания детей о нашей.

Педагогический проект «Моя Родина — Россия»Педагогический проект «Моя Родина — Россия» 11 июня 2016 года Цель: формировать представление о России как о родной стране, уточнить знания дошкольников о государственных символов,.

Педагогический проект «Россия — Родина моя!» Подготовительная группа. Цель: расширять и систематизировать представления детей о родной стране России. Продолжительность и реализация.

Проект «Красногвардейское — моя малая Родина»Проект «Красногвардейское — моя малая Родина» Тема: Информационно - творческий проект по развитию нравственно – патриотического воспитания «Красногвардейское – моя малая Родина» для.

Проект «Моя малая Родина» Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность.

Проект «Моя малая Родина-Ямал»Проект «Моя малая Родина-Ямал» Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционального – психологического воздействия, так как образы восприятия действительности.

Проект «Россия — моя Родина»Проект «Россия — моя Родина» Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Родина моя» для дошкольников
Опубликовано: 21 ноября 2023 в 19:59
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД