татьяна швецова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Россия — Родина моя!»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В нравственном развитии человека существенное значение имеет овладение простыми нормами нравственности, которые выработаны в процессе совместной жизни людей и переходят от поколения к поколению, развиваясь, дополняясь. Формирующиеся в дошкольном возрасте моральное сознание, чувства, поведение оказывают решающее влияние на всю детскую деятельность и на весь комплекс взаимоотношений между детьми и взрослыми. Личность каждого ребенка, забота о ее моральном развитии - сегодняшнем и перспективном- требует повседневного внимания со стороны взрослых. Нравственная направленность, которая придается детской деятельности, создает предпосылки для успешного развития ценных нравственных качеств : целеустремленности, идейной направленности, дружественного отношения к сверстникам, трудолюбия … Нравственное развитие ребенка – дошкольника осуществляется тем более успешно, тем теснее контакты между детским садом и семьей. Для формирования чувства патриотизма важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Детям 6-7 лет доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России; служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Россия — Родина моя!“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Актуальность
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны - данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории родного края, его культуре, традициях и обычаях местных жителей.
Цель проекта : воспитание уважения к своему народу, благодарности к предкам, любви к Родине, гордости за нее, уважительного отношения к Государственным символам РФ
Задачи проекта :
1. Познакомить с изображением Государственного флага РФ (цветовое решение, расположение полос).
2. Формировать представление о значении Государственного флага РФ.
3. Воспитывать уважительное отношение к Государственному флагу, любовь к Родине, гордость за нее.
4. Углублять представления детей о России как о государстве, в котором они живут (столица, президент).
5. Способствовать развитию грамматического строя речи, связной речи, обогащать словарный запас.
6. Расширять кругозор.
7. Поддерживать познавательный интерес к истории страны.
Вид проекта : творческо-информационный
Продолжительность проекта : краткосрочный 10-14 июня.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста; родители; педагоги ДОУ
Ожидаемые результаты: пробуждение интереса к истории, культуре своей Родины, православным традициям, любви к родному краю;
Этапы реализации проекта :
I - Подготовительный:
изучение литературы, изготовление наглядно- информационных пособий для детей и родителей, составление конспектов, картотек игр.
II - Реализационный:
проведение занятий, бесед по данному направлению.
работа с родителями.
III - Заключительный :
анкетирование участников проекта.
Принципы реализации проекта
Принцип культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности, познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России.
Принцип личностно-ценностного соответствия содержания программы закономерностям развития детей дошкольного возраста.
Принцип систематичности, последовательности и преемственности содержания между ступенями дошкольного, начального образования.
Принцип амплификация содержания, позволяет расширять и углублять знания детей по данному направлению работ
Механизмы реализации проекта
10 июня
Утро:
1. Беседа «Наша Родина - Россия».
2. Рассматривание символики РФ
Вечер:
Прослушивание гимна РФ
11 июня
Утро:
1. Праздник «Россия – Родина моя»
2. Заучивание стихотворения А. В. Жигулин «О, Родина!»
Вечер Пластилинография «Российский флаг»
13 июня
1. Д/игра «Белый, синий, красный»
2. Чтение художественной литературы: И. Шмелёв «Русская песня»
Вечер
Раскрашивание «Герб» (раскраски)
14 июня
Беседа «Моя малая Родина»
Рисование «Мой край родной»
Вечер
«Вечер народных подвижных игр»
День России.
Сценарий для старшей и подготовительной группы
Дети, нарядные, входят в зал. Встают возле стульев. Звучит гимн России.
Ведущий
Что такое Родина?
Это запах хлеба!
Солнышко лучистое,
Голубое небо.
Это — травы сочные,
Это — реки быстрые,
Это — степи пыльные
И луга душистые.
Пусть восходит солнце
Над Россией нашей.
Нет ее любимей,
И милей, и краше.
Автор: В. Духанин
Дети исполняют песню Г. Струве «Моя Россия».
У каждого человека есть своя маленькая родина. Это то место, где он родился и вырос. У каждого есть своя маленькая родина. У нас _г. Шумерля.
Городок мой родной —
Шумерлинский край!
Воздух, словно густой,
Полной грудью вдыхай!
Поброди по лесам
И грибов набери.
Ты ведь слышал, как весной
Здесь поют соловьи?
Там, вдали от дорог
Прудик есть небольшой.
С чистой, словно слеза,
Родниковой водой.
Там сидят у воды
Рыбаки поутру.
Городок мой родной,
Как тебя я люблю!
Автор: А. Чусовская
Дети, назовите столицу нашей Родины.
Дети. Москва.
Ведущий. Правильно. А вы знаете песню о Москве?
Дети. Да.
Ведущий. Давайте исполним ее.
Дети исполняют «Песню о Москве» (муз. Г. Свиридова).
Русский народ трудолюбивый, веселый. Он умеет и работать и веселиться. Возьмут парни в руки ложки и давай ими ритм выбивать, а девушки в нарядных сарафанах хоровод водить.
Дети исполняют на ложках русскую народную песню «Из-под дуба».
Велика и богата наша родина Россия. Много талантливых людей живут здесь.
Матрешки выстроились в ряд,
Глаза их весело блестят.
На сарафанах их цветы
Небывалой красоты.
Девочки в ярких сарафанах исполняют танец «Матрешечки» под русскую народную мелодию (по выбору).
Один ребенок читает стихотворение А. Чусовской «Есть в России речка.» .
Есть в России речка, речка небольшая:
Берега крутые, глина золотая.
Мастерицы глину в ладонях раскатают,
Вылепят игрушку, детишек забавляют.
В белый цвет покрасят, узоры нарисуют,
Точки да полоски — просто глаз балуют.
Вятская игрушка — дымковское чудо:
Нежно взор ласкает, гордятся ей повсюду.
Автор: А. Чусовская
Затем дети в дымковских костюмах исполняют танец под русскую народную мелодию «Барыня».
1-й ребенок
Павлово-посадские тонкие шали
Любую девушку украшали.
По яркому полю цветы разбежались,
Венком на краешке задержались.
Розы, ромашки, бутоны и листья
В хороводе стали кружиться.
Девчонки наденут платки на головку,
Уголочки на шее завяжут ловко.
Увидев их, скажут:
«Нет на свете красивее
Девушек в шалях цвета России!»
Автор: А. Чусовская
Дети исполняют танец с платками (ансамбль «Иван Купала», муз. и сл. народные в обр. А. Иванова, А. Румянцева).
2-й ребенок
Хохломская роспись, алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы!
Рощи, перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой, золотой листвы.
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий.
Всех чудесней наша Хохлома!
Автор: П. Синявский
Дети в ярких костюмах исполняют танец «Кадриль».
3-й ребенок
Есть в Подмосковье такое местечко:
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Автор: П. Синявский
Дети в гжельских костюмах исполняют танец. Девочка поет песню «Гжель» (муз. и сл. 3. Роот).
Выходят девочки в ярких сарафанах с Городецкими досками в руках, читают стихотворение.
У нас на каждой лавочке
Розаны да купавочки.
Здесь «сытый» конь копытом бьет,
В седле он всадника везет.
Райские птицы летают,
В гирлянды цветы заплетают.
Автор: А. Чусовская
Ведущий
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет
В своём проекте я использовала следующее методическое обеспечение:
Натарова В. И., Карпухина Н. И. «Моя страна».
Н. В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».
М. Ю. Новицкая «Наследие».
В. Н. Лукьяненко «Мир народной культуры в детском творчестве».
«Мы живём в России». Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова.
«Детство». Т. В. Логинова, Т. И. Бабаева.
О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Вывод. В ходе проекта у детей возрос интерес к истории и культуре родной страны-России. Для детей были созданы условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике-России. Осуществлено ознакомление дошкольников с географическим своеобразием России Сформировались основы патриотических чувств: любовь, гордость,уважение к своей стране,ее культуре. Обобщились знания о государственной символике России : флаг, герб, гимн. Работа над проектом показала, что дети с огромным желанием и интересом принимали участие в работе.